Дейдвудное устройство Советский патент 1988 года по МПК F16C21/00 B63H23/36 

Описание патента на изобретение SU1428851A1

Изобретение относится к судостроению, в частности к дейдвудиым устройствам, и может быть использовано в тех областях техники, где применяются с узлы тре1гая с неравномерно распределенной нагрузкой по длине подшипника, а также работаюпД1е в средах с наличием в них абразивных и других видов механических примесей,,tO

Целью изобретения является повыше- 1Ние надежности работы устройства за Счет снижения теплонапряженности эле- {ментов пары трения и уменьшения их Износа в загрязненных механически- 15 ми примесями средах. ; На фиг, 1 представлено дейдвудное (устройство, продольный разрез5 на Й)иг, 2 - сечение А-А на фиг „ 1; на фиг о 3 - узел I на фиг, 1; на фиг. 4 20 одификацИ Я дейднудного устройства, продольный разрез; на фиг, 5 - сечение Б-Б на фиг, 4| на фиг. 6 и ,7 - дейдвудное устройство, варианты, на фиг. 8 - сечение В-В на фиг, 7,25

; Дейдвудное устройство (фиг, 1 и 2) содержит дейдвудную втулку 1 с цилиндрическим вкладьшем 2 из анти- фрикционногЬ материала, например капВ модифика1.ц{и устройства (фиг. 3 диаметр d ролика 10 выбирается из соотношения d, d ,,..,d, где

(

1

d j - диаметры ролика 10 по

его длине (фиг. 3), т.е. ролик вьто нен конусным с наибольшим диаметром d,, обращенным к кормовому торцу 7 втулки 1 .

В модификации (фиг. 4 и 5) крепе ный элемент 5 выполнен в виде секто ра 14, установленного в нижней части дейдвудной втулки 1 симметрично вертикальной плоскости 15, а углова мера (f дуги контакта роликов 10 с поверхность вала 3 больше .

В модификации устройства (фиг.6) элемент 5 прикреплен к валу 3, напр мер, с помощью прессового соединени Ролики 10 установлены между дейдвуд ной в гулкой 1 и элементом 5, а ось кольцевой выточки 17 дейдвудной втулки 1 вьше оси 13 на величину ст тической деформации S системы роли 10 - элемент 5 - консоль 1 вала 3 от веса винта 4. В модификации устройства (фиг. 7 ролики 10 установлены между элементом 5 и внутренней поверхностью 18

ролона, при этом вкладыш 2 может быть 30 ступицы 19 винта 4. Элемент 5 приВ модифика1.ц{и устройства (фиг. 3) диаметр d ролика 10 выбирается из соотношения d, d ,,..,d, где

(

1

d j - диаметры ролика 10 по

его длине (фиг. 3), т.е. ролик вьтол- нен конусным с наибольшим диаметром d,, обращенным к кормовому торцу 7 втулки 1 .

В модификации (фиг. 4 и 5) крепежный элемент 5 выполнен в виде сектора 14, установленного в нижней части дейдвудной втулки 1 симметрично вертикальной плоскости 15, а угловая мера (f дуги контакта роликов 10 с поверхность вала 3 больше .

В модификации устройства (фиг.6). элемент 5 прикреплен к валу 3, например, с помощью прессового соединения. Ролики 10 установлены между дейдвудной в гулкой 1 и элементом 5, а ось 16 кольцевой выточки 17 дейдвудной втулки 1 вьше оси 13 на величину статической деформации S системы ролик 10 - элемент 5 - консоль 1 вала 3 от веса винта 4. В модификации устройства (фиг. 7) ролики 10 установлены между элементом 5 и внутренней поверхностью 18

