Дейдвудное устройство Советский патент 1990 года по МПК F16C17/02 

Описание патента на изобретение SU1551859A1

V- 1 1

(2 ) 4329567/27-27

(22) 17.11.87

(46) 23.03.90. Бюл.

(72) Е.Г.Пивонов, А.К.Григорьев

и В.А.Фатеев

(53)621.822.5 (088.8)

(56)Авторское свидетельство СССР № 1252246, кл. В 63 Н 23/36,

F 16 С 17/14,17/24, 1985.

(54)ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО

(57)Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудным подшипникам, и предназначено для использования на судах, преимущественно на ледоколах. Цель изобретения - повышение долговечности и ремонтопригодности при плавании судов в загрязненных водах (на мелководье1 и в экстремальных ледовых условиях.Подшипник выполнен из отдельных кольцевых секций. Каждая секция выполнена бочкообразной из отдельных продольных вкладышей, Между секциями установлены эластичные проставочные кольца. Каждый вкладыш в секции установлен

на упругий элемент и металлическое основание. Металлические основания и упругие элементы выполнены в виде полос и размещены в выполненных во вкладышах по всей их длине пазах.Рас-. порные планки установлены на противоположных боковых сторонах и имеют толщину, меньшую толщины вкладышей. Верхние и нижние основания вкладышей, расположенные по вертикальной оси подшипника, и смежные с ними выполнены с продольными по всей длине подшипника проточными каналами.Расположенные ниже горизонтальной оси подшипника вкладыши выполнены с поперечными каналами и соединены с продольными каналами оснований,Отработанная рабочая жидкость по радиальным и продольным каналам направляется обратно в систему либо уходит яа борт. При этом взвешенные частицы и абразивная смесь, находящиеся в рабочей жидкости, оседают и вымываются по каналам из подшипника. 2 з.п, ф-лы, 5 ил.

С

Ј

1(0

СП СП

00

ел

со

Похожие патенты SU1551859A1

название год авторы номер документа
ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО 2009
  • Григорьев Алексей Кузьмич
RU2397106C1
Стенд для испытания судовых дейдвудных устройств 1985
  • Агуреев Анатолий Георгиевич
  • Рогалев Анатолий Тимофеевич
  • Фатеев Владимир Александрович
  • Григорьев Алексей Кузьмич
SU1306810A1
ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО 2009
  • Григорьев Алексей Кузьмич
RU2397105C1
ВИНТОДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО 1982
  • Рассказов Евгений Викторович
SU1840297A1
ПОДШИПНИК ГРЕБНОГО ВАЛА КРУПНОТОННАЖНЫХ МОРСКИХ СУДОВ 2008
  • Бабенко Анатолий Александрович
  • Григорьев Алексей Кузьмич
  • Дарбенян Олег Эдуардович
  • Жуковский Юрий Георгиевич
RU2385256C1
Дейдвудная опора скольжения 1979
  • Пивонов Е.Г.
  • Сидоров Н.П.
  • Силаев А.Д.
SU888637A1
Дейдвудное устройство 1990
  • Ульянихин Владимир Борисович
  • Петров Николай Иванович
  • Цыганко Олег Леонидович
  • Дронченко Александр Валентинович
SU1740248A1
Дейдвудное устройство 1986
  • Орехов Анатолий Владимирович
  • Рубин Марк Борисович
  • Соков Евгений Васильевич
  • Лысенков Павел Михайлович
  • Елизаров Виктор Николаевич
  • Солюлев Геннадий Семенович
  • Писарев Аркадий Николаевич
  • Рогалев Анатолий Тимофеевич
  • Смыков Александр Васильевич
  • Черепнин Виталий Алексеевич
SU1428851A1
Способ измерения осевого усилия гребного винта судна и устройство для его осуществления 1986
  • Беззубик Олег Николаевич
SU1362969A1
Дейдвудный подшипник 1985
  • Елизаров Виктор Николаевич
  • Базилевич Юрий Васильевич
  • Смыков Александр Васильевич
  • Середин Дмитрий Григорьевич
  • Смолянинов Геннадий Степанович
SU1245503A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 551 859 A1

