Изобретение относится к транспортному машиностроениК), в частности к системам управления коробками передач.
Целью изобретения является повышение безопасности управления транспортного средства путем обеспечения включения гидравлической нейтрали.
На чертеже показана принципиальная гидравлическая схема системы автоматического управления пятиступенчатой коробкой передач транспортного средства.
Система автоматического управления коробкой передач транспортного средства включает источник 1 давления рабочей жидкости, редукционный клапан 2 главной магистрали, три электромагнитных клапана 3-5 включения передач, управляемых электронным блоком управления (не показан), клапан 6 плавного трогания и два привода сдвоенных фрикционных муфт: привод 7 входа и привод 8 выхода, включающие цилиндр 9 с двумя поршнями 10 и 11, расположенными один в другом и образующими две полости 12 и 13, при этом площадцпопереч- ного сечения первой полорти 12 должна быть меньше или равна площади поперечного сечения второй полости 13. Полости 12 и 13 привода 8 выхода и полость 13 привода 7 входа соединены с источником 1 давления рабочей жидкости через электромагнитные клапаны 3-5. Полость 12 привода 7 входа соединена с источником 1 через электромагнитный клапан 4, управляемый полостью 12 привода 8 выхода. Полость 13 привода 7 входа дополнительно соединена со сливом через клапан 6 плавного трогания, выполненный центробежным и установленный на поршне 10 привода 7 входа. Для выполнения переключения передач коробка снабжена зубчатой муфтой 14 механизма 15 реверса, фрикционной муфтой 16, муфтой 17 свободного хода, фрикционными муфтами 18-20.
Система автоматического управления работает следующим образом.
Включение первой передачи обеспечивается переводом зубчатой муфты 14 механизма 15 реверса в крайнее правое положение (движение вперед) и включением электромагнитного клапана 5, который соединяет источник 1 давления рабочей жидкости с второй полостью 13 привода 7 входа. По мере достижения приводом 7 сдвоенной фрикционной муфты входа обо- . ротов трогания, центробежный клапан 6 плавного трогания, установленный на поршне 10 привода 7, плавно закрываясь, разъединяет полость 13 привода 7 со сливом. Посредством нарастания давления в полости 13 поршень 11 привода 7, перемещаясь
плавно, включает фрикционную муфту 16. При этом муфта 17 свободного хода включена.
Включение второй передачи обеспечит
вается включением электромагнитного клапана 4, который соединяет источник 1 давления рабочей жидкости с полостями 12 приводов 7-и 8. Посредством давления в полости 12 привода 8 выхода поршень 11
0 этого привода, перемещаясь, включает фрикционную муфту 18, муфта 17 свободного хода выключается автоматически. Рабочая жидкость, которая поступает в полость 12 привода 7 входа, никакого действия не
5 производит, так как площадь поперечного сечения полости 12 меньше или равна полости 13, следовательно, благодаря усилию на поршень 10 со стороны полости 13 в совокупности с усилием раздвижных эле0 ментов (не показаны) фрикционной муфты 19, которые превышают усилие на поршень 10 со стороны полости 13, поршень 10 остается на месте. Муфта 19 остается выключенной, а муфта 16 включенной.
5Включение третьей передачи обеспечивается выключением электромагнитного клапана 5 при включенном электромагнитном клапане 4, при этом снимается давление с полости 13 привода 7 входа, под
30 действием давления в полости 12 поршень 10 привода 7 входа при своем движении включает фрикционную муфту 19, а поршень 11 подДействиемраздвижныхэлемен- тов фрикционной муфты 16 возвращается в
35 исходное положение. Фрикционная муфта
18остается включенной.
Включение четвертой передачи (прямой) при включенном электромагнитном клапане 4 обеспечивается одновременным
40 включением электромагнитных клапанов 3 и 5, при этом подается давление в полости 13 обоих приводов 7 и 8, при этом усилие нарастает на поршнях 11, которые при своем движении воздействуют на фрикцион45 ные муфты 16 и 20, и уменьшается на поршнях 10. После уравновешивания усилия на поршнях 10с обеих сторон (в случае, когда площади поперечного сечения поло- , стей 12 и 13 равны) они под действием раз50 движных элементов фрикционных муфт 18 и
19возвращаются в исходное положение.