Похожие патенты SU1428851A1

название год авторы номер документа
Опора гребного вала 1979
  • Смыков Александр Васильевич
  • Кельзон Анатолий Саукович
  • Гаврилов Владимир Сергеевич
  • Запасник Тадеуш
SU829481A1
Судовой подшипниковый узел 1982
  • Смыков Александр Васильевич
  • Елизаров Виктор Николаевич
  • Сергеев Николай Иванович
  • Мацнев Виктор Кириллович
  • Костин Борис Степанович
  • Иголкин Владимир Николаевич
SU1071531A1
Дейдвудное устройство 1982
  • Циманский Юрис Петрович
  • Давыдов Герман Александрович
  • Кельзон Анатолий Саулович
  • Коротаев Александр Евгеньевич
  • Тетеревлев Николай Яковлевич
  • Трошков Евгений Иванович
  • Смыков Александр Васильевич
  • Шеремет Виктор Федорович
  • Январев Николай Владимирович
SU1224214A1
Дейдвудное устройство судна 1985
  • Смыков Александр Васильевич
  • Давыдов Герман Александрович
  • Январев Николай Владимирович
  • Макаренко Игорь Петрович
  • Пинус Иосиф Яковлевич
  • Кельзон Анатолий Саулович
SU1252246A1
Дейдвудное устройство судна 1981
  • Смыков Александр Васильевич
  • Орехов Анатолий Владимирович
  • Соков Евгений Васильевич
  • Кельзон Анатолий Саулович
  • Пивонов Евгений Григорьевич
  • Елизаров Виталий Николаевич
  • Фомин Владимир Иванович
SU988658A1
Дейдвудное устройство 1985
  • Смыков Александр Васильевич
  • Кельзон Анатолий Саулович
  • Январев Николай Владимирович
  • Макаренко Игорь Петрович
SU1252245A1
Дейдвудное устройство судна 1983
  • Рубин Марк Борисович
  • Лысенков Павел Михайлович
  • Мясников Олег Викторович
  • Орехов Анатолий Владимирович
  • Соков Евгений Васильевич
  • Чуркин Александр Васильевич
SU1118583A1
Дейдвудное устройство 1983
  • Смыков Александр Васильевич
  • Елизаров Виктор Николаевич
  • Сергеев Николай Иванович
  • Пивонов Евгений Григорьевич
  • Молодецкий Эмиль Петрович
  • Холост Аркадий Ефимович
  • Афанащенко Владимир Никифорович
SU1090615A1
Опора гребного вала 1985
  • Смыков Александр Васильевич
  • Январев Николай Владимирович
  • Дунаев Юрий Николаевич
  • Баскаков Игорь Яковлевич
  • Гаевский Виктор Васильевич
  • Торчинский Эдуард Эдуардович
SU1253878A1
Дейдвудный подшипник 1981
  • Смыков Александр Васильевич
  • Шеремет Виктор Федорович
  • Хлопотов Юрий Анатольевич
  • Елизаров Виктор Николаевич
  • Милованцев Василий Михайлович
  • Мичурин Леонид Викторович
  • Иголкин Владимир Николаевич
SU969592A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 428 851 A1

Реферат патента 1988 года Дейдвудное устройство

Изобретение относится к судостроению, а именно к дейдвудным уст ройствам, и м.б. использовано также в областях техники, где применяются узлы трения с неравномерно распределенной нагрузкой по длине подшипника, а.также работающие в средах с наличием абразивных и других видов механических примесей. Цель - повышение надежности. В крепежном элементе имеются сквозные радиальные отверстия. Вставка выполнена в виде набора тел качения,размещенных в радиальных отверстиях и скрепленных с валом и кре-i пежным элементом. Отношение линейно й независимости тел качения к линейной податливости сопряженных элементов больше единицы. Тело качения выполнено в виде ролика диаметром, большим ширины радиального отверстия в крепежном элементе. Тело качения м.б. выполнено в виде конического ролика, установленного наименьшим диаметром со стороны носового торца втулки. Крепежный элемент м.б. соединен с гребным валом, а тела качения установлены между втулкой и крепежным элементом. Тела качения м.б.установлены между v- крепежным элементом и ступицей гребно го винта. Крепежный элемент м.б. ус- 59 тановлен в верхней части втулки.При работе часть нагрузки от гребного вин та воспринимается вкладышем, а основная нагрузка передается корпусу через РОЛИКИ. При этом абразивные частицы, S Попав в зону контакта сопряженных элементов, вымываются водой благодаря Прерывистости поверхностей сопряжения в крепежном элементе. 6 з.п. ф-лы 8 ил. (Л С

