Коробка передач Советский патент 1990 года по МПК F16H3/44 

Описание патента на изобретение SU1562561A1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к автотракторостроению, и может быть использовано в качестве коробки передач транспорт- ного средства.

Цель изобретения - увеличение надежности и долговечности путем исключения встречного вращения поверхностей трения управляемых муфт при обеспечении десяти режимов работы коробки передач.

На фиг.1 представлена кинематическая схема коробки передач; на фиг.2 - то же, вариант.

Коробка передач содержит корпус 1, входной вал 2, выходной вал 3, четыре управляемых тормоза 4-7, где управляемые муфты 8 и 9 и четыре планетарных ряда. Первый планетарный ряд включает центральное колесо -10 с наружными зубьями, водило 11 с сателлитами 12 и центральное колесо 13 с внутренними зубьями Второй планетарный ряд включает центральное коле- со 14 с наружными зубьями, центральное колесо 15 с внутренними зубьями и водило 16 с сателлитами 17, имеющими два венца 18 и 19, причем венец 18 находится в зацеплении с цен- тральным колесом 14 с наружными зубьями, а венец 19 - с центральным колесом 15 с внутренними зубьями. Третий планетарньй ряд включает центральное колесо 20 с наружными зубьями, водило 21 с сателлитами 22 и центральное колесо 23 с внутренними зубьями. Четвертьй планетарньй ряд включает центральное колесо 24 с наружными зубьями, водило 25 с сателлита- ми 26 и центральное колесо 27 с внутренними зубьями.

Входной вал 2 жестко связан с центральными колесами 10 и 14 с наружными зубьями, а также посредством пер вой управляемой муфты 8 - с водилом 16 второго ряда, соединенного также с первым управляемым тормозом 4.

I

Центральное колесо 13 первого ряда соединено с вторым управляемым тормозом 5, а также с водилом 16 второго ряда. Центральное колесо 15 с внутренними зубьями второго ряда соединено с центральными колесами 20 и 24

третьего и четвертого рядов, а также посредством второй управляемой муфты 9 - с водилом 25 четвертого ряда, жестко соединенного с выходным валом

3. Центральное колесо 23 третьего плнетарного ряда связано с третьим управляемым тормозом 6, а центральное колесо 27 с внутренними зубьями четвертого ряда связано с водилом 21 третьего ряда и четвертым управляемым тормозом 7.

Второй планетарньй ряд может содержать центральное колесо 14 с наружными зубьями, жестко закрепленном на входном валу 2, центральное колесо 15 также с наружними зубьями и водило 16 с двойными сателлитами 1 и 28, находящимися в зацеплении между собой, причем каждый из сателлито выполнен двухвенцовым: сателлиты 17 имеют венцы 18 и 19, а сателлиты 28 венцы 29 и 30.

Центральное колесо 14 находится в зацеплении с венцом 18 сателлита 17, а центральное колесо 15 - с венцом 30 сателлита 28. ,

Коробка передач работает следующим образом.

Для включения первой передачи необходимо совместно включить управляемые тормоза 5 и 7. При этом затормаживаются связанные с этими тормозами центральное колесо 13 и водило lb, a также центральное колесо 27 и водило 21 „

Передаточное число коробки пере- дач

tj. К2(1 - К4) ,

гдеК2 --f/C.,

Ј,j LI

14

K

2.2Z . ZZ4

кг

Zf - число зубьев соответствующего зубчатого колеса (индекс Т соответствует номеру позиции зубчатого колеса на фиг.1 и 2).

Для варианта коробки передач по фиг. 2

- jЈ zЈ . 2l4L Zjp Z,j ЈM

Для включения второй передачи необходимо совместно включить управляемые тормоза 4 и 7 при выключенных прочих элементах управления. При этом останавливаются водило 11 первого ряда, водило 23 третьего ряда и центральное колесо 27 четвертого ряда.

