попадания механических иримесей в смазочиый клин.
Выполнение в месте максимальиого зазора «а боковых плоскостях выступающей секции и каждой из двух поверхностей примыкания смежных секций сквозных в осевом направлении канавок, образующих канал, ограниченный в поперечном сечении спиралевидной кривой, создает поток жидкости в зазоре, при котором основная часть жидкости с механическими примесями уносится в продольном направлении, минуя зону контакта, а в зону контакта попадает незначительное количество очищенной жидкости, что объясняется следующим: при попадании жидкости в упомянутый продольный канал л идкость закручивается за счет формы сечения канала и в нем образуется вихрь. Как известно из гидромеханики, давление в центре вихря является минимальным по сравнению с давлением на его периферийных частях.. Следовательно, механические примеси будзт вовлекаться в центр вихря и продольным потоком, имеющимся в опоре за счет общего дотока воды через дейдвуд, будут выбрасываться из опоры. Попадание механических примесей в зону контакта вкладыша с валом будет практически исключено, что обеспечит повышение надежности и срока службы опоры.
На фиг. 1 представлена дейдвудная опора, поперечный разрез; на фиг. 2 - то же, вариант выполнения канавок.
Опора состоит из металлической обоймы 1 (фиг. 1) и неметаллических, например пластмассовых, секций 2 и 3, образующих цилиндрический вкладыш. Внутренняя поверхность вкладыща имеет две поверхности В и Г, эксцентрично расположенные одна относительно другой.
Поверхность В имеет внутренний диаметр Dn с центром Oi (ненагруженная зона вкладыша) и образована путем эксцентричной расточки вкладыща со смещением центра растоЧКИ в них относительно оси подшипника на величину . Величина AI выбирается равной или несколько больщей величины допускаемого предельного износа вкладыша, что обусловлено необходимостью сохранения выступания секции 3 по отношению к смежным секциям на весь период эксплуатации, т. е. до полной выработки вкладыша.
Поверхность Г с внутренним диаметром Dn, центром О и центральным углом 0 (не более 90-100°) является нагруженной зоной вкладыща и образована путем концентричной расточки ее по отношению к оси подшипника. Секция 3 расположена в нижней части вкладыша и равномерно выступает в сторону оси подшипника по отношению к смежным с ней секциям. Поверхность Г является опорной поверхностью для вала.
В секции 3 по поверхностям контакта со смежными секциями выполнены сквозные в осевом направлении канавки, ограниченные в поперечном сечении радиальной кривой
А. В секциях 2 имеются канавки, образованные в поперечном сечении кривой Б. Образующие А и Б сопряжены в точке нересечения кривых с плоскостью контакта секций и совместно составляют поперечное
сечение канала 4 спиралевидной формы.
Возможен вариант выпол.нения подщипника, показанный на фиг. 2, в котором кривая 4 и внутренняя поверхность Г выступающей секции 3 имеют в точке касания Е общую касательную 5, а кривая Б и внутренняя поверхность В смежной секции имеют в точке касания И также общую касательную 6. Подшипник с такой конструкцией вкладыша обеспечивает оптимальные условия работы.
Опора работает следующим образом. При вращении вала (на фиг. не показан) и попадании жидкости внутрь опоры в зазор, образуемый поверхностями вала и вкладыща 2, жидкость вследствие сил вязкого сцепления с поверхностью вала движется в зазоре вместе с валом в сторону, увеличивающейся части зазора. (Рассматривается двилсение жидкости только со стороны набегания вала на опорную поверхность, так как только с этой стороны возможно попадание механических примесей вместе с жидкостью в зоне контакта).
Вследствие центробежных сил, а также сил тяжести механические примеси будут концентрироваться на внутренней, поверхности вкладыша 2 с наибольшим их накоплением в зоне максимального зазора, т. е. в зоне
начала опорной поверхности. Поэтому в слое жидкости, непосредственно примыкающем к поверхности вала, который в зоне контакта образует смазочный клин, механических примесей практически не будет. Однако такая картина будет иметь место, если сконцентрированные в зоне максимального зазора механические нримеси будут выбрасываться из зазора и будет исключен их возврат к линии контакта поверхности
вала с опорной поверхностью. Поток жидкости будет плавно заходить в канал 4, унося с собой и примеси. В канале 4 вследствие его спиралевидной формы образуется вихрь, в котором давление в центре ниже,
чем на его периферийной части, что создает условия для втягивания потока жидкости совместно с механическими примесями в центральную часть канала 4 и предотвращает возврат жидкости, а значит и механических нримесей, к началу зоны контакта. Работа опорной поверхности оноры в загрязненных жидкостях будет как бы эквивалентна работе опоры в чистой жидкости, что обеспечивает повыщение его надежности и срока службы.
В случае, когда канал 4 образован спиралеобразной кривой А, имеющей в точке касания с внутренней поверхностью выстунающей секции общую касательную, и кривой Б, имеющей в точке касания с внутренней поверхностью смежной секции также общую касательную, вихрь в канале 4 образуется из всего потока набегающей жидкости, что создает оптимальные условия работы подшипника.
При использовании предлагаемых опор на судах внутреннего и смещанного плавания экономический эффект создается в сфере эксплуатации судов за счет увеличения межремонтного периода работы дейдвудных устройств.
Формула изобретения
Дейдвудная опора скольжения, содержащая цапфу вала и составной вкладыш, выполненный из отдельных продольных секций и имеющий открытые в сторону ваЛй сквозные в осевом направлении канавки, отличающаяся тем, что, с целью повыщения долговечности, часть секции вкладыша, расположенная в нагруженной зоне, выполнена выступающей над смежными секциями и имеет опорную поверхность, концентричную наружной поверхности вкладыша, а остальная часть секции вкладыша
выполнена с внутренней поверхностью, эксцентричной его наружной поверхности, причем канавки выполнены на боковых поверхностях выступающих и смежных с ними секций в месте их стыка и имеют в поперечном сечении спиралевидную форму.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Архангельский Б. А. и др. Судовые подшипники из неметаллических материалов. Л., Судостроение, 1969, с. 59 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВИНТОДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 1982 |
|
SU1840297A1 |
Дейдвудное устройство | 1986 |
|
SU1428851A1 |
Дейдвудное устройство | 1975 |
|
SU903246A1 |
ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 2009 |
|
RU2397106C1 |
Дейдвудный подшипник | 1985 |
|
SU1245503A1 |
Дейдвудное устройство | 1987 |
|
SU1551859A1 |
Дейдвудное устройство судна | 1983 |
|
SU1118583A1 |
ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 1973 |
|
SU370111A1 |
Дейдвудное устройство | 1983 |
|
SU1090615A1 |
Устройство для соединения гребного винта с гребным валом | 1983 |
|
SU1164147A2 |
/
/
fpffz.f
Авторы
Даты
1982-10-23—Публикация
1979-12-12—Подача