Сдвоенная фрикционная муфта коробки передач Советский патент 1980 года по МПК F16D25/62 

Описание патента на изобретение SU765551A1

1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам переключения фрикционных муфт коробок передач транспортных н сельскохозяйственных машин.

Известна сдвоенная фрикцноиная муфта, содержащая внутреннюю и две наружные полумуфты с гндроприводами 1.

Недостатками известной муфты являются большие габариты и вес.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является сдвоенная фрикцноииая муфта коробки передач, содержащая смонтированные на валу фрикционную муфту низшей передачи, фрикциоиную муфту высшей передачи и размещенные между ннми гидроприводы механизмов переключения фрнкцнонных муфт 12.

Однако устройство не обладает доста точной плавностью включения.

Цель изобретення - повышение плавностн включения.

Поставленная цель достигается тем, что гндропрнвод ннзшей передачи выполиен в виде подвижного по осн цилиидра с поршнем, аа торце которого выполнена .конусная проточка, контактирующая со смонтированным в кольцевой проточке вала упругим разрезным кольцом с конусной наружной поверхностью.

J На чертеже показана сдвоенная фрикционная муфта.

Гидроцнлиндр I, установленный подвижно в осевом направлении на валу 2, контактнрует с нажнмным диском 3 фрикционной муфты 4 низшей передачи, внутренняя

О полумуфта 5 которой жестко связана с валом 2, а наружная полумуфта 6 жестко связана с шестерней 7, свободно установленной на валу 2. Поршень 8 гидроцилиндра 1, выполненный в виде фланца со ступнцей, своей внутренней по15верхностью 9 взаимодействует со скосом 10 замка, выполненного в внде разрезного пружнииого кольца 11 н установленного в кольцевой проточке вала 2. Своей торцовой поверхностью 12 поршень 8 взанмодействует с поршнем 13, кон тактирующим с иажимиым диском 14 фрик циОнной муфты 15, внутренняя полу муфта 16 которой жестко связана с гидроцилиндро м 17, который в свою очередь

жестко установлен на валу 2, а наружная полумуфта 18 жестко связана с шестерней 19, свободно установленной на валу 2. Площадь S поршня 8 больше площади S i поршня i3 примерно на 15-2(К/о, а усилие сопротивления замка il больше усилия, развиваемого в гидроцилиндр 7 примерно на 5%, что обеспечивает четкую работу механизма на начальном этапе трогания транспортного средства, при котором работа буксования делится между двумя муфтамн 4 и 15, с последующим автоматическим отклонением муфты 15, а также увеличением плавности переключения передач.

Муфта работает следующим образом.

При отсутствии давления в гидроцилиидрах 1 и 17 фрикциоииые муфты 4 и 15 разомкнуты, отвод поршней гидроцилиндра i и зазоры между дисками фрикционных муфт обеспечиваются упругими Цементами (на чертеже ие показаны).

При подаче рабочей жидкости, давление которой при трогании транспортного средства постепенно возрастает, из гидросистемы в оба гидроцилиндра 1 и 7, включаются обе муфты: муфта 4 гидроцилиндром 1 через нажимной диск 3, муфта 15 пошием 13 через нажимной диск 14.

Перемещение поршия 8 ограничено упо ром конусной части его внутренней поверхности 9 в скос 10 кольца I1 до тех пор, пока усилие сопротивления замка будет больше, чем усилие, развиваемое в гидроцилнндре 1, что соответствует начальному этапу трогания транспортного средства.

С возрастанием давления в гидросистеме при достижении определенного давления, усилие, развиваемое в гидроцилиндре, превышает усилие сопротивления кольца П. Поршень 8, сжимая кольцо И и передвигаясь в сторону поршня 13, своей торцовой поверхностью 12 фланца перемещает его в исходное положение, так как площадь S поршня В больше площади S поршня 13, выключив таким образом фрнкциоиную муфту 15 высшей передачи.

После этого, при дальнейшем возрастании давления в гидроцилиндре до величины определяемой переливным клапаном, остается включенной только муфта 4.

