Изобретение относится к способу гидроочистки нефтяных дистиллятных фракций от сернистых и непредельных соединений
Цель изобретения - снижение степени закоксовьшания катализатора.
Способ осуществляют следующим образом.
Крекинг-бензин смешивают с дизельным топливом или вакуумным газойлем, добавляют легкий газойль каталитического крекинга или замедленного коксования с пррдеттями выкипания 170-360°С и полученное сырье подвергают каталитической гидроочистке. Гидрирование Осуществляют на алюмо- кобальтмолибденовом или алюмоникель«- молибденовом катализаторе при 360410° С и давлении 30-50 МПа. После гидроочистки полученные продукты охлаждают и фракционируют с выделением бензиновых фракций, дизельного топлива и легкого газойля.
Для проверки предлагаемого способа очистки крекинг-бензина и сравнения его со способом-прототипом были проведены опыты, ттредставленные ниже. При этом длительность работы катализатора для оценки его закоксовьшания во всех опытах была одинаковой и составила JQO ч.
Пример (известный способ). Бензин термического крекинга гудрона сернистой нефти с содержанием серы 0,5 мас.% смешивают с дизельным топливом с содержанием серы 2,65 мас.%
сл
4
СО СО Х ОЭ
в массовом соотношении 30:70. Полученное сырье полвепгают гидроочистке в присутствии алюмокобальтмолиб- денового катализатора при 400 С, давлении 3 МПа,, объемной скорости попачи сырья 3,0 ч( и попаче водорода 300 нл/л на лабораторной установке. Жидкие продукты реакции после охлаждения и стабилизации фракционируют на бензин (НК-180°С) и дизельное топливо (180-360°С)0 Содержание серы в очищенном дизельном топливе 0,32%„ Содержание кокса на катализаторе 890 мас.%о Содержание серы в очищенном бензине 0,05%, йодное число 4,5 г J2/100 г.
Пример 2. Бензин термического крекинга гудрона сернистой нефти с содержанием серы 0,5 мас0% в количестве 30 мас.% смешивают с 60 мае,7, дизельного Топлива с содержанием серы 2,65 мас.%, добавляют 10 мас.% легкого газойля жесткого каталитического крекинга вакуумного газойля плотностью 0,941 г/см с содержанием серы 2,24 мас.%, пределы выкипания которого 189-331°С. Полученное сырье подвергают гидрированию в условиях примера 1 с последующим фракционированием .
Содержание серы в бензине после т-идрирования 0,015 мас.% в дизельном топливе 0,05 мас„% Содержание кокса на катализаторе 5,3 масс%. Йодное число бензина 2,3 г jЈ/100 г0 П р и м е р 30 Процесс ведут аналогично примеру 2, но дизельное топливо берут в количестве 65 мас.%, а легкий газойль каталитического крекинга - 5 мас.%. Содержание серы в бензине после гидрирования 0,028 масс%, в дизельном топливе 0,2 мас„%. Содержание кокса на катализаторе 5,7 мас.%. Йодное число бензина 3,0 г Ja/100 г.
П р и м е р 4. Процесс ведут аналогично примеру 2, но дизельное топливо берут в количестве 55 мас.% легкий газойль каталитического крекинга 15 мас.%. Содержание серы в бензине после гидрирования 0,021 мас.%, в дизельном топливе 0,12 мас„%. Содержание кокса на катализаторе составляет 6,5 мас„% Йодное число бензина 2,6 г J2/100 гс
1
П р и м е р 5. Процесс ведут аналогично примеру 2, но дизельное топливо беру, г в количестве 50 мас,%
легкий газойль 20 мас.%. Содержание серы в бензине после гидрирования 0,051 мас,%, в дизельном топливе
0,37 мас.%.
П р и м е р 6. Процесс ведут аналогично примепу 2, но дизельное топливо берут в количестве 68 мас.%, ъ. легкий газойль каталитического крекинга 2 мас.%о Содержание серы в бензине после гидрирования 0,048 мас.%, в дизельном топливе 0,31 мас.%. Содержание кокса на катализаторе 8,0 мас.%. Йодное число
бензина 4,45 г J2/100 г.
Аналогично примерам 2-6 осуществляют способ очистки крекинг-бензина, но с использованием легкого газойля коксования (примеры 7-11).
QДанные примеров сведены в табл.1„
Аналогично примерам 2-6 проводят способ очистки крекинг-бензина с добавлением легкого газойля катали- 5 тического крекинга с пределами выкипания 170-360°С (примеры 12-16).и с добавлением легкого газойля коксования с пределами выкипания 170 - 360°С (примеры 17-21).
30
Данные примеров сведены в табл02.
Из данных табл.1 и 2 видно, что при снижении количества легкого газойля каталитического крекинга или
коксования менее 5 мас.% содержание кокса на катализаторе, не падает. Соответственно и содержание серы в бензине и дизельном топливе после гидрирования практически не уменьшается (примеры 6 и 11). С увеличением количества добавляемого легкого газойля более 15 мас.% увеличивается коксообразование на катализаторе и содержание серы в продуктах гидрирования (примеры 5 и 10).
Таким образом .предлагаемый способ очистки крекинг-бензина с добавлением легкого газойля каталитического крекинга или замедленного кок-
сования с пределами выкипания 170 - 360°С в количестве 5,0-15,0 мас.% пс сравнению с известным способом позволяет снизить содержание кокса на катализаторе с 8,0 до 5,3 мас.%.
Содержание серы в крекинг-бензине
и дизельном топливе при этом снижается по сравнению соответственно с 0,05 до 0,02 мас.%, с 0,32 до 0,05 мас.%.
