Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в кулачковых механизмах с изменяемой кинематикой движения ведомого звена.
Известен регулируемый кулачок, корпус которого выполнен разьемным и содержит основную и затылочную части, первая из которых установлена на расположенной поперечно ведущему валу цилиндрической цапфе этого вала с регулируемым посредством гидропрессовой разблокировки натя- 0 ивозможностью
регулировочно-уетановочного смещения ее по цапфе при разблокировке, а вторая сопряжена с первой посредством двух стыков, имеющих в плоскости пр.офиля кулачка зубчиковый профиль, а затылочная часть .корпуса дополнительно оперта на вторую цапфу еала. расположенную диаметрально противоположно первой.
Недостатками такого кулачка являются сложная конструкция и пониженная жесткость его корпуса на стыках.
Цель изобретения - расширение диапазона регулирования с сохранением оптимального соотношения размеров кулачка и кулачкового вала путем сокращения радиальных размеров затылочной части кулачка за счет уменьшения длины расположенной в ней цапфы или полной ликвидации этой цапфы с заменой на компактные конструктивные элементы жесткой связи корпуса кулачка с опорной частью вала.
На. фиг. 1 изображен кулачок с двумя цапфами, на фиг, 2 - элемент зубчикового стыка частей его корпуса: на фмг. 3 - одно- цапфовый кулачок,- на фиг, 4 - боковой опор- ный узел одноцапфового кулачка в вариантном исполнении.
Кулачок содержит корпус, включающий основную 1 в форме подковы и затылочную
ы
2 части, первая из которых установлена с регулируемым посредством гидропрессовой разблокировки натягом на цапфе 3 опорного элемента 4 ведущего вала.
В двухцапфовом варианте затылочная часть 2 дополнительно оперта с возможностью относительного скольжения на вторую цапфу 5 опорного элемента 4 и сопряжена с геометрическим натягом с боковыми скулами б основной части 1 посредством зубчи- кового стыка 7. На фиг. 2 штрихпунктиром показаны положения стыковочного профиля основной части 1 в свободном состоянии (контур справа) и в отжатом для осуществления заводки затылочной части 2 при сборке (контур слева).
Угол наклона а контактной поверхности зубцов стыка 7 в приведенном примере (фиг. 2) выбран равным 10 ... 15°. Стык 7 может быть дополнительно подкреплен винтом 8. Винты 9 служат для отжатия скул 6 при монтаже-демонтаже затылочной части 2.
В одноцапфовом варианте затылочная часть 2 сопряжена с геометрическим натягом дс боковыми скулами 6 основной части 1 посредством уступного стыка 10 (на фиг. 3 штрихпунктирсм показано положение контура стыковочного профиля основной части .1 в свободном состоянии). Винты 11 и 12 имеют то же назначение, что и винты 8 и 9 в двухцапфовом варианте.
В кулачке (фиг. 3) скулы 6 дополнительно оперты посредством сегментной вставки 13 и клина 14 на боковые поверхности 15 опорного элемента 4, при этом вставка 13 после выставки крепится к скуле 6 посредством двух винтов 16. а клин - к опорному элементу 4 посредством винтов 17. На поверхности скольжения клина 14 нанесен антифрикционный слой 18.
В варианте опорного узла одноцапфо- вого кулачка (фиг. 4) клин 19 установлен с возможностью скольжения по поверхности 20 опорного элемента 4 и с целью облегчения его выставки, а также предохранения от расклинки поддомкрачен винтом 21 и зафиксирован от смещения после выставки посредством пластины 22, закрепляемой на скуле 6.
Кулачок настраивается и работает следующим образом.
В случае одноцапфового кулачка после сборки основной части 1 его с затылочной
частью 2 разворачивают сегментную вставку 13 и выставляют клин 14 (19) так. чтобы скомпенсировать прогиб скулы 6 под действием натяга на стыке 7 (10). обеспечив плот- ное взаимное прилегание их при сохранении возможности относительного скольжения при регулировке кулачка. После выставки вставки 13 и клина 14 они фиксируются соответственно винтами 16 и 17.