При соединении гидроцилиндра 1 со сливом (при переходе с низшей на высшую) под действием давления в гидроцилиндре 17 поршень 13 включает фрикционную муфту 15 и возвращает поршень 8 в исходное положение, а фрикционная муфта 4 размыкается ппод действием ее упругих элементов. При подаче жидкости в гидроцилнндр 1 (при переходе с высшей передачи на низшую при постоянномдавлении в гидросистеме, определяемой переливным клапаном) поршень 8, не задерживаясь у кольца П, так как усилие развиваемое в гидроцилнндре значительно превышает усилие сопротивлеиия замка, контактирует с поршнем 13 и выключает фрикционную муфту 15 за счет разности площадей этих порцтей.

При этом, одновременно с увеличением усилия нажатия на диски включаемой муфты, происходит уменьшение усилим нажатия на диски выключаемой муфты. Процесс переключения фрикционных муфт происходит синхронно, что увеличивает плавность переключения. Тем самым увеличивается долговечность фрнкционных муфт.

Формула изобретения

СдЕоен ая фрикционная муфта коробки передач, содержащая смонтированные на валу фрикционную муфту низшей пере.дачи, фрикционну|6 муфту высшей передачи к размешенные между нимн гидроприводы леяанизмов переключения фрикционных муфт, отличающаяся тем, что, с целью повышения плавности включения гидропризод низшей передачи выполнен в виде подвижного по оси цилнндра с поршнем, на торце которого выполнена конусная проточка, контактирующая со смонтированным в кольцевой проточке вала упругим разрезным кольцом с конусной наружной поверхностью.

Источники информации,

принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР

Ne 570737, кл. F 16 D 13/00, 1976.

2.Авторское свидетельство СССР

№ 2649169 кл. F 16 D 25/062, 26.07.77.

6

f9

Ю

fs Sf

Похожие патенты SU765551A1

название год авторы номер документа
Сдвоенная фрикционная муфта 1978
  • Лифшиц Георгий Исаакович
  • Умняшкин Владимир Алексеевич
SU727901A1
Двухступенчатый планетарный механизм 1975
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Ефанов Анатолий Васильевич
SU579481A1
Устройство для управления коробкой передач 1975
  • Ефанов Анатолий Васильевич
  • Лифшиц Исаак Иосифович
SU602718A1
Система управления коробкой передач самоходной машины 1990
  • Бобров Андрей Алексеевич
  • Лаврушкина Любовь Николаевна
  • Поддубко Сергей Николаевич
  • Царев Олег Петрович
SU1743933A1
Двойная фрикционная муфта с гидравлическим периферийным управлением 1983
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1208359A1
Система автоматического управления коробкой передач транспортного средства 1984
  • Ефанов Анатолий Васильевич
  • Кондрашкин Александр Семенович
  • Умняшкин Владимир Алексеевич
SU1235765A1
Система автоматического управления коробкой передач транспортного средства 1988
  • Ефанов Анатолий Васильевич
  • Кондрашкин Александр Семенович
  • Умняшкин Владимир Алексеевич
SU1594002A1
Фрикционная муфта 1976
  • Нарбут Андрей Николаевич
  • Шапко Владимир Федорович
  • Ильинский Евгений Викторович
  • Дзядык Михаил Николаевич
  • Архипов Александр Иванович
SU717431A1
Фрикционная муфта 1977
  • Аммосов Владимир Нилович
  • Передерищека Николай Александрович
SU721601A1
Механизм сцепления с его приводом для управления преселективной коробкой передач автомобиля 1984
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1155474A1

Иллюстрации к изобретению SU 765 551 A1

Реферат патента 1980 года Сдвоенная фрикционная муфта коробки передач

Формула изобретения SU 765 551 A1

SU 765 551 A1

Авторы

Ефанов Анатолий Васильевич

Лифшиц Исаак Иосифович

Даты

1980-09-23Публикация

1978-11-20Подача