Изобретение относится к гидрофизическим исследованиям и может быть использовано в навигации и океанологии.
Цель изобретения - повьшение информативности в условиях мореплавания .
На чертеже изображено судно на трех курсах, где о, v Ы - курсовые углы;, v - модуль средней ско- рости течения и Lp,. - ее направление; v; и (ц - средняя скорость и направление ветра; 1. U)g - средняя скорость ветрового сноса; VQ, - собственная скорость движения -судна, определяемая оборотами гребного вала на ровном руле, вектор которой лежит в диаметральной плоскости судна; у(, и Cfg - скорость и направление наблюдаемого ветра; X - продольная ось судна; п - направление на Север,
Сущность способа заключается в том, что на трех курсах на ходу судна осуществляют измерение средней скорости и направление наблюдаемого, ветра (с помощью судового анемометра а также скорости судна (по показаниям лага и компаса) и аналитически определяют вектора скорости течения, ветра и ветрового сноса. При этом рассматривается установившийся режим движения судна, когда судно перемещается вместе с течением и лаг на скорость течения не реагирует, а регист- рирует собственную скорость движения судна, определяемую оборотами движителя, и скорость ветрового сноса судна. Судовой анемометр реагирует на скорость течения, что позволяет провести определения навигационных параметров в двух подвижных системах координат относительно воздуха и воды и вы-
05
оО5
со
4 ГС
31606942 .
делить вектора скорости течения, нет- При сохранении вектора скорости
ра и ветрового дрейфа относительнопотока воздуха на любых двух курсах
дна. В процессе измерений осуществля- (1 и 2), характеризуемых, например,
ется контроль сохранения векторов соб-г,курсовыми углами р, и о показания
ственной скорости движения судна.- -судового анемометра функционально свяскоростей течения, ветра и ветровогозаны уравнениями поворота системы косноса, соответствующего модели уста-ординат на угол ( oi,- oi). новившегося движения при маневрирова-
НИИ судна..10
v«,co8qJa,- vj (v cos v) cos (,),sin (-,1,),
Va, sirtq.- Vj,,,,8inCfa cos ,(v, V ( «« )
о
I., - „
т.е. при поддержании заданной величи- выполняться соотношение
ны собственной скорости судна дошкно.
Vg, cosCfa, - Vg cos(f cos (o(-oг)- У sinCfq,., sin W. -0,) 1 - cos (,)
v sinCfa, cos ) - Va sinCfa, c.1 ,,. sin ( -0, )
которое и является критерием примени- Средние величины скорости и намости способа.правления действительного ветра и течения осуществляются по показаниям
Средняя скорость v и направление 30 судового анемометра на трех курсах СР ветрового сноса определяются по (1-3), характеризуемых углами oi,, Указателям v/иv, относительно лага Ы. по системе уравнении навигана курсах 6{, и о на основании соот- /,„ , д .
v cos (Срт-с() - Vp cos ((fj-iv ,) A,;
35
. VT cos ( - VB ° ( 2
VT- cos (qv-tt,) - v cos (Cfe-e j) АЭ ,
(A)
где Г A, Vg cos cfg, - Vj. cos () -
A va costfci -7c c°s СЦ с-Р г) - АЗ Voj cos tfaj - v cos (Cpc-ci,) - v.
Для удобства вычислений выражения чения (v и Lp) и ветра () мо- средних значений скоростей и направ- гут быть получены из (1-5) в виде ленке ветрового сноса (у и ц, ).,.теJ JLJlJlSL
ношений
v,- + v cos ( - oi( ) v ; V- + Ve cos (tfc 2) 2
0
(3)
C COS (tfc-O f)
- (VA - va-) cos( (vz -Vff) cosix, . (j
гдеЦ arctg sinot,- (v -v) sin pi5,
.A - .. , .П-r-r (7)
I v
-t t-g..
т (;fT-o() cos () - cos (tj)) os (срв-сх,)
A,-j
1606942 LCOSC I COS (О б-О г)
- cos COS (СУв-0 |Д +
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СУДОВОДИТЕЛЮ ОБОБЩЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СУДНА | 2006 |
|
RU2334996C2 |
Способ определения средней скорости и направления течения с судна | 1984 |
|
SU1224727A1 |
Способ определения скоростных характеристик морских течений с судна | 1982 |
|
SU1040420A1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДОВ | 2005 |
|
RU2277495C1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДНА | 2012 |
|
RU2501708C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСТИННОЙ СКОРОСТИ СУДНА ПО ИЗМЕРЕНИЯМ ДЛИНЫ ПРОБЕГА СУДНА НА ГАЛСЕ ПО ФИКСИРОВАННОМУ СОЗВЕЗДИЮ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ СРЕДНЕОРБИТНОЙ СПУТНИКОВОЙ РАДИОНАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ | 2013 |
|
RU2550299C2 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ МОРЕХОДНОСТИ СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2272739C1 |
ИЗМЕРИТЕЛЬ СКОРОСТИ ДЛЯ СУДОВ ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2011 |
|
RU2489721C1 |
Способ определения амплитуды горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн | 1991 |
|
SU1774171A1 |
Каботажное пассажирское судно | 2016 |
|
RU2653906C1 |
Изобретение относится к гидрофизическим исследованиям и может быть использовано в навигации и океанологии. Целью изобретения является повышение информативности в условиях мореплавания. При выполнении способа направляют судно по трем курсам, сохраняя на каждом курсе постоянную скорость движения, измеряют среднее значение скорости V1, V2, V3 потока воды судовым лагом, одновременно измеряют среднюю скорость Vа @ , Vа @ , Vа @ и направление φа @ , φа @ , φа @ ветра, наблюдаемого с помощью судового анемометра. Полученные данные используют для вычисления собственной скорости Vд движения судна, средней скорости Vс и направления φс ветрового сноса, средней скорости Vт и направления φт течения и скорости Vв ветра. 1 ил.