Передаточное отношение коробки

Г - 11:Кл1-КАкл . у 1 - кь - к,

к - - KI zw

Для включения третьей передачи включают управляемые тормоза 5 и 6 при прочих выключенных элементах управления. При этом затормаживаются центральное колесо 13 первого ряда, водило 16 второго ряда и центрально колесо 23 третьего ряда.

Передаточное отношение коробки передач

- iilKjl-KjLlIIlLi}...

14

К,

1 - К3 К,

Zti

-го

Для включения четвертой передачи включают управляемые тормоза 4 и 6, обеспечивающие остановку связанных с ними водила 11 первого ряда и центрального колеса 23 третьего ряда.

Передаточное отношение коробки передач

- iI-r KjliIlKjiKj KjL . ИГ (1-К, -К) (l-K4-Kf)

Для включения пятой передачи включают управляемый тормоз 5 и вторую управляемую муфту 9. При этом останавливаются центральное колесо 13 первого ряда и водило 16 второго ряда, а третий и четвертый планетарные ряды блокируются.

Передаточное отношение коробки передач

lf

К,

Для включения шестой передачи включают управляемый тормоз 4, затормаживающий водило 11 первого ряда, и управляемую муфту 9, обеспечивающую блокировку третьего и четвертого рядов.

Передаточное отношение коробки передач

К;

Т , к.

( 7

А - ,

Для включения седьмой передачи (первая передача заднего хода) необходимо включить управляемый тормоз 7, обеспечивающий остановку центрального колеса 27 четвертого ряда и водила 21 третьего ряда и управляемую муфту 8, обеспечивающую связь входного вала 2 и водила 11 первого ряда, . блокировку первого и второго рядов о

625616

Передаточное число коробки передач

Г« 1 - к,

5 Для включения восьмой передачи (второй передачи заднего хода) необходимо включить управляемый тормоз 6, обеспечивающий остановку центрального колеса 23 третьего ряда и упЮ равляемую муфту 8, обеспечивающую блокировку первого и второго планетарных рядов.

При этом передаточное отношение коробки передач

15 - 1 - KJL

Ј, - -Я .

& ,

1-К,

Для включения девятой передачи 20 (третьей передачи заднего хода) необходимо включить управляемые муфты 8 и 9. При этом коробка передач блокируется и передаточное отношение ,-

| 1 .

25 Десятая передача обеспечивает

включение тормозного режима посредством включения управляемых тормозов 6 и 7. При этом третий и четвертый планетарные ряды, а также связанный с

30 ними выходной вал 3 останавливаются. Таким образом, приведенная коробка передач имеет девять передач, шесть из которых - с отрицательным передаточным отношением, а три - с по.,, ложительным, а также тормозной режим работы На всех передачах встречное вращение поверхностей трения управляемых муфт отсутствует, что способствует увеличению надежности и

до долговечности коробки передач.

Формула изобретения

Коробка передач, содержащая кор- д пус, входной и выходной валы, четыре

планетарных ряда, каждый из которых i

включает центральное колесо с внешними зубьями, центральное колесо с внутренними зубьями и водило с сател50 литами, четыре управляемых тормоза и две управляемые муфты, о т л и ч а ю- щ а я с я тем, что, с целью увеличения долговечности коробки передач путем исключения встречного вращения

5 поверхностей трения управляемых муфт при обеспечении десяти режимов работы коробки передач, входной вал соединен с центральными колесами с внешними зубьями перво о и второго планетарных рядов и посредством первой управляемой муфты - с водилом первого ряда, соединенным также с первым управляемым тормозом,центральное колесо с внут- ренними зубьями первого ряда соединено с водилом второго планетарного ряда, имеющего двухвенцрвые сателлиты, и вторым управляемым тормозом, центральное колесо с внутренними зубьями вто- ю рого планетарного ряда соединено с центральными колесами с внешними зубьями третьего и четвертого планетарных

рядов и посредством второй управляемой муфты - с выходным валом, с которым соединено водило четвертого планетарного ряда, центральное колесо с внутренними зубьями четвертого планетарного ряда соединено с четвертым управляемым тормозом и водилом третьего планетарного ряда, а центральное колесо с внутренними зубьями третьего планетарного ряда связано с третьим управляемым тормозом.