Формула изобретения SU 1 428 851 A1

вьшолнен как монолитным, так и набран из отдельных планок. Внутри вкладьша 2 смонтирован гребной .вал 3, на котором консольно закреплен гребной винт 4, Устройство имеет по меньшей мере один крепе кный элемент 5 с вставкой 6s установиeHHbrfi в районе кормового 7 или носового 8 торцов дейдвудной втулки. 1. в элементе 5 вьтол- нены сквозные радиальные отверстия 9, а втулка 6 составлена из набора отдельных-тел 10 каченияs размещенных в отверстиях 9. Гребной вал 3 и дейд- вудная втулка 1 через тела 10 находятся в кинематическом взаимодейст- ВИИ. Каждое тело 10 выполнено в виде ролика с диаметром d, большим ширины b отверстия 9„ Ролики 10 установлены между валом 3 и элементом 5, изготовленным в виде втулки с фланцем 11, прикрепленным к дейдвудной втулке 1, например,- с помощью болтов, Ось 12 расточки внутренней поверхности элемента .5 вьш1е центральной оси 13 дейдвудной втулки на величину статической деформации упругой сиетемы ролик 10-- элемент 5 - дейдвуд- ная втулка 1 от веса винта 4, например, на 0,1 мм.

креплен к дейдвудной втулке 1 через фланец, например, с помощью болтового соединения.

В модификации устройства (фиг. 8) сектор 20 элемента 5 установлен в верхней части дейдвудной втулки 1,

Дейдвудное устройство работает следующим образом.

При работе гребного винта 4 за корпусом судна (не показан) часть нагрузки воспринимается вкладьш ем. 12, а основная нагрузка от вала 3 (фиг.1) передается корпусу через ролики 10. При этом,, чем вьшге пода гливость связи гребной вал 3 - элемент 5 - ролики 10 - дейдвудная втулка 1, составляющей кинематическое взаимодействие ее деталей, тем меньше передача динамических нагрузок от гребного винта 4 на корпус судна, т.е. вьш1е виброзащитные свойства устройства. Форма выполнения, место крепления и материал роликов 10 и контактирующих с ним поверхностей существенно влияют на распределение нагрузки как на рс5лик 10, так и на вкладыш 2 по их длине. На основе этого разработаны модификации устройства, учитывающие влияние особенности компановки его деталей на

31428851

надежность работы дейдвудного устрой- не более равномерно, так как наибольства.

Применение вставки 6, являющейся в известном устройстве опорой скольжения , тела 10 качения (шарики или ролики), служащие опорами качения, снижает потери мощности на трение тел 10 и вала 3, тем самым уменьшая теплонапряженность узла трения устройства и повьшая его срок службы, а следовательно, надежность. Наличие сквозных радиальных отверстий 9 позволяет охлаждающей воде, протекающей через дейдвуд (система прокачки не показана), омывать тела 10 не только в районе их контакта с валом 3 и элементом 5, но и остальную поверхность. А так как тело качения все время вращается, то интенсивность его охлажде- 20 ньш в верхней части дейдвудной втулния водой будет высокой, а следовательно, снижается теплонапряженность деталей и увеличивается надежность устройства. Одновременно абразивные частицы (не показаны), попав в зону контакта пары вал 3 - тело 10 и тело 10 - элемент 5, выталкиваются из этой |3оны телом 10 при его движении вокруг оси и вьмываются общим потоком воды, что уменьшает абразивньй износ пара, увеличивая их срок службы.

В модификации устройства (фиг.1) деформация консоли элемента 5, выполненного в виде втулки с фланцем 7, ориентирует ролик 10 в соответствии с изгибом консоли гребного вала 3. л Подбором радиальной жесткости эле- мента 5 можно добиться оптимальной загрузки роликов 10 и вкладьш1а 2 по их длине из условия обеспечения наибольшей надежности устройства.

