Изобретение относится к машиностроению, а именно к автотракторостроению, и может быть использовано в качестве коробки передач транспорт- ного средства.
Цель изобретения - увеличение надежности и долговечности путем исключения встречного вращения поверхностей трения управляемых муфт при обеспечении десяти режимов работы коробки передач.
На фиг.1 представлена кинематическая схема коробки передач; на фиг.2 - то же, вариант.
Коробка передач содержит корпус 1, входной вал 2, выходной вал 3, четыре управляемых тормоза 4-7, где управляемые муфты 8 и 9 и четыре планетарных ряда. Первый планетарный ряд включает центральное колесо -10 с наружными зубьями, водило 11 с сателлитами 12 и центральное колесо 13 с внутренними зубьями Второй планетарный ряд включает центральное коле- со 14 с наружными зубьями, центральное колесо 15 с внутренними зубьями и водило 16 с сателлитами 17, имеющими два венца 18 и 19, причем венец 18 находится в зацеплении с цен- тральным колесом 14 с наружными зубьями, а венец 19 - с центральным колесом 15 с внутренними зубьями. Третий планетарньй ряд включает центральное колесо 20 с наружными зубьями, водило 21 с сателлитами 22 и центральное колесо 23 с внутренними зубьями. Четвертьй планетарньй ряд включает центральное колесо 24 с наружными зубьями, водило 25 с сателлита- ми 26 и центральное колесо 27 с внутренними зубьями.
Входной вал 2 жестко связан с центральными колесами 10 и 14 с наружными зубьями, а также посредством пер вой управляемой муфты 8 - с водилом 16 второго ряда, соединенного также с первым управляемым тормозом 4.
I
Центральное колесо 13 первого ряда соединено с вторым управляемым тормозом 5, а также с водилом 16 второго ряда. Центральное колесо 15 с внутренними зубьями второго ряда соединено с центральными колесами 20 и 24
третьего и четвертого рядов, а также посредством второй управляемой муфты 9 - с водилом 25 четвертого ряда, жестко соединенного с выходным валом
3. Центральное колесо 23 третьего плнетарного ряда связано с третьим управляемым тормозом 6, а центральное колесо 27 с внутренними зубьями четвертого ряда связано с водилом 21 третьего ряда и четвертым управляемым тормозом 7.
Второй планетарньй ряд может содержать центральное колесо 14 с наружными зубьями, жестко закрепленном на входном валу 2, центральное колесо 15 также с наружними зубьями и водило 16 с двойными сателлитами 1 и 28, находящимися в зацеплении между собой, причем каждый из сателлито выполнен двухвенцовым: сателлиты 17 имеют венцы 18 и 19, а сателлиты 28 венцы 29 и 30.
Центральное колесо 14 находится в зацеплении с венцом 18 сателлита 17, а центральное колесо 15 - с венцом 30 сателлита 28. ,
Коробка передач работает следующим образом.
Для включения первой передачи необходимо совместно включить управляемые тормоза 5 и 7. При этом затормаживаются связанные с этими тормозами центральное колесо 13 и водило lb, a также центральное колесо 27 и водило 21 „
Передаточное число коробки пере- дач
tj. К2(1 - К4) ,
гдеК2 --f/C.,
Ј,j LI
14
K
2.2Z . ZZ4
кг
Zf - число зубьев соответствующего зубчатого колеса (индекс Т соответствует номеру позиции зубчатого колеса на фиг.1 и 2).
Для варианта коробки передач по фиг. 2
- jЈ zЈ . 2l4L Zjp Z,j ЈM
Для включения второй передачи необходимо совместно включить управляемые тормоза 4 и 7 при выключенных прочих элементах управления. При этом останавливаются водило 11 первого ряда, водило 23 третьего ряда и центральное колесо 27 четвертого ряда.
Передаточное отношение коробки
Г - 11:Кл1-КАкл . у 1 - кь - к,
к - - KI zw
Для включения третьей передачи включают управляемые тормоза 5 и 6 при прочих выключенных элементах управления. При этом затормаживаются центральное колесо 13 первого ряда, водило 16 второго ряда и центрально колесо 23 третьего ряда.
Передаточное отношение коробки передач
- iilKjl-KjLlIIlLi}...
14
К,
1 - К3 К,
Zti
-го
Для включения четвертой передачи включают управляемые тормоза 4 и 6, обеспечивающие остановку связанных с ними водила 11 первого ряда и центрального колеса 23 третьего ряда.
Передаточное отношение коробки передач
- iI-r KjliIlKjiKj KjL . ИГ (1-К, -К) (l-K4-Kf)
Для включения пятой передачи включают управляемый тормоз 5 и вторую управляемую муфту 9. При этом останавливаются центральное колесо 13 первого ряда и водило 16 второго ряда, а третий и четвертый планетарные ряды блокируются.
