Направляющие скольжения Советский патент 1990 года по МПК F16C29/02 

Описание патента на изобретение SU1606768A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ме- таллорелотцих станках и механизмах для обеспечения прямолинейного перемеще- ния узлов о

Целью изобретения являются повышение долговечности и точности перемещения направляющих.

На фиг. 1 изображены направляющие, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на Фиг. 1; на фиго 3 - схема работы нап- равляюш;их.

Направляющие скольжения имеют подвижный элемент 1, поперечное сечение которого.имеет Т-образную форму На концах подвилсного элемента на нижнем прямоугольном выступе в средней части сечегодя закреплено по одной износостойкой вставке 2, каждая вставка 2 выступает за габарит длины направляющей на величину h.

На неподвижном элементе 3 выполнен прямоугольньм паз, в котором закреплена износостойкая накладка 4, сопрягаемая с износостойкой вставкой

Направляющая скольжения работает следующим образом.

В начальный момент движения или при изменении направления перемещения тяговое усилие привода и сила трения (фиГо 3)„образуют момент, разворачивающий подвижный элемент 1 относительно неподвижного элемента 3 на весьма малый угол и , определяемый жесткостью привода и зазорами в соединении Вследствие поворота элемента 1 стык в плоскости В раскрьшается ( и 3), уменьшается площадь «онтакта эле-- ментов и возрастает удельное контактное давление, на площадке S износостойкой вставгси.

О5

о

05

О5 00

Выступающие по длине подвижного элемента вставки преохраняют плоскости В от повышенного и неравномерного износа в момент возникновения максимальных контактных давлений на площадках S

Величина допускаемого линейного износа и конструктивно заданный угол поворота подвижного элемента определ ют геометрический параметр h, обеспечивающий условие раскрытия стыка плоскости В до определенного состояния износа направляющих. Параметр подвижного элемента h определяется по формуле

h

sinei

где I - допускаемый линейный износ

элемента;

oL- максимальный угол отрьша одного из торцов подвижного элемента

Для обеспечения раскрытия стыка в плоскостях В направляющих величина h должна находиться в пределах 5-10 мм

В процессе установившегося движения, когда коэффициент трения скольжения стабилен (в начальный момент движения коэффициент трения покоя значительно больше коэффициента трения скольжения), сила трения уменьшается и плоскости подвижного элемента входят в контакт с соответствующими плоскостями неподвижного элемента.

При этом значительно уменьшается удельное контактное давление в элементах и процесс скольжения протекает в оптимальном рабочем режиме.

Удельное контактное давление в плоскостях направляющих зависит от ширины плоскости Б (ширина вставок), которая выбирается в соответствии с неравенством

0,5 а Ъ «i а, где а - ширина направлякшщх,.

Долговечность и точность перемеще ния обеспечиваются плоскостями В элементов, которые эксплуатируются в более легких условиях, а распределение внешней нагрузки, действующей в момент поворота подвижного элемента.

с

Ю J5

20

25

зо

дс

35

40

50

55

Достигается назначением геометрических параметров h, а, Ъ.

Равномерньй по всей длине износ плоскостей В позволяет обеспечить необходимую точность перемещения на весь срок службы. Неравномерный по длине износ износостойких вставок и накладки восстанавливается путем их периодической замены.

Формула изобретения

1 о Направляющие скольжения, содержащие неподвижный и подвижный .элементы, износостойкие вставки, закрепленные в торцах подвижной направляю-. щей, и износостойкую накладку, о т - л и чающиеся тем, что, с целью повьшхения долговечности и точности перемещения, неподвижный элемент выполнен с прямоугольным пазом в поперечном относительно направления перемещения сечении, износостойкая- накладка установлена в упомянутом пазу, подвижный элемент выполнен с Т-образным поперечньм сечением, а каядая износостойкая вставка выполнена с выстзттакядей за соответствукщей торец подвижного элемента частью, а поверхности трения вставок сопряжены с поверхностью трения износостойкой накладки,

2в Направляющие скольжения по п,1, отличающиеся тем, что величина выступающей за торец подвижного элемента части каждой износостойкой вставки определяется из соотношения

,

sinoC

где I - максимальный линейный износ

направляющих;

об- максимальный угол между поверхностями трения подвижного , и неподвижного элементов при отрьше одного из торцов подвижного элемента. Зо Направлякндие скольжения по п,1, отличающиеся тем, что ширина износостойкой вставки определяется из условия

0,5 а b :а,

где b - ширина вставки;

а - общая ширина направляющих.