Возвращение в исходное положение поршней 10 в случае, когда площадь попе-. речного сечения полости 12 меньше площади поперечного сечения полости 13. происходит за счет разницы усилий на поршни 10 со стороны полостей 12 и 13 плюс усилие раздвижных элементов фрикционных муфт 18 и 19. При этом происходит
одновременное плавное переключение фрикционных муфт 19 нв 16 и 18 на 20.
Включение пятой передачи (повышающей) обеспечивается выключением электромагнитного клапана 5 при включенных электромагнитных клапанах 3 и 4, при этом снимается давление с полости 13 привода 7 входа, под действием давления в полости 12 поршень 10 привода 7 входа при своем движении включает фрикционную муфту 19, а поршень 11 под действием раздвижных элементов фрикционной муфты 16 возвращается в исходное положение. Фрикционная муфта 20 остается включенной.
Для включения заднего хода, каретку зубчатой муфты 14 нужно установить в крайнее левое положение и включить электромагнитный клапан 5. как в случае включения
первой передачи.
Конструктивно объединенные поршни и цилиндры приводов сдвоенных фрикционных муфт обеспечивают плавность переключения этих муфт за счет синхронного нарастания давления в одной полости и убывания в другой.
Формулаизобретения 1 Система автоматического управления коробкой передач транспортного средства, содержащая три электромагнитных клапана включения передач, подключенных к источJU
нику давления рабочей жидкости с редукционным клапаном, клапан плавного трога- ния два привода сдвоенных фрикционных муфт установленных на входе и выходе коробки передач, каждый из которых включает в себя цилиндр с двумя поршнями, оасположенными одним в другом и образу- 0 ющими по две рабочие полости, при этом обе полости привода, установленного на выходе и вторая полость привода, установленного на входе, соединены с источником давления рабочей жидкости через соответ- 5 ствующие электромагнитные клапаны, о т- личающаяся тем. что, с целью повышения безопасности путем обеспечения включения гидравлической нейтрали, первая полость привода фрикционной муфты, уста- 0 новленной на входе, соединена с источником давления рабочей жидкости через электромагнитный клапан, связанный с первой полостью привода фрикционной муфты, установленной на выходе, при этом вторая 25 полость привода фрикционной муфты, установленной на входе, дополнительно соединена со сливом через клапан плавного
трогания.
2 Система по п.1, отличающаяся
тем что клапан плавного трогания выполнен центробежным и установлен на одном из поршней фрикционной муфты, установленной на входе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система автоматического управления коробкой передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1235765A1 |
Система автоматического управления ступенчатой коробкой передач со сдвоенным сцеплением | 1983 |
|
SU1093575A1 |
Сдвоенная фрикционная муфта коробки передач | 1978 |
|
SU765551A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1981 |
|
SU965815A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1986 |
|
SU1414670A1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ | 2007 |
|
RU2345260C1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1984 |
|
SU1235766A2 |
Устройство для переключения ступеней в коробке передач | 1977 |
|
SU734030A2 |
Гидравлическое устройство управления фрикционами гидромеханической коробки передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1065258A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1980 |
|
SU971686A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам управления коробками передач. Целью изобретения является повышение безопасности путем обеспечения включения гидравлической нейтрали. Система управления коробкой включает в себя источник 1 давления рабочей жидкости, редукционный клапан 2 главной магистрали, три электромагнитных клапана 3-5 включения передач, переключаемых электронным блоком управления, при срабатывании которых происходит подключение к рабочей жидкости приводов сдвоенных фрикционных муфт на входе - 7 и выходе - 8, включающих каждый в себя цилиндр 9 с двумя поршнями 10 и 11, расположенными один в другом и образующими первую полость 12 и вторую полость 13. Площадки первых полостей 12 меньше или равны площади второй полости 13. Полости 12 и 13 привода 8 выхода и вторая полость 13 привода 7 входа соединены с источником рабочей жидкости через клапаны 3-5, а первая полость 12 привода 7 входа соединена и с источником рабочей жидкости через клапан 4, и с первой полостью привода 8 выхода. Вторая полость 13 привода 7 входа соединены со сливом через клапан 6 плавного трогания. Клапан 6 плавного трогания выполнен центробежным и установлен на поршне 10 привода 7 входа. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Система автоматического управления коробкой передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1235765A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1990-09-23—Публикация
1988-11-05—Подача