Реферат патента 1990 года Дейдвудное устройство

Изобретение относится к судостроению, в частности к действующим подшипникам, и предназначено для использования на судах, преимущественно на ледоколах. Цель изобретения - повышение долговечности и ремонтопригодности при плавании судов в загрязненных водах (на мелководье) и в экстремальных ледовых условиях. Подшипник выполнен из отдельных кольцевых секций. Каждая секция выполнена бочкообразной из отдельных продольных вкладышей. Между секциями установлены эластичные проставочные кольца. Каждый вкладыш в секции установлен на упругий элемент и металлическое основание. Металлические основания и упругие элементы выполнены в виде полос и размещены в выполненных во вкладышах по всей их длине пазах. Распорные планки установлены на противоположных боковых сторонах и имеют толщину, меньшую толщины вкладышей. Верхние и нижние основания вкладышей, расположенные по вертикальной оси подшипника, и смежные с ними выполнены с продольными по всей длине подшипника проточными каналами. Расположенные ниже горизонтальной оси подшипника вкладыши выполнены с поперечными каналами и соединены с продольными каналами оснований. Отработанная рабочая жидкость по радиальным и продольным каналам направляется обратно в систему либо уходит за борт. При этом взвешенные частицы и абразивная смесь, находящиеся в рабочей жидкости, оседают и вымываются по каналам из подшипника. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения SU 1 551 859 A1

Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудным подшипник IM, и предназначено для использования на судах, работающих на мелководье и в загрязненной воде.

Целью изобретения является повышение долговечности и ремонтопригодности дейдвудных подшипников при плавании судов в загрязненных водах (на мелководье) и в экстремальных ледовых условиях.

На фиг.1 представлено дейдвудное устройство, продольный разрез; на фиг.2 - то же, поперечный разрез; на фиг, 3 - диаграмма распределения радиальной нагрузки на подшипник; на фиг.4 - диаграмма распределения осевой нагрузки; на фиг, 5 - схема расточки подшипника.

Дейдвудное устройство содержит дейдвудную втулку 1, установленную в корпусе 2, Подшипник выполнен из

отдельных кольцевых секций 3. Секции набраны по типу полубочка в дейд- вудную втулку из продольных вкладышей 4 и 5 с требуемым натягом и ра- диальным зазором R между дейдвудной втулкой 1 и вкладышами 4 и 5, расточены по диаметру dg гребного вала 6 с эксцентриситетом е. Между секциями установлены эластичные проставоч- JQ ные кольца 7. Вкладыши установлены на металлические основания 8 и упру- гие элементы 9, выполненные в виде полос, расположенных в продольных, по всей длине вкладышей, пазах 10,На $ боковых сторонах подшипника по всей длине ниже горизонтальной оси 1I гребного вала вкладыши расклинены конусными распорными планками 12, Между планками при установленном гребном 20 вале образованы свободные полости 13, Вкладыши имеют проточные продольные каналы 14. Вкладыши, расположенные ниже горизонтальной оси гребного вала, имеют проточные поперечные нак- 25 лонные 15 и проточные радиальные 16 каналы,

R нижней части дейдвудный подшипник охватывает гребной вал в зоне угла о/ , являющейся контактной эо- Q ной 17 трения, составляющей 60-100 и имеющей параболическую радиальную форму 18 нагрузки в любом поперечном сечении подшипника и равномерно распределенную форму 19 нагрузки по всей длине L подшипника.

Устройство работает следующим образом.

Гребной вал 6 с насаженным на его конце гребным винтом своей массой др давит на нижнюю часть подшипника. В зоне охвата ot гребного вала 6 в подшипнике возникают нагрузки, В поперечном сечении на всей длине L подшипника нагрузка на подшипник распре- деляется по параболической зависимости 18, в продольном сечении по всей длине L подшипника равномерно распределяется нагрузка 19 ввиду установки вкладышей 5 на упругие элементы 9 с радиальным зазором R между дейдвудной втулкой 1 и вкладышами 4 и 5. Между гребным валом 6 и подшипником в верхней части ввиду эксцентричной приточки подшипника на величину е появляется свободное пространство А.. При прокачке дейдвудного устройства рабочая жидкость (вода, масло) из системы (не показана) под давле35