VT COS (Ц т-0) A4 , .
6 COS (cfe-ci,)
v
- vg V
с cos (lfc-« z
V
т COS (,) COS ((.) - cos (tfi-yj) cos (CfB-o J
VT COS (М т-0 г) - Aa В cos (epc-O j)
Способ осуществляют следующим образом.
С помощью судового компаса направляют судно по двум курсам ( о, и и сохраняют на каждом курсе постоянной собственную скорость v, движения судна. Судовым лагом измеряют на каждом курсе среднее значение скорости V ,j и Vj потока воды, а с помощью ане- мометра - среднюю скорость Vg и Уд и направление Cfg, и наблюдаемого ветра. Затем контролируют выполнение равенства (2) и вычисляют собственную скорость движения судна, скорость и направление ветрового сноса по вьфажениям (2 и 6). Затем направ- ляют судно по курсу of-3 и осуществляют аналогичным образом контроль выполнения равенства (2), соответствующего сохранения условий измерений в период маневрирования. При выполнении равенства (2) на курсах о(, и Ы вычисляют направление и скорость течения по выражениям (7).
Таким образом, использование предлагаемого способа позволяет одновре- менно с определением значений скорости и направления течения получить дополнительную информацию о собственj. Как следует из соотношений (1-5), выражения для v., и v могут быть записаны и в другом (7-8) эквивалентном виде
(9)
A4-J
) - cos (tfi-yj) cos (CfB-o J
(10)
VT COS () - Ад cos (Ц е-о э)
0
НОИ скорости движения судна, скорости
и направлений ветра, а также скорости и направлении ветрового сноса судна в условиях мореплавания.
5 Фор мула изобретения
Способ определения средней скорости и направления течения на ходу судна, заключающийся в том, что судно направляется по трем курсам с помощью судового компаса, сохраняя на каждом курсе постоянную собственную скорость движения судна, измеряют на каядом курсе среднее значение скорости потока воды с помощью относительного судового лага с косинусной диаграммой направленности, отличающий- с я тем, что, с целью повышения ин- . формативности в условиях мореплавания, на каждом курсе измеряют среднюю скорость и направление наблюдаемого ветра судовым анемометром и вычисляют собственную скорость движения судна Vn, скорость Vg и направление Cf вет- рового сноса, скорость v и направление tfr течения, скорость v и направление Cfg ветра на основании соотношений
0
S
716069428
„ « г, /.naftfVga .COS (,) - V a . V 4 - V
v - v cosCfae - sin (o(i-od,) . « COS (
re . ягп-Ь (v«. - vt) COB 0(1- (vg - V9-) coaoii . ie . (v - v) sino«, - (v - vj)
- A {,г
iV COS ((T-ef, COS %-0(a) - cos ( cos (,)
A«. tcosVtt COB (() - cosot. cos ((fa-Ot.;)1 T A,., tsine i cos ((fe-oi.) - sine os (Cfe-Cfz J+
« At-t coBO{ ; co8 (-0.) - co80(, COS () . + A,.j BinC, COS CCfp-of,) - sine, COS (tfe-O/,)
V VT COS (r-(Xi) - A4Cf.(fe,
fecos (tferoHl
где A, - v.cosCPa, - v, cos (qi,-tf,) ,, v, cfa, . M-ai i / COOTA . A, cSs («.-7z) Ae cos oie-e O 25ветственно величины скоростей, направА . А cos в-4) - АЭ cos (Че-С,))ления ветра и скоростей потока водь,
eiГЛг, «1- курсовые углы;«а двух курсах.
П
Составитель А. Кузнецов Редактор А. Ревин Техред Л.Сердюкова Корректор О. Кравцова .
Заказ 3548
Тираж 450
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
..,,..,.,...Ц.,
производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Подписно-е
Способ определения средней скорости и направления течения с судна | 1984 |
|
SU1224727A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1990-11-15—Публикация
1987-01-07—Подача