Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах, работающих в условиях высоких радиальных нагрузок.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных свойств роликоподшипника путем замены вышедших из строя съемных элементов и роликов без раз-1 борки подшипника и создания более
мягкой работы подшипника.
-На фиг. 1 показан подшипник в сборе; на фиг. 2 - съемный элемент, про-/ дольная ось симметрии которого ориентирована к образующей кольца под уг- лом, равным углу наклона ..винтовой линии размещения .впадинj на фиг. 3 - съемньй элемент, продольная ось симметрии которого ориентирована по образующей кольца; на фиг. 4 - съемньй элемент, продольная ось которого перпендикулярна образующей кольца.
Роликоподшипник содержит наружные 1 и внутреннее 2 кольца с размещенными между ними роликами 3. Ролики 3 выполнены с равнорасположенными по окружности и размещенными по винтовой линии выступами 4, которые имеют профиль второго порядка. Кольца 1 и 2 выполнены составными в виде обоймы 5 с установленными на ней со стороны роликов 3 съемными элементами 6, имеющими профильные впадины 7, взаимодействующие с выступами роликов 3.
Съемные элементы 6 и ролики 3 вы- полнены из материала с твердостью, большей твердости материала обоймы 5 в 1,5 раза. Съемные элементы 6 уста- новлены на обоймах 5 с помощью соединения ласточкина хвоста. Продольная ось 8 симметрии опорной поверхности 9 соединения может быть ориентирована параллельно или перпендикулярно образующей обоймы 5 роликоподшипника ,или же под углом, равным углу накло- на винтовой линии размещения выступов 4. Одно из 1 или 2 роликоподшипника выполнено разъемньм.,
В роликоподшипнике ролики 3 и кольца 1 и 2 находятся в строгой кине матической связи друг с другом. Эта взаимосвязь не нарушается даже в ненагруженной зоне подшипника, где имеют место увеличенные зазоры между телами качения и кольцами, обусловленные напряженно-деформированным состоянием опорного узла и монтажными зазорами в подшипнике, при действии радиальной нагрузки происходит подстраивание съемного элемента 6 под действующую нагрузку за счет повышенной податливости съемных элементов 6 по сопрягаемым поверхностям. Это уменьшает влияние погрешностей изготовления элементов 6 и сборки ролико-1 подшипника на его работу. Кроме того, улучшаются условия гидростатической смазки контактирующих поверхностей.
Выполнение роликоподшипника со съемными элементами 7 позволяет производить его ремонт путем замены вышедших из строя как роликов 3, так и съемных элементов 6 без полного демонтажа подшипника.
В зависимости от того, как ориентирована продольная ось 8 съемного |элемента, изменяются технология и сроки восстановления подшипника. При ориентировании оси симметрии под углом, равным углу наклона винтовой линии расположения, выступов, затрачивается минимальное время на ремонт подшипника, так как нет необходимости в разборке подшипника, замена съемных элементов 6 и роликов 3 может быть осуществлена с торцовой стороны роликоподшипника путем их вывинчивания.
При ориентации продольной оси 8 съемного элемента перпендикулярно образующей кольца установка съемных элементов 6 производится путем закатывания их через разъем по цилиндрической поверхности обоймы 5. При этом требуется разборка подшипника при его ремонте.
Ориентация продольной оси 8 параллельно образующей кольца позволяет производить ремонт роликоподшипника при частичной его разборке.
Ролики и съемные элементы могут быть изготовлены из сплавов,.обладающих высокой износостойкостью, например металлокерамических спечных сплап BOB, композитных материалов, сплавов, легированных дорогостоящими присадка ми. Обоймы могут быть изготовлены из более дешевых конструкционных материалов .
Использование предложенного роликоподшипника повышает ремонтопригодность и надежность.
Формула изобретения Роликоподшипник, содержащий наружное и внутреннее кольца с размещенныт ми между ними роликами, на поверхносг
ти которых выполнены равномерно расположенные по окружности и размещенные по винтовой линии выступы, а на обращенных к роликам поверхностях ко- лец выполнены ответные указанным выступам профильные впадины, при этом одно из колец выполнено разъемным, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных
свойств, каждое колыго выполнено составным в виде кольцевой обоймы с установленными на ней съемными элементами со средствами крепления к обойме, выполненными в виде ласточкина хвоста, профильные впадины вьполнены на соответствующих поверхностях упомянутых съемных элементов, средств крепления, причем продольная ось симметрии средств крепления расположена под углом относительно образующей обоймы, равным углу наклона винтовой линии выступов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГРАНУЛИРОВАНИЯ КОРМОВ | 1996 |
|
RU2117438C1 |
УЗЕЛ ТРЕНИЯ С РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫМ ПОДШИПНИКОМ ИЗ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ | 2005 |
|
RU2279573C1 |
ТРУБЧАТЫЙ ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР | 2007 |
|
RU2332344C1 |
КАНАТНЫЙ БЛОК | 2005 |
|
RU2305656C1 |
Объемный насос Данильченко | 1990 |
|
SU1760161A1 |
Шатунно-поршневая группа двигателя внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1456626A1 |
Устройство для вырезания в смятой обсадной колонне вогнутых участков стенки | 2023 |
|
RU2810117C1 |
ЛАБОРАТОРНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НА КОНТАКТНУЮ УСТАЛОСТЬ ПАР ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ ТИПА "ЦИЛИНДР-ЦИЛИНДР" | 2019 |
|
RU2726255C1 |
Эластомерная футеровка цапфы барабанной мельницы и модульный элемент футеровки цапфы | 2019 |
|
RU2712898C1 |
Уплотнение для резьбовых соединений и способ его изготовления | 1985 |
|
SU1314164A1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам. Цель - улучшение эксплуатационных свойств роликоподшипника. Роликоподшипник содержит наружное 1 и внутреннее 2 кольца, между которыми установлены ролики 3 с выступами 4. Кольца 1 и 2 выполнены составными в виде обойм 5 и съемных элементов 6, имеющих продольные впадины 7 для взаимодействия с выступами 4 роликов 3. Выступы 4 имеют профиль второго порядка, равнорасположены по окружности роликов 3 и размещены по винтовой линии. Съемные элементы 6 установлены на обоймах 5 с помощью соединения типа "ласточкин хвост". Продольная ось симметрии опорной поверхности соединения может быть ориентирована вдоль или перпендикулярно образующей обоймы или под углом, равным углу наклона винтовой линии размещения выступов 4. Одно из колец 1 или 2 роликоподшипника выполнено с разъемом. При действии радиальной нагрузки происходит подстраивание каждого съемного элемента 6 под действующую нагрузку за счет повышенной податливости элементов 6 по сопрягаемым поверхностям. Уменьшается влияние погрешностей изготовления и сборки роликоподшипника на его работу. Изобретение позволяет производить ремонт роликоподшипника путем замены элементов 6 и роликов 3 без разборки и при частичной разборке подшипникового узла (в зависимости от того, как ориентирована ось 9 опорной поверхности соединения). 4 ил.
S
Редактор А.Шандор
Составитель И.Теравская
Техред М.Ходанич Корректор С.Шекмар
Заказ 130
Тираж 532
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Ум.
Подписное
Авторское свидетельство СССР К 1153131, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1990-03-07—Публикация
1987-04-08—Подача