При соосном расположении осей 13 и 12 из-за деформации ролика 10 и элемента 5 от веса вала 3 и винта 4 нарушается центровка валопровода (не показан) и, следовательно, изменяется распределение нагрузок по его опорам, в том числе и на ролики 10 и вкладыш 2. Поэтому размещение оси

ки 1 в районе установки роликов 10, выполняет роль ограничителей колебаний вала 3 как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. В случае

25 их износа демонтаж производится без съема гребного винта 4, что увеличивает ремонтопригодность устройства, а следовательно, его надежность, так как смену изношенных деталей дейдвуд30 ного устройства в случае-их аварийно- го выхода из строя можно производить на плаву, что особенно важно для судов арктического и .антарктического флота.

35 В модификации устройства (фиг. 6) закрепление элемента 5 на валу 3 увеличивает путь, проходимый роликами .10 по поверхности дейдвудной втулки 1, тем самым увеличивая срок службы

40 и надежность устройства, так как из- нос дейдвудной втулки 1 носит не локальный характер, а распределяется по всей поверхности трения. В то же время закреплен-ньш на валу 3 элемент

45 5, вращаясь вместе с валом 3, увлекает за собой ролик 10, в результату чего последний участвует в двух движениях вокруг оси 13 и вокруг собственной продольной оси (не показана),

12 вьшзе оси 13 на величину 5, обеспе- 50 что происходит из-за момента, возни- чивает заданную центровку валопровода кающего на поверхностях трения между и задаваемое распределение нагрузок- роликом 10, поверхностью дейдвудной по его опорам.втулки 1 и элементом 5. При указанном

движении толщина смазочного слоя в

55 зонах контакта ролика 10 скаладывает- ся, а следовательно, надежность работы устройства повьш1ается. Для исклю-

чения влияния расцентровок валопровода на загрузку узла трения в .предВ модификации устройства (фиг.З) выбор ролика 10 в виде конического тела, максимальньй диаметр которого направлен к кормовому 7 торцу дейдвудной втулки 1, распределяет величину контактного давления по его дли-

шая нагрузка от веса винта 4 действует у кормового торца ролика 10, а

чем меньше разность между диаметрами контактирующих тел, тем меньше величина контактного давления между ними. Поэтому применение конусного ролика 10 с заданным наклоном образующей позволяет снизить контактное давление в узле трения, выравнивает контактные давления по длине и увеличивает надежность устройства.

При выполнении модификации устройства (фиг. 4-И 5) нагрузка от вала 3 и винта 4 воспринимается только на угле дуги ( , который из условия устойчивости системы должен быть больше 1Г/6. Участок вкладыша 2, расположенлагаемой модификации ось 16 выточки i 7 дейдвудной втулки 1, смещенная относительно оси 13 вверх на величину Oj, и ось 13 при монтаже валопровода совпадают между собой при деформации системы ролик 10 - элемент 5 - консоль 1ц вала 3 от веса винта 4,

В модификации устройства (фиг, 7) надежность увеличивается за счет уве- гличения поверхности скольжения из-за ;размеще1шя роликов 10 с элементом 5 Iвнутри ступицы 19 винта 4. При этом, i уменьшение 1,, вала 3 изменяют частоты

1. Дейдвудное устройство, содержащее дейдвудную втулку с установленным в ней вкладышем из антифрикционного материала, внутри которой устаjсвободных изгибных колебаний в сторо- 15 новлен гребной вал с закрепленным конку уменьшення возможности развития

резонанса, тем самым повышая над еж:кость работы устройства,

В модификации изобретения (фиг,8)

:выполнение элемента 5 в виде сектора 20

i 20 кроме увеличения ремонтопригодности узла трения снижает материалоем кость устройства Для ремонта, и об:следования устройства нет необходимое

ти снимать винт 4, а достаточно сместить вал 3 В осевом направлении

В модификации устройства с элементами из материалов с отношением линейных податливостей поверхностей ро лкка 10 и податливости любой контак- 30 тирующей с ним детали, например, .дейдвудной втулки 15 большим единицы, позволяет получить более равномерное распределение давления по поверхнос25

сольно гребным винтом, а также установленный у торца втулки и соединенный с ней крепежный элемент со вставкой, угол линии сопряжения которой с поверхностью вала более , при а- этом крепежный элемент вьтолнен в виде сектора с фланцем и установлен во втулке симметрично вертикальной плоскости, проходящей через центральную ось втулки, отличающее- с я тем, что, с целью повьш1ения надежности, в крепежном элементе выполнены сквозные радиальные отверстия, а вставка вьшолнена в виде набора тел качения, размещенных в радиальных отверстиях и сопряженных с валом и крепежным элементом, а отношение ли ней- ной податливости тел качения к линейной податливости сопряженных элементям контакта, уменьшить колебания ва 35 тов больше единицы.

