Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудным устройствам судов, преимущественно работающих в условиях мелководья, а также для ледоколов и ледокольно- транспортных судов3
Цель изобретения - повышение надежности и увеличение рассурса работы дейдвудного устройства путем защиты дейдвудного подшипника и гребного вала от абразивного износа.
На фиг. 1 показано предлагаемое дейдвудное устройство, продольный разрез; на фиг. 2 - узел I на фиг.1 на фиг. 3 - поз, 9 биг. 1, вид с кормы.
Дейдвудное устройство содержит гребной вал 1, установленный в дейдвудной трубе 2 с дейдвудным подтип-, никем 3, для охлаждения и смазки которого через патрубок 4 подводится рабочая среда, например.вода, яе содержащая абразивов. К кормовому торцу дейдвудной трубы 2 прикреплен кольцевой элемент 5 с торцевой проточкой, стенка которой образует с торцем дейдвудной трубы 2 кольцевую полость 6. Последняя с одной стороны посредством сужающихся каналов 7, выполненных в кольцевом элементе 5, под острым углом к оси гребного вала 1 в сторону гребного винта с выходными отверстиями
1
Јь О ND Ј ЭО
в виде щелей 8, равномерно распределенных на торце 9 кольцевого элемента 5 по окружности, сообщается с полостью Ю, образованной внутренней поверхностью защитного кожуха 11 гребного вала 1 и торцем ступицы греб- 12, ас другой стороны полость 6 по каналу 13 сообщается с источником рабочей среды (воды), подаваемой через патрубок 14. Между гребным валом 1 и кольцевым элементом 5 существует зазор 15.
Дейдвудное устройство работает следующим образом.
Постоянно, независимо от внешних условий через патрубок 4 на смазку дейдвудного подшипника 3 подается вода, которая через зазор 15 между гребным валом 1 и кольцевым элементом 5 сливается в полость 10. При работе на мелководьи, когда забортная вода содержит включения абразива (песка), через патрубок 14 по каналу 13 в кольцевую полость 6 подают под давлением рабочую среду (воду). Создаваемый на выходе из каналов 7 через щели 8 сплошной кольцевой поток чистой воды вокруг гребного вала запирает доступ песка в дейдвудный подшипник и затем поступает в полость 10, где смешивается с охлаждающей водой, вытекающей из дейдвудного подшипника 3, поступившей по зазору 15. Далее через зазор между защитным кожухом 11 и ступицей гребного вала 12 вода сливается в окружающее пространство. При этом давление и расход воды, подаваемой в кольцевой элемент 5 через патрубок 14, выбирают таким образом, чтобы преобразованная в каналах 7 энергия выходящего кольцевого потока исключала занос абразивов в полость 10 и в дейдвудный подшипник 3. При работе судна на глубокой (чистой) воде подачу рабочей среды в кольцевой элемент 5 прекращают. Таким образом затраты энергии для защиты дейдвудного подшипника носят эпизодический характер, определяемый внешними условиями работы судна.
Применение кольцевого элемента позволяет исключить попадание абразивов
в трущуюся пару дейдвудного устройства, что увеличивает надежность работы элементов устройства и повышает величину их ресурса. Кроме того, снижаются затраты Энергии на работу предложенного устройства из-за возможности его отключения при благоприятных условиях работы, что приводит
к повышению КПД энергетической установки. При применении кольцевого элемента на закрытой системе охлаждения дейдвудного устройства улучшается работа манжет уплотнительных элементов
5 и исключается тем самым загрязнение окружающей среды рабочим телом системы охлаждения и смазки подшипника (маслом).
Формула изобретения
Дейдвудное устройство, содержащее установленный в дейдвудной трубе дейдвудный подшипник гребного вала, сис5 тему смазки и охлаждения дейдвудного подшипника и защитный кожух гребного вала, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и увеличения ресурса работы дейдвудQ ного устройства путем защиты дейдвудного подшипника и гребного вала от абразивного износа, оно снабжено кольцевым элементом с торцевой проточкой, прикрепленным к кормовому торцу дейдвудной трубы с образовани5 ем кольцевой полости между поверхностью торца дейдвудной трубы и поверхностью стенки упомянутой кольцевой проточки, причем в кольцевом элементе выполнены под острым углом к оси гребного вала в сторону гребного винта сужающиеся каналы с выходными отверстиями в виде щелей, равномерно распределенных на торце кольцевого элемента по окружности, при этом упомянутые каналы сообщают упомянутую кольцевую полость с полостью, образованной внутренней поверхностью защитного кожуха гребного вала и наружной поверхностью гребного вала а упомя0 нутая кольцевая полость выполнена с возможностью сообщения ее с источником рабочей среды.
0
5
&iVJ№
Фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 2009 |
|
RU2397105C1 |
Дейдвудное устройство | 1981 |
|
SU981099A1 |
Дейдвудное устройство | 1987 |
|
SU1551859A1 |
ВИНТОДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 1982 |
|
SU1840297A1 |
Дейдвудное устройство | 1983 |
|
SU1102713A1 |
Судовой опорный подшипник дейдвудного вала | 1985 |
|
SU1326799A1 |
Дейдвудное устройство | 1984 |
|
SU1217722A1 |
ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 2009 |
|
RU2397106C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ВОДОМЕТНЫЙ | 2009 |
|
RU2436706C2 |
ВИНТОДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 1983 |
|
SU1839924A2 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудным устройствам судов, преимущественно для ледоколов и судов ледового плавания. Цель изобретения - повышение надежности и увеличение ресурса работы дейдвудного устройства путем защиты гребного вала и дейдвудного подшипника от абразивного износа. Дейдвудное устройство содержит установленный в дейдвудной трубе дей- двудяый подшипник 3 гребного вала 1, систему смазки и охлаждения дейдвудного подшипника 3 и защитный кожух 11 гребного вала 1. К кормовому торцу дейдвудной трубы прикреплен кольцевой элемент 5 с торцевой проточкой. Между поверхностью торца дейдвудной трубы и поверхностью стенки кольцевой проточки образована кольцевая полость 6, а в кольцевом элементе 5 выполнены под острым углом к оси гребного вала 1 в сторону гребного винта сужающиеся каналы с выходными отверстиями в виде целей, равномерно расположенных на торце кольцевого элемента 5 по окружности. Эти каналы сообщают кольцевую полость 6 с по- лостью 10, ограниченной защитным кожухом 11. Полость 6 сообщена с источником рабочей среды. 3 ил.
Фив.З
Дейдвудное устройство | 1983 |
|
SU1102713A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1992-06-15—Публикация
1990-07-10—Подача