Фи9.1

Похожие патенты SU1606768A1

название год авторы номер документа
Способ устройства бесстыкового рельсового пути и устройство для его осуществления 2020
  • Загорский Валерий Куприянович
RU2748622C1
ТОКОСЪЕМНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2002
  • Самодурова М.Н.
  • Барков Л.А.
RU2229395C1
РАБОЧИЙ ОРГАН ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОРУДИЯ 2002
  • Бакунов В.С.
  • Беликов И.А.
  • Ерохин М.Н.
  • Лукин Е.С.
  • Муравьев Э.Н.
  • Новиков В.С.
  • Собко А.А.
  • Шелков Е.М.
RU2243631C2
НАПРАВЛЯЮЩАЯ ВТУЛКА 1995
  • Терехов В.М.
  • Коган В.Я.
RU2104128C1
Способ и устройство повышения долговечности рельсового пути 2018
  • Загорский Валерий Куприянович
RU2711761C1
НАПРАВЛЯЮЩИЕ СКОЛЬЖЕНИЯ СТАНКОВ И ДРУГИХ МАШИН 1967
SU206250A1
РОЛИК МАШИНЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЛИТЬЯ ЗАГОТОВОК 1998
  • Вдовин К.Н.
  • Колокольцев В.М.
  • Анцупов В.П.
  • Морозов С.А.
  • Фоменко А.Р.
  • Куц В.А.
  • Хребто В.Е.
RU2147970C1
УПЛОТНЕНИЕ ПАРЫ ПОРШЕНЬ - ЦИЛИНДР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1998
  • Жердицкий Н.Т.
  • Кравченко В.И.
  • Долгачев Э.Я.
  • Жердицкая Н.Н.
  • Лозовой В.И.
RU2141067C1
Торцевое уплотнение роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания 2020
  • Низовцев Владимир Евгеньевич
  • Климов Денис Александрович
  • Ступеньков Михаил Иванович
  • Бортников Андрей Дмитриевич
RU2738814C1
Направляющее устройство шахтного подъемного сосуда 1984
  • Пристром Владимир Адольфович
  • Манец Иван Григорьевич
  • Куриленко Валерий Константинович
  • Соломенцев Анатолий Иванович
SU1221148A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 606 768 A1

Реферат патента 1990 года Направляющие скольжения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в металлорежущих станках и других машинах для прямолинейного перемещения узлов. Цель изобретения - повышение долговечности и точности перемещения направляющих. В направляющих скольжения подвижный элемент выполнен в поперечном сечении Т-образной формы. На неподвижном элементе по всей длине выполнен прямоугольный паз, в котором закреплена накладка, контактирующая с соответствующей плоскостью подвижного элемента. На концах подвижного элемента закреплены выступающие по длине износостойкие вставки, а ширина вставок выбирается из неравенства 0,5A*98BΑ, где B - ширина вставок

A - ширина направляющих. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения SU 1 606 768 A1

Фиг. 2

/y7i;af/xy//XX// W

/

Фиг.З

Составитель A,, Долинский

Редактор А. Лежнина Тезфед М.Дидьгк. Корректор А. Осауленко

.Заказ 3540

Тираж 524

ёНИИПИ Государствеяного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент, г, Ужгород, ул. Гагарина, 101

Подписное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1606768A1

НАПРАВЛЯЮЩИЕ СКОЛЬЖЕНИЯ СТАНКОВ И ДРУГИХ МАШИН 0
SU206250A1

SU 1 606 768 A1

Авторы

Демин Игорь Александрович

Даты

1990-11-15Публикация

1989-01-06Подача