ла 3 из-за малых диаметральных зазоров в узле трекия даже при использовании для роликов 10 материала со значительным изменением линейных размеров от злагопоглощенияэ например, таш-гх,, как капролон (водопоглощение максималь-ное 7,4% ОСТ 5.4183--76),

В с:. учае выполнения обратного соотношения, рассматриваемого в другой модификации (ролик 10 - бронза, поверхность втулки Ij вапа 3 и эле- мента 5 - капролон) увеличивается демпфирующая способность узла трения при передаче динамических нагрузок от вала 3 на дейдвудную втулку 1, т.е. уменьшается шумность работы узла, а следовательно, увелшшвает- ся его. надежность,, Дополнительно в предлагаемой модификации снижается расход дефищттных цветных материалов.

Таким образом, .применение дейд- нудного устройства зэ счет снижения потерь.мощности на трение, более равномерного распределения нагрузок по

поверхностям скольжения узла трения, уменьшения теплонапряженности в зоне трения, уменьшения износного воздействия абразивных частиц на поверхности трения, снижения виброактивности валопровода и увеличения ремонтопригодности приводит к повьшению надежности его работы,

Формула изобретения

1. Дейдвудное устройство, содержащее дейдвудную втулку с установленным в ней вкладышем из антифрикционного материала, внутри которой установлен гребной вал с закрепленным кон

сольно гребным винтом, а также установленный у торца втулки и соединенный с ней крепежный элемент со вставкой, угол линии сопряжения которой с поверхностью вала более , при а- этом крепежный элемент вьтолнен в виде сектора с фланцем и установлен во втулке симметрично вертикальной плоскости, проходящей через центральную ось втулки, отличающее- с я тем, что, с целью повьш1ения надежности, в крепежном элементе выполнены сквозные радиальные отверстия, а вставка вьшолнена в виде набора тел качения, размещенных в радиальных отверстиях и сопряженных с валом и крепежным элементом, а отношение ли ней- ной податливости тел качения к линейной податливости сопряженных элемен2,Устройство по п, 1, отличающееся тем, что каждое тело качения выполнено в виде ролика диаметром, больш.м ширины радиального отверстия в крепежном элементе.

3,Устройство по п. 2, отличающееся тем, что тела качения выполнены в виде конических роликов, установленных наименьшим диаметром со стороны носового торца втулки..

4,Устройство по пп, 1 и 2, о т - личающееся тем, что крепежный элемент соединен с гребным валом,

а тела качения установлены мезвду втулкой и крепежным элементом,

5,Устройство по пп, 1, о т л и - ч а ю щ е е с я тем, что тела качения установлены между крепежным

элементом и ступицей гребного винта,

6,Устройство по пп, 1 и 4, отличающееся тем, что крепежный элемент установлен в верхней части втулки,

9 1021

6 I /3 12

иг. 1 А

А-А

(Риг. 2

т

2 1

9иг.5

9 10 f., ,. 13 IB

9u,s. S

8

uz.l

(Риг.в

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1428851A1

Дейдвудное устройство 1983
  • Смыков Александр Васильевич
  • Елизаров Виктор Николаевич
  • Сергеев Николай Иванович
  • Пивонов Евгений Григорьевич
  • Молодецкий Эмиль Петрович
  • Холост Аркадий Ефимович
  • Афанащенко Владимир Никифорович
SU1090615A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

SU 1 428 851 A1

Авторы

Орехов Анатолий Владимирович

Рубин Марк Борисович

Соков Евгений Васильевич

Лысенков Павел Михайлович

Елизаров Виктор Николаевич

Солюлев Геннадий Семенович

Писарев Аркадий Николаевич

Рогалев Анатолий Тимофеевич

Смыков Александр Васильевич

Черепнин Виталий Алексеевич

Даты

1988-10-07Публикация

1986-01-22Подача