Похожие патенты SU1562561A1

название год авторы номер документа
Планетарная коробка передач 1988
  • Фуражов Юрий Иванович
  • Давыдов Александр Вениаминович
SU1562560A1
Планетарная коробка передач 1990
  • Клименко Владислав Витальевич
  • Зубарев Николай Иванович
SU1730490A1
Планетарная коробка передач 1989
  • Нартов Анатолий Лаврентьевич
SU1675602A1
Планетарная коробка передач 1990
  • Клименко Владислав Витальевич
SU1728555A1
Коробка передач транспортного средства 1985
  • Шевчук Владимир Петрович
  • Боков Валентин Яковлевич
  • Краснопрошин Николай Александрович
  • Николаев Владимир Константинович
  • Литвинов Виктор Иванович
  • Волченко Юрий Иванович
  • Дьячков Евгений Александрович
  • Косицын Валентин Илларионович
  • Григорьева Ирина Евгеньевна
SU1301730A1
Планетарная коробка передач 1990
  • Клименко Владислав Витальевич
SU1716220A1
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1991
  • Грицкевич Вацлав Владимирович[By]
RU2097624C1
Планетарная коробка передач 1991
  • Волченко Юрий Иванович
  • Волченко Александр Юрьевич
  • Костюков Владимир Александрович
SU1835010A3
Планетарная коробка передач 1989
  • Степанов Юрий Александрович
SU1670248A1
Планетарная коробка передач 1991
  • Волченко Юрий Иванович
  • Иванов Анатолий Николаевич
SU1838694A3

Иллюстрации к изобретению SU 1 562 561 A1

Реферат патента 1990 года Коробка передач

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве коробки передач транспортного средства. Цель изобретения - увеличение надежности и долговечности путем исключения встречного вращения поверхностей трения управляемых муфт при обеспечении десяти режимов работы коробки передач. Для включения передачи необходимо совместное включение двух элементов управления. Для первой передачи - это тормоза 5 и 7, для второй - тормоза 4 и 7, для третьей - тормоза 5 и 6, для четвертой - тормоза 4 и 6, для пятой - тормоз 5 и управляемая муфта 9, для шестой - тормоз 4 и муфта 9, для седьмой - тормоз 7 и управляемая муфта 8, для восьмой - тормоз 6 и муфта 8, для девятой - муфты 8 и 9. Включение десятого (тормозного) режима осуществляется включением тормозов 6 и 7. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 562 561 A1

29

Составитель И.Бонев Редактор М.Бланар Техред Л.Олийнык Корректор Т.Палий

Заказ 1048

Тираж 488

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКИТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушскйя наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент, г.Ужгород, ул. Гагарина,101

30

Фиг.1

Подписное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1562561A1

Коробка передач транспортного средства 1982
  • Альгин Владимир Борисович
  • Грицкевич Вацлав Владимирович
  • Косткин Олег Львович
  • Меленцевич Владимир Петрович
  • Цитович Игорь Сергеевич
  • Шейнкер Израиль Гильевич
  • Калацкий Леонид Владимирович
  • Поддубко Сергей Николаевич
  • Царев Олег Петрович
SU1071467A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Планетарная коробка передач 1982
  • Альгин Владимир Борисович
  • Грицкевич Вацлав Владимирович
  • Меленцевич Владимир Петрович
  • Цитович Игорь Сергеевич
  • Шейнкер Израиль Гильевич
  • Альгина Светлана Алексеевна
  • Бобров Андрей Алексеевич
  • Поддубко Сергей Николаевич
  • Царев Олег Петрович
  • Косткин Олег Львович
SU1054604A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 562 561 A1

Авторы

Фуражов Юрий Иванович

Давыдов Александр Вениаминович

Даты

1990-05-07Публикация

1988-04-27Подача