50

55

нием заполняет свободное пространство А и свободные полости 13,

Гребной вал 6 при вращении (в любую сторону) захватывает часть рабочей жидкости из свободной полости 13, при этом в контактной зоне W трения происходит поверхностная смазка и охлаждение вкладышей 5, Ввиду наличия во вкладышах 5 проточных поперечных наклонных каналов, направленных в корму, интенсивность осевой прокачки рабочей жидкости в зоне трения согласно принципа работы винтового насоса возрастает. Отработанная рабочая жидкость по радиальным 16 и продольным 14 каналам направляется обратно в систему либо уходит за борт. При этом взвешенные частицы и абразивная смесь, находящиеся в. рабочей жидкости, как наиболее тяжелые оседают и по каналам вымываются из дейдвудного подшипника.

Нагрузки, возникающие в дейдвуд- ном подшипнике в период экстремальных условий работы (удары гребного винта об лед и т.п.), гасятся упругими элементами 9, установленными на металлические основания 8.

Величина эксцентриситета и проточка дейдвудного подшипника,выполненная согласно соотношению 0А001 си + 1 2

е

обеспечивает минимальный монтажный зазор между гребным валом 6 и вкладышами 4 и 5 и гидродинамические условия смазки в контактной зоне 17 трения.

Конструкция дейдвудного устройства обеспечивает гидродинамическую смазку трущихся поверхностей, интенсивность прокачки дейдвудного устройства, охлаждение вкладышей, равномерность распределения нагрузки на вкладыши, повышает долговечность,надежность и ремонтопригодность при плавании судов в загрязненных водах (на мелководье) и в экстремальных ледовых условиях, в том числе и благодаря прокачке подшипника водой за счет поперечных наклонных канавок при внезапной остановке основного насоса,

Формула изобретения

1, Дейдвудное устройство, содержащее корпус, цапфу гребного вала и охватывающий ее дейдвудный подшипник,

5-155

выполненный в виде втулки с вклады- шем, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности и ремонтопригодности, оно снабжено эластичными проставочными кольцами, упругими элементами с основаниями и распорными планками, дейдвудный подшипник выполнен из отдельных кольцевых секций, между которыми смонтированы упомянутые эластичные проставоч- ные кольца и каждая из которых выполнена из отдельных продольных вкладышей и распорных планок, смонтированных в диаметральной плоскости между ними и имеющих толщину меньше толщины вкладышей, каждый продольный вкладыш в секции установлен на упругом элементе с основанием, выполненным в виде полосы и размещенным в выполненных во вкладышах со стороны корпуса по всей их длине пазах, при этом в верхних и нижних основаниях вклады/

1

4 ./4 / /

- // //////Л/////АУ//////////////

У/////У////////////////////Ж///Л /Ж

ssss

т

w v :o: x xoTЈiK«.v.4«ort;

Корма

YV yy ViyyvSAyyvvsSW /7/У//У // ////////////

9

шей, расположенных по вертикальной оси подшипника и смежных с ними,выполнены продольные по всей длине подшипника проточные каналы, а расположенные ниже горизонтальной оси подшипника вкладыши выполнены с поперечными каналами и соединены с продольными каналами оснований.

2. Устройство по п 1, о т л и чающееся тем,что, с целью ин- т-енсификации прокачки рабочей среды через подшипник, поперечные каналы вкладьшей выполнены с наклоном в сторону кормы.3. Устройство по пп. 1 и 2, о т - л имеющееся тем, что, с целью обеспечения гидродинамической смазки сопрягаемых поверхностей,рабочал поверхность вкладышей подшипника выполнена эксцентричной со смещением вверх относительно горизонтальной оси вала.4 ./4 / /

ssss

т

Фиг.1

14

П

Фиг. 3

Составитель Т.Хромова . Редактор 0 .Головач Техред А.КР в вч укКорректор С.

За ка7з1ГТЙ раГзз Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. Wb

р одст но т к ко т -Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

8

ft/г. 5

SU 1 551 859 A1

Авторы

Пивонов Евгений Григорьевич

Григорьев Алексей Кузьмич

Фатеев Владимир Александрович

Даты

1990-03-23Публикация

1987-11-17Подача