Изобретение относится к транспортной технике, а именно к токосъемным устройствам электроподвижного состава.
Цель изобретения - повышение надежности при работе в сложных погодных условиях.
На фиг. 1 представлена схема токоприемника при фиксации контактного узла в отсеке; на фиг. 2 - то же, при фиксации контактного узла вблизи токопровода.
Токоприемник содержит контактный узел 1, установленный на подвижной раме 2, ос- нащенной механизмом нажатия 3 и связанной с основанием 4, которое размещено в закрепленном на транспортном средстве 5 отсеке 6 с приемом и сочленено с приводом подвижной рамы перемещения с возможностью фиксации контактного узла I в двух положениях: вблизи токопровода 8 и в отсеке 6.
Токоприемник снабжен расположенным в отсеке блоком 9 создания избыточного давления и подогрева воздуха, а основание 4 установлено в направляющих 10, закрепленных в отсеке 6 перпендикулярно плоскости проема, и оснащено внешней и внутренней заслонками 11 и 12 с возможностью поочередного перекрытия проема каждой из них соответственно с внешней и внутренней сторон отсека 6 прои двух упомянутых положениях контактного узла 1, при этом подвижная рама 2 пропущена через внутреннюю заслонку 12 и сочленена с ней при помощи гибких уплотнений 13.
Устройство 9 избыточного давления и подогрева воздуха выполнено в виде напорного тепловентилятора 14, входной канал 15 которого через фильтр 16 связан с атмосферой, а выходной канал 17 соединен с полостью отсека 6 и снабжен нагревательным элементом 18, связанным через регулятор 19 с выходом датчика 20 температуры воздуха в отсеке 6.
Устройство работает следующим образом.
В нерабочем положении привод 7 перемещения подвижной рамы обеспечивает фиксацию контактного узла 1 в отсеке 6. При этом проем перекрывается внешней заслонкой 11, установленной на основании 4. Для предотвращения попадания в полость отсека снега, пыли, продуктов трения в контактной паре, влаги использован блок создания избыточного давления и подогрева воздуха. Избыточное давление воздуха в полостях отсека 6 позволяет значительно понизить вероятность попадания упомянутых частиц в отсек, особенно при высоких скоростях движения, когда набегающий поток воздуха может создать в районе расположения отсека зону повышенного давления, различного рода турбулентности, вызывающие попадание посторонних частиц в незакрывающийся отсек.
Блок 9 позволяет в небольной промежуток времени удалить с контактного узла
0
и других элементов гололед, влагу, снег, осевший на токоприемник во время работы. Это тем более важно, что при высокой скорости движения и интенсивном аэродинамическом воздействии на токоприемник гололед, влага, снег могут скопиться и замерзнуть при низкой температуре в труднодоступных для осмотра и ручной очистки местах.
Блок 9 создания избыточного давления и подогрева воздуха может быть выполнен в виде напорного тепловентилятора 14, входной канал 15 которого через воздушный фильтр 16 связан с атмосферой. Для разогрева воздуха может быть использован
нагревательный элемент (например, электрический), снабженный регулятором 19 мощности (тока), вход которого соединен с выходом датчика 20 температуры воздуха, например биметаллического или сильфонного
0 типа.
Датчик 20 температуры обеспечивает включение нагревательного элемента 18 при снижении температуры воздуха в отсеке ниже установленного предела, на который настроен регулятор 19. В нерабочем положе5 нии механизм 3 нажатия (например, упругий пневмоэлемент) отключен, рама 2 и контактный узел 1 находятся в нижнем положении.
При включении токоприемника срабатывает привод 7 (например, пневматический
0 цилиндр двустороннего действия), обеспечивающий выдвижение основания 4 и связанных с ним контактного узла 1 и рамы 2 к токопроводу 8. Во время выдвижения внешняя заслонка 11, связанная с основанием 4, отходит от проема, открывая его
5 Наличие повышенного давления воздуха в отсеке 6 значительно снижает вероятность попадания туда посторонних частиц в момент выдвижения. Привод 7 фиксирует контактный узел вблизи токопровода 8. При
0 этом проем отсека перекрывается с внутренней стороны внутренней заслонкой 12. Приведение токоприемника в рабочее положение осуществляется включением механизма 3 нажатия, подводящего раму 2 с контактным узлом 1 к токопроводу 8 до
5 контакта с ним, и созданием требуемой величины нажатия на токопровод 8.
Перемещения рамы 2 при включении механизма 3 нажатия и возможность колебаний ее при отслеживании контактным узлом 1 рабочей поверхности токопровода 8
0 осуществляется с помощью гибких уплотнений 13, которые закреплены на заслонке 12 и охватывают раму 2. В качестве материала уплотнений может быть использован брезент, прорезиненная ткань и . Необходимая величина прижатия заслонок 11 и 12 к краям проема для герметизации его обеспечивается приводом 7. Размеры заслонки 11 и величина рабочего хода контактного узла 1 выбираются так.