Формула изобретения
Спогоб очистки крекинг-бензина от сернистых и непредельных соединений путем смешения его с дизельным топливом, или вакуумным газойлем с последующей каталитической гидро-1- очисткой смеси, отличающий- с я тем, что, с целью снижения сте
пени закоксовывания катализатора, перед гидроочисткой в смесь крекинг- бензина с дизельным топливом или вакуумным газойлем добавляют легкий газойль каталитического крекинга или замедленного коксования с пределами выкипания 170-360°С в количестве 5-15 мас.% от сырья гидроочистки.
i
Т а в л к ц а 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ | 2008 |
|
RU2378322C1 |
Способ очистки крекинг-бензина | 1969 |
|
SU336994A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МОТОРНЫХ ТОПЛИВ | 2015 |
|
RU2569686C1 |
СПОСОБ ГИДРООЧИСТКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ | 1997 |
|
RU2114897C1 |
СПОСОБ ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ВТОРИЧНЫХ БЕНЗИНОВ | 1995 |
|
RU2089590C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКОПЛОТНОГО РЕАКТИВНОГО ТОПЛИВА (ВАРИАНТЫ) | 2018 |
|
RU2670449C1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ БЕНЗИНОВ ТЕРМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ | 1993 |
|
RU2064963C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ДИСТИЛЛЯТОВ ВТОРИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ | 1998 |
|
RU2135548C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕПРЕВРАЩЕННЫХ ОСТАТКОВ ПРОЦЕССОВ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ С ПОЛУЧЕНИЕМ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2021 |
|
RU2781197C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ИЗ ОСТАТОЧНОГО НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ | 2009 |
|
RU2404228C2 |
Изобретение касается производства топлив, в частности очистки крекинг-бензина, что может быть использовано в нефтепереработке. Очистку бензина от сернистых и непредельных веществ ведут смешением с легким газойлем (каталитического крекинга или замедленного коксования) с пределами выкипания 170-360°С (5-15% от массы сырья гидроочистки), с вакуумным газойлем или дизельным топливом с последующей каталитической гидроочисткой смеси. Эти условия снижают степень закоксовывания катализатора перед гидроочисткой с 8 до 5,3%, а также повышают степень обессеривания (снижение серы с 0,32 до 0,05-0,23% мас.%). 2 табл.
Компоненты сырья гидрирования, мае.%
Крекинг-вензнн 30
Прямогонное
дизельное
топливо70
Легкий газойль
каталитического
крекинга Легкий газойль
коксования Содержание серы, мае ,7
Крекинг-бензин 0,5
Прямогонное
диз.топливо
/вместе с добавкой/2,65 Качество продуктов погле гидрирования Вензин (фр. ПК-190° С)
Содержание серы,
мас.%0,05
Йодное число, г
г4,5
Степень гидрообессериванил,%90,0
Дизельное топливо Сфр. 190-360°С)
Содержание се30 30
60 65
10
30
55
15
30 30 30 30 30 30
50 68 60 65 55 50
0
10
15 20
0,50,50,5
2,612,582,6
0,0150,0280,021
2,33,02,6
0,50,50,50,50,50,5
2,5,642,562,62,52,45
0,0510,0480,020,0310,0260,09
4,24,452,93,63,04,8
30
68
0,5 2,68
0,049 4.5
97,0 94,4 95,8 89,8 90,4 96,0 93,8 94,8 82,8 90,2
30 60
10
30 65
30 55
15
30 30 30 30 30 30
30
50 68 60 65 55 50
68
0
10
15 20
0,50,50,50,50,50,5
2,5,642,562,62,52,45
0,0510,0480,020,0310,0260,09
4,24,452,93,63,04,8
Таблица2
30 68
2,0
30 60
10
30 65
30 55
15
30 50
20
30 68
Показатель
12 13 14 | 15 16 - 17 18 Ј 19 20 I 21
0,5
0,5 0,5
2,58 2,63 2,53 2,48 2,69
Крекинг-бензин 0,5 . 0,5 0,3 0,5 0,5 0,5 0,5
Прямогонное
дкэ. топливо
/вместе с
добавкой/ 2,60 2,64 2,56 2,48 2,62 Качество продуктов после гидрирования Бензин ЈНК-190 С
Содержание серы,
,02 0,033 0,027 0,058 0,05 0,019 0,028 0,025 0,09 0,052
Йодное число,
г йода/100 г2,45 3,32,87 4,64,55 2,8
Степень гидрообессеривания,Х 96,1 93,4 94,6 88,4 Дизельное топливо
Содержанке
серы, мас.Х0,065 0,24 0,16 0,40 0,31 0,11
Степень гндрообессернваннл, 97,5 90,9 93,8 83,9 8895,7
Содержание кокса
3,7
3,0
4,9 4,6
90,1 96,2 94,4 95,0 82,0 89,6
0,28 0,26 0,36 0,31 89,3 89,7 85,5 88,5
на катализаторе, .1
5,55 5,88 7,02 10,4 8,1
Продолжение табл.2
0,5
0,5 0,5
2,58 2,63 2,53 2,48 2,69
3,7
3,0
4,9 4,6
94,4 95,0 82,0 89,6
0,28 0,26 0,36 0,31 89,3 89,7 85,5 88,5
6,5
6,8
7,8
11,8 8,2
Осипов Л.Н., Берг Г„А„, Хавкин В.А | |||
и др | |||
Гидрирование бензина термического крекинга | |||
- Нефтепереработка и нефтехимия, 1969, № 2, с | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ очистки крекинг-бензина | 1969 |
|
SU336994A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1990-03-15—Публикация
1988-05-18—Подача