При работе кулачка, когда ролик (не показан) обегает затылочную часть 2, нагрузка с этой части через стык 7 (10) передается на скулы 6 основной части 1. При этом, благодаря сопряжению стыков с геометрическим
натягом, а также благодаря тому, что угол а. наклона контактной поверхности стыка выбран малым (при таком угле уменьшается реактивная сила на стыке, вызываемая на- гружением затылочной части, стремящаяся
раздвинуть скулы 6). такая сборная конструкция работает как одно целое.
Жесткое замыкание корпуса кулачка с гарантированным натягом в местах сопряжения его частей позволяет сохранить его
нагрузочную способность и эксплуатационную надежность без использования цапфы в затылочной части кулачка, что позволяет сократить размеры последней и кулячкд в Целом.
Формула изобретения
1. Регулируемый кулачок, содержащий связанный с ведущим валом опорный элемент с расположенной поперечно валу цилиндрической цапфой и разъемный корпус.
установленный на цапфе с разблокируемым натягом с возможностью регулировочно-ус- тановочного смещения его вдоль цапфы при разблокировке, выполненный с упором для блокировки его от разворота относительно
цапфы, отличающийся тем. что. с целью расширения диапазона регулирования с сохранением оптимального соотношения размеров кулачка и кулачкового вала, корпус кулачка состоит из основной части в виде
подковы, между боковыми скулами которой образован проем для насадки на вал, и затылочной части, состыкованной со скулами с геометрическим натягом е тангенциальном направлении.
2. Регулируемый кулачок по п. 1. о т л и- чающийся тем. что в проеме между скулами и опорным элементом установлены сегментные вставки с клиньями.
Шг.З
ФИ2М
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Регулируемый кулачок | 1988 |
|
SU1601439A1 |
Регулируемый кулачок | 1988 |
|
SU1601440A1 |
Регулируемый кулачок | 1988 |
|
SU1603105A1 |
Регулируемый кулачок | 1988 |
|
SU1631218A1 |
Регулируемый кулачок | 1988 |
|
SU1601438A1 |
Соединение типа вал-втулка и способ его гидропрессовой разблокировки | 1990 |
|
SU1754399A1 |
Способ регулировки топливоподачи топливного насоса высокого давления двигателя внутреннего сгорания и привод для его осуществления | 1987 |
|
SU1539367A1 |
Регулируемый кулачковый привод | 1987 |
|
SU1537929A1 |
Соединение типа вал-втулка и способ его гидропрессовой разблокировки | 1990 |
|
SU1784434A1 |
Регулируемый кулачково-роликовый привод | 1987 |
|
SU1537874A1 |
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в кулачковых приводах с изменяемой кинематикой движения ведомого звена. Цель изобретения - расширение диапазона регулирования при сохранении оптимального соотношения размеров кулачка и кулачкового вала. Основная часть 1 корпуса кулачка установлена на поперечной цилиндрической цапфе 3 ведущего вала с регулируемым посредством гидропрессовой разблокировки натягом и возможностью регулировочно-установочного смещения ее по цапфе при разблокировке. Затылочная часть 2 корпуса кулачка с геометрическим натягом сопряжена в тангенциальном направлении с боковыми скулами основной части, которая в плоскости профиля кулачка имеет подковообразную форму. При этом скулы основной части дополнительно оперты на плоскую поверхность опорного элемента 4 через посредство двух взаимносопряженных сигментных вставок, опертых на скулы с возможностью регулировочно-установочного разворота, и регулируемых клиньев. 4 ил. 1 з.п. ф-лы.
Регулируемый кулачок | 1985 |
|
SU1288413A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками | 1917 |
|
SU1985A1 |
Авторы
Даты
1990-10-23—Публикация
1988-02-08—Подача