Передаточное отношение коробки передач
lf
К,
Для включения шестой передачи включают управляемый тормоз 4, затормаживающий водило 11 первого ряда, и управляемую муфту 9, обеспечивающую блокировку третьего и четвертого рядов.
Передаточное отношение коробки передач
К;
Т , к.
( 7
А - ,
Для включения седьмой передачи (первая передача заднего хода) необходимо включить управляемый тормоз 7, обеспечивающий остановку центрального колеса 27 четвертого ряда и водила 21 третьего ряда и управляемую муфту 8, обеспечивающую связь входного вала 2 и водила 11 первого ряда, . блокировку первого и второго рядов о
625616
Передаточное число коробки передач
Г« 1 - к,
5 Для включения восьмой передачи (второй передачи заднего хода) необходимо включить управляемый тормоз 6, обеспечивающий остановку центрального колеса 23 третьего ряда и упЮ равляемую муфту 8, обеспечивающую блокировку первого и второго планетарных рядов.
При этом передаточное отношение коробки передач
15 - 1 - KJL
Ј, - -Я .
& ,
1-К,
Для включения девятой передачи 20 (третьей передачи заднего хода) необходимо включить управляемые муфты 8 и 9. При этом коробка передач блокируется и передаточное отношение ,-
| 1 .
25 Десятая передача обеспечивает
включение тормозного режима посредством включения управляемых тормозов 6 и 7. При этом третий и четвертый планетарные ряды, а также связанный с
30 ними выходной вал 3 останавливаются. Таким образом, приведенная коробка передач имеет девять передач, шесть из которых - с отрицательным передаточным отношением, а три - с по.,, ложительным, а также тормозной режим работы На всех передачах встречное вращение поверхностей трения управляемых муфт отсутствует, что способствует увеличению надежности и
до долговечности коробки передач.
Формула изобретения
Коробка передач, содержащая кор- д пус, входной и выходной валы, четыре
планетарных ряда, каждый из которых i
включает центральное колесо с внешними зубьями, центральное колесо с внутренними зубьями и водило с сател50 литами, четыре управляемых тормоза и две управляемые муфты, о т л и ч а ю- щ а я с я тем, что, с целью увеличения долговечности коробки передач путем исключения встречного вращения
5 поверхностей трения управляемых муфт при обеспечении десяти режимов работы коробки передач, входной вал соединен с центральными колесами с внешними зубьями перво о и второго планетарных рядов и посредством первой управляемой муфты - с водилом первого ряда, соединенным также с первым управляемым тормозом,центральное колесо с внут- ренними зубьями первого ряда соединено с водилом второго планетарного ряда, имеющего двухвенцрвые сателлиты, и вторым управляемым тормозом, центральное колесо с внутренними зубьями вто- ю рого планетарного ряда соединено с центральными колесами с внешними зубьями третьего и четвертого планетарных
рядов и посредством второй управляемой муфты - с выходным валом, с которым соединено водило четвертого планетарного ряда, центральное колесо с внутренними зубьями четвертого планетарного ряда соединено с четвертым управляемым тормозом и водилом третьего планетарного ряда, а центральное колесо с внутренними зубьями третьего планетарного ряда связано с третьим управляемым тормозом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Планетарная коробка передач | 1988 |
|
SU1562560A1 |
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1730490A1 |
Планетарная коробка передач | 1989 |
|
SU1675602A1 |
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1728555A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1985 |
|
SU1301730A1 |
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1716220A1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1991 |
|
RU2097624C1 |
Планетарная коробка передач | 1991 |
|
SU1835010A3 |
Планетарная коробка передач | 1989 |
|
SU1670248A1 |
Планетарная коробка передач | 1991 |
|
SU1838694A3 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве коробки передач транспортного средства. Цель изобретения - увеличение надежности и долговечности путем исключения встречного вращения поверхностей трения управляемых муфт при обеспечении десяти режимов работы коробки передач. Для включения передачи необходимо совместное включение двух элементов управления. Для первой передачи - это тормоза 5 и 7, для второй - тормоза 4 и 7, для третьей - тормоза 5 и 6, для четвертой - тормоза 4 и 6, для пятой - тормоз 5 и управляемая муфта 9, для шестой - тормоз 4 и муфта 9, для седьмой - тормоз 7 и управляемая муфта 8, для восьмой - тормоз 6 и муфта 8, для девятой - муфты 8 и 9. Включение десятого (тормозного) режима осуществляется включением тормозов 6 и 7. 2 ил.
29
Составитель И.Бонев Редактор М.Бланар Техред Л.Олийнык Корректор Т.Палий
Заказ 1048
Тираж 488
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКИТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушскйя наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г.Ужгород, ул. Гагарина,101
30
Фиг.1
Подписное
Коробка передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1071467A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Планетарная коробка передач | 1982 |
|
SU1054604A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1990-05-07—Публикация
1988-04-27—Подача