Способ контроля подшипников работающей электрической машины Советский патент 1990 года по МПК H02K15/00 G01B7/14 G01R31/34 

Описание патента на изобретение SU1561129A1

Изобретение относится к измерительной технике, а точнее к способам контроля подшипников электрических машин, например авиационных генераторов, при их обслуживании и ремонте по техническому состоянию

Цель изобретения - определение начала периода предаварийного состояния.

На чертеже приведена структурная схема одного из возможных устройств, реализующих предлагаемый способ.

Схема содержит датчик 1 отклонений оси подшипника, выпрямитель 2, датчик 3 тока нагрузки электрической машины, выпрямитель 4 тока нагрузки, датчик 5 номинального тока нагрузки и интегратор 6, в качестве которого может быть использован, например, баллистический гальванометр, подключенный к датчикам 1, 3 и 5 через высокоом- ные резисторы.

Сущность работы этого устройства заключается в следующем

С помощью датчика 1 и выпрямителя 2 получают текущее значение отклонения оси подшипника, с помощью датчика 3 и выпрямителя 4 - информацию о токе нагрузки электрической машины, а с помощью датчика 5 - информацию о ее номинальном токе нагрузки

Далее в интеграторе все значения отклонений оси подшипника усредняются и приводятся к номинальному току нагрузки электрической машины

Определение среднего приведенного значения радиального отклонения оси подшипника осуществляется за определенный промежуток времени, например за время полета воздушного судна. Затем проводят подобное вычисление для последующего интервала времени, например за время следующего полета, и сравнивают с предыдущим результатом Если разность между последующим и предыдущим результатами измерений отрицательная, т е. среднее радиальное отклонение уменьшается, то это воспринимают как

СП

О

1C

о

сигнал о начале периода предаварииного состояния подшипника. Предаварийная ситуация наступает тогда, когда тела качения перестают обкатываться по дорожкам качения наружного и внутреннего колец подшипника и начинают хаотическое движение с переходом от одного крайнего положения к другому, противоположному по траектории через ось или близко к оси наружного кольца. Такие движения сопровождаются ударными воздействиями, которые обусловливают дальнейший уже быстрый износ подшипников Как показывают эксперименты, после изменения знака приращения отклонения оси подшипника подшипник может нормально работать еще несколько десятков часов, т. е авария наступает не сразу, но сигнал о начале периода ее приближения поступает.

Предлагаемый способ прост в реализации и позволяет достаточно точно определить состояние подшипников электрической машины независимо от типа подшипника, от режима работы непосредственно по внешнему проявлению

Преимущества предлагаемого способа по сравнению с прототипом заключаются в том,

что обеспечены возможность определения предаварииного состояния подшипников и повышение достоверности определения состояния подшипников путем учета нагрузки

электрической машины.

Технико-экономический эффект от использования способа определяется снижением затрат на техническое обслуживание и ремонт электрических машин за счет своевре„ менного выявления предаварииного состояния подшипников.

Формула изобретения

Способ контроля подшипников работаю- щей электрической машины, основанный на периодическом измерении радиальных отклонений оси подшипника и их срав4ении, отличающийся тем, что, с целью определения начала периода предаварииного состояния, 0 определяют среднее радиальное отклонение оси подшипника за определенный период эксплуатации, приводят это значение к номинальной нагрузке электрической машины, находят разность между результатами последующего и предыдущего этапов измерения, 5 и по отрицательной разности судят о начале периода предаварииного состояния.

Похожие патенты SU1561129A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 1996
  • Подмастерьев К.В.
  • Пахолкин Е.В.
  • Мишин В.В.
RU2093810C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТЕЛ КАЧЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1996
  • Подмастерьев К.В.
  • Пахолкин Е.В.
RU2124191C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПЕРИОДИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ 1994
  • Грициненко Игорь Иванович
RU2080647C1
Способ определения нагрузочной способности сухих трансформаторов и устройство для его осуществления 1985
  • Сухарев Олег Васильевич
  • Волошиновский Иван Иванович
  • Камышан Николай Гаврилович
  • Сингаевский Юрий Дмитриевич
SU1278732A1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧАСТОТЫ НАПРЯЖЕНИЯ, ПРОГРАММИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ АКТИВНОЙ НАГРУЗКИ МЕЖДУ РАЗНОТИПНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ СУДНА 2019
  • Радченко Пётр Михайлович
  • Крашенинин Валентин Евгеньевич
RU2753704C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ВЫСОКОВОЛЬТНЫХ РЕГУЛИРУЕМЫХ ВЫПРЯМИТЕЛЕЙ ОТ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЙ 2006
  • Сикорский Владимир Иванович
  • Баранов Сергей Евгеньевич
  • Веремьев Николай Константинович
  • Копервас Владимир Фридрихович
  • Илюшин Эдуард Семенович
RU2324271C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМ ГЕНЕРАТОРОМ 1996
  • Вавилов В.Н.
  • Вальшонок Е.С.
  • Иванов С.Л.
RU2096907C1
Способ определения перекосов колец подшипников качения в подшипниковом узле 1987
  • Гиберт Альфред Иванович
  • Лызлов Владимир Михайлович
  • Рихтер Владимир Аркадьевич
SU1511615A1
Устройство для диагностики состояния подшипника качения 1990
  • Константинов Константин Витальевич
  • Михайлова Яна Евгеньевна
SU1767377A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОДОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОБЩИМ ШАГОМ НЕСУЩЕГО ВИНТА ВЕРТОЛЕТА 2014
  • Лосев Виктор Семенович
  • Щукина Валентина Ивановна
RU2556043C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 561 129 A1

Реферат патента 1990 года Способ контроля подшипников работающей электрической машины

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в определении начала периода предаварийного состояния. Способ контроля подшипников работающей электрической машины включает периодическое измерение радиальных отклонений оси подшипника и их сравнение. Благодаря тому, что определяют среднее отклонение оси подшипника за определенный период эксплуатации, и по отрицательной разности между результатами различных этапов измерения судят о начале периода предаварийного состояния, обеспечивается достижение цели. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 561 129 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1561129A1

Устройство для измерения перемещений вращающегося вала 1974
  • Левин Николай Николаевич
  • Серебряков Альберт Дмитриевич
  • Белавин Олег Павлович
SU589541A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 561 129 A1

Авторы

Белавин Олег Павлович

Булеков Александр Васильевич

Левин Николай Николаевич

Серебряков Альберт Дмитриевич

Черноштан Виктор Михайлович

Даты

1990-04-30Публикация

1988-03-17Подача