Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ме- таллорелотцих станках и механизмах для обеспечения прямолинейного перемеще- ния узлов о
Целью изобретения являются повышение долговечности и точности перемещения направляющих.
На фиг. 1 изображены направляющие, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на Фиг. 1; на фиго 3 - схема работы нап- равляюш;их.
Направляющие скольжения имеют подвижный элемент 1, поперечное сечение которого.имеет Т-образную форму На концах подвилсного элемента на нижнем прямоугольном выступе в средней части сечегодя закреплено по одной износостойкой вставке 2, каждая вставка 2 выступает за габарит длины направляющей на величину h.
На неподвижном элементе 3 выполнен прямоугольньм паз, в котором закреплена износостойкая накладка 4, сопрягаемая с износостойкой вставкой
Направляющая скольжения работает следующим образом.
В начальный момент движения или при изменении направления перемещения тяговое усилие привода и сила трения (фиГо 3)„образуют момент, разворачивающий подвижный элемент 1 относительно неподвижного элемента 3 на весьма малый угол и , определяемый жесткостью привода и зазорами в соединении Вследствие поворота элемента 1 стык в плоскости В раскрьшается ( и 3), уменьшается площадь «онтакта эле-- ментов и возрастает удельное контактное давление, на площадке S износостойкой вставгси.
О5
о
05
О5 00
Выступающие по длине подвижного элемента вставки преохраняют плоскости В от повышенного и неравномерного износа в момент возникновения максимальных контактных давлений на площадках S
Величина допускаемого линейного износа и конструктивно заданный угол поворота подвижного элемента определ ют геометрический параметр h, обеспечивающий условие раскрытия стыка плоскости В до определенного состояния износа направляющих. Параметр подвижного элемента h определяется по формуле
h
sinei
где I - допускаемый линейный износ
элемента;
oL- максимальный угол отрьша одного из торцов подвижного элемента
Для обеспечения раскрытия стыка в плоскостях В направляющих величина h должна находиться в пределах 5-10 мм
В процессе установившегося движения, когда коэффициент трения скольжения стабилен (в начальный момент движения коэффициент трения покоя значительно больше коэффициента трения скольжения), сила трения уменьшается и плоскости подвижного элемента входят в контакт с соответствующими плоскостями неподвижного элемента.
При этом значительно уменьшается удельное контактное давление в элементах и процесс скольжения протекает в оптимальном рабочем режиме.
Удельное контактное давление в плоскостях направляющих зависит от ширины плоскости Б (ширина вставок), которая выбирается в соответствии с неравенством
0,5 а Ъ «i а, где а - ширина направлякшщх,.
Долговечность и точность перемеще ния обеспечиваются плоскостями В элементов, которые эксплуатируются в более легких условиях, а распределение внешней нагрузки, действующей в момент поворота подвижного элемента.
с
Ю J5
20
25
зо
дс
35
40
50
55
Достигается назначением геометрических параметров h, а, Ъ.
Равномерньй по всей длине износ плоскостей В позволяет обеспечить необходимую точность перемещения на весь срок службы. Неравномерный по длине износ износостойких вставок и накладки восстанавливается путем их периодической замены.
Формула изобретения
1 о Направляющие скольжения, содержащие неподвижный и подвижный .элементы, износостойкие вставки, закрепленные в торцах подвижной направляю-. щей, и износостойкую накладку, о т - л и чающиеся тем, что, с целью повьшхения долговечности и точности перемещения, неподвижный элемент выполнен с прямоугольным пазом в поперечном относительно направления перемещения сечении, износостойкая- накладка установлена в упомянутом пазу, подвижный элемент выполнен с Т-образным поперечньм сечением, а каядая износостойкая вставка выполнена с выстзттакядей за соответствукщей торец подвижного элемента частью, а поверхности трения вставок сопряжены с поверхностью трения износостойкой накладки,
2в Направляющие скольжения по п,1, отличающиеся тем, что величина выступающей за торец подвижного элемента части каждой износостойкой вставки определяется из соотношения
,
sinoC
где I - максимальный линейный износ
направляющих;
об- максимальный угол между поверхностями трения подвижного , и неподвижного элементов при отрьше одного из торцов подвижного элемента. Зо Направлякндие скольжения по п,1, отличающиеся тем, что ширина износостойкой вставки определяется из условия
0,5 а b :а,
где b - ширина вставки;
а - общая ширина направляющих.
Фи9.1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ устройства бесстыкового рельсового пути и устройство для его осуществления | 2020 |
|
RU2748622C1 |
ТОКОСЪЕМНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2229395C1 |
РАБОЧИЙ ОРГАН ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОРУДИЯ | 2002 |
|
RU2243631C2 |
НАПРАВЛЯЮЩАЯ ВТУЛКА | 1995 |
|
RU2104128C1 |
Способ и устройство повышения долговечности рельсового пути | 2018 |
|
RU2711761C1 |
НАПРАВЛЯЮЩИЕ СКОЛЬЖЕНИЯ СТАНКОВ И ДРУГИХ МАШИН | 1967 |
|
SU206250A1 |
РОЛИК МАШИНЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЛИТЬЯ ЗАГОТОВОК | 1998 |
|
RU2147970C1 |
УПЛОТНЕНИЕ ПАРЫ ПОРШЕНЬ - ЦИЛИНДР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1998 |
|
RU2141067C1 |
Торцевое уплотнение роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания | 2020 |
|
RU2738814C1 |
Направляющее устройство шахтного подъемного сосуда | 1984 |
|
SU1221148A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в металлорежущих станках и других машинах для прямолинейного перемещения узлов. Цель изобретения - повышение долговечности и точности перемещения направляющих. В направляющих скольжения подвижный элемент выполнен в поперечном сечении Т-образной формы. На неподвижном элементе по всей длине выполнен прямоугольный паз, в котором закреплена накладка, контактирующая с соответствующей плоскостью подвижного элемента. На концах подвижного элемента закреплены выступающие по длине износостойкие вставки, а ширина вставок выбирается из неравенства 0,5A*98BΑ, где B - ширина вставок
A - ширина направляющих. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Фиг. 2
/y7i;af/xy//XX// W
/
Фиг.З
Составитель A,, Долинский
Редактор А. Лежнина Тезфед М.Дидьгк. Корректор А. Осауленко
.Заказ 3540
Тираж 524
ёНИИПИ Государствеяного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г, Ужгород, ул. Гагарина, 101
Подписное
НАПРАВЛЯЮЩИЕ СКОЛЬЖЕНИЯ СТАНКОВ И ДРУГИХ МАШИН | 0 |
|
SU206250A1 |
Авторы
Даты
1990-11-15—Публикация
1989-01-06—Подача