5
чтобы исключить возможность соприкосновения заслонки 11 с токопроводом 8 в момент выдвижения основания 4.
При отключении токоприемника выключается механизм 3, контактный узел 1 отходит от токопровода 8 и опускается на основание 4. Затем включается привод 7, который обеспечивает убирание основания 4 в отсек и перекрытие проема заслонкой 11.
Величина избыточного давления, а следовательно, мощность вентилятора, выбираются в зависимости от качества герметизации проема заслонками 11 и 12 и условиями работы токоприемника. Максимальная величина избыточного давления, необходимая для обеспечения нормальной работы токоприемника в сложных погодных условиях и при скорости движения до 350 км/ч, составляет 0,025-0,03 МПа. При превышении этой величины избыток давления можно устранить путем стравливания воздуха в атмосферу через клапан предельного давления или путем отключения вентилятора, который может быть связан с реле давления. Избыточное давление величиной 0,03 МПа может быть обеспечено и путем естественных утечек через заслонки.
В качестве источника сжатого воздуха может быть использована и пневмосистема транспортного средства, связанная с полостью отсека через редукционный клапан.
0
5
5
0
Формула изобретения
1.Токоприемник, содержащий контактный узел, размещенный на одном конце подвижной рамы с механизмом нажатия, которая другим концом связана с основанием, размещенным в закрепленном на транспортном средстве отсеке с проемом и сочлененным с приводом перемещен-ия подвижной рамы из рабочего положения в транспортное, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности при работе в сложных погодных условиях, он снабжен расположенными в отсеке блоком создания избыточного давления и подогрева воздуха, внутренней и внешней заслонками, закрепленными на основании с возможностью поочередного перекрытия проема с внутренней и внешней сторон отсека, причем подвижная рама пропущена через внутреннюю заслонку и сочленена с ней при помощи гибких уплотнений, а основание установлено в направляющих, закрепленных в отсеке.
2.Токоприемник по п. 1, отличающийся тем, что блок создания избыточного давления и подогрева воздуха выполнен в виде напорного тепловентилятора, входной канал которого через фильтр связан с атмосферой, а выходной - с полостью отсека, и нагревательного элемента, связанного через регулятор с выходом датчика температуры воздуха в отсеке.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Токоприемник | 1990 |
|
SU1766723A1 |
Токоприемник | 1991 |
|
SU1782793A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ТОКОПРИЕМНИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА | 2019 |
|
RU2719748C1 |
ТОКОПРИЕМНИК ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 1991 |
|
RU2025315C1 |
Токоприемное устройство | 1990 |
|
SU1801808A1 |
АСИММЕТРИЧНЫЙ ТОКОПРИЕМНИК ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2000 |
|
RU2194630C2 |
Устройство для исследования взаимодействия токоприемников с токоведущим рельсом | 1990 |
|
SU1791180A1 |
ТОКОПРИЕМНИК РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАМВАЯ | 2005 |
|
RU2297340C1 |
АСИММЕТРИЧНЫЙ ТОКОПРИЕМНИК ДЛЯ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2009 |
|
RU2428327C1 |
РЕЛЬСОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ТИПА ТРАМВАЙНОГО ВАГОНА, МОТОРНОГО ВАГОНА ЭЛЕКТРОПОЕЗДА ИЛИ ЛОКОМОТИВА НА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГЕ, ТРАМВАЙНЫЙ ВАГОН С ПОНИЖЕННЫМ УРОВНЕМ ПОЛА | 2005 |
|
RU2294294C1 |
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств с электротягой. Цель изобретения - повышение надежности при работе в сложных погодных условиях. Токоприемник содержит контактный узел 1, установленный на раме 2, снабженной механизмом нажатия 3. Основание 4 размещено в закрепленном на транспортном средстве отсеке 5 с проемом, с возможностью фиксации контактного узла в двух положениях: вблизи токопровода и в отсеке. Токоприемник снабжен блоком создания избыточного давления и подогрева воздуха, а основание установлено в направляющих и снабжено внешней и внутренней заслонками с возможностью перекрытия проема каждой из них. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Составитель Ю. Щерба
Редактор А. МотыльТехред А. КравчукКорректор О. Ципле
Заказ 1820Тираж 387Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-издательский комбинат «Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
8
рабочее ло/южехие
Фиг. 2
Смахтин В | |||
А., Швец Ю | |||
П | |||
О конструктивной схеме многофазного устройства токосъема для макетного экипажа с линейным асинхронным двигателем | |||
- В сб | |||
Элект ровозостроение, ВЭлНИИ, т | |||
Способ изготовления электрических сопротивлений посредством осаждения слоя проводника на поверхности изолятора | 1921 |
|
SU19A1 |
Счетная таблица | 1919 |
|
SU104A1 |
Авторы
Даты
1990-07-07—Публикация
1988-09-28—Подача