Способ определения скоростных характеристик морских течений с судна Советский патент 1983 года по МПК G01P5/00 

Описание патента на изобретение SU1040420A1

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в гидрологических исслдованиях и .для учета течений в про-кладке пути судов в навигации.

Известен способ определения ско.рости и направления течений, который основан на измерении проекций горизонтальной составляющей мах- нитного поля Земли на две ортогональные оси l .

Вектор истинной скорости течения получают по проекциям вектора,течения и проекции горизонтальной составляСющей магнитного поля Земли по формулам преобразования координат.

Недостатком данного способа является необходимость иметь на судне магнитометры для измерения магнитного поля Земли.

Известен способ определения скоростных характеристик морских течений, в котором с судна в присутствии ветра определяют скоростные характеристи.ки морского течения путем измерения расстояния и направления с судна до неподвижной нехи ,2 .

Пути, перемещения радиолокационных вех определяют истинной прокладкой, т.е. в один и тот .же момент времени измеряют направление. и расстояние до неподвижной вехи и до дрейфующих по течению радиолокационных вех и наносят все эти: данные на планшет или карту, причем для достаточно точного определения скоррсти дрейфующей вехи надо иметь .не менее трех наблюдений.

Недостатками известного способа являются сложность и длительность подготовки Наблюдений из-за необходимости изготовлять свободно плавающие вехи, спускать их на воду и поднимать после окончания наблюдений или бросать и для-другого наблюдения изготовлять новые. Это требует значительных трудозатрат, материалов и времени, приводит к ухудшению условий труда и техники безопасности и снижению точности измерения даже; при небольшом волнении. .

Цель изобретения - уменьшение трудоемкости и повышение точности измерений в условиях ветра.

Поставленная цель достигается тем, что п способе определения скоростных характеристик морских течений с судна в присутствии ветра путем измерения расстояний и напралений с судна: до неподвижной вехи , судно направляют вдоль вектора скорости ветра и повторяют через определенное время измерения расстояния и направления с судна до неподвижной вехи с помощью лага, а

скоростные характеристики морского течения определяют по формулам „ 1),& по6 -Dasin oil T arct6 --- V

.,-D25 noL2

t sin л ч

DICOSOti.-Djcos 06-2-РОА

icosT

0 где D и D2 - расстояния от судна

до неподвижной вехи в первый и второй моменты наблюдений;

о(,,и оС углы между направлени5ем движения судна и

направлением с судна на неподвижную веху по часовой стрелке в первый и второй момен, . ты наблюдений.; t - время между момента-

ми измерений; Vf - скорость течения, Т - направление течения

от Kypjca судна по ча5совой стрелке,

РОЛ - разность отсчетов

лага.

На чертеже представлено предлагаемое устройство. . 0 Судно, следующее каким-то курсом К разворачивает ся в точке А, например против ветра (вектор ветра Wg), на курс К и таким образом влияние ветра сводится только к изменению скорости хода судна. После того, как судно установится на курс К, из точки А в момент времениMi измеряют расстояние 0 и направление ос. f до неподвижной вехи С и берут отсчет лага ОЛ. Если бы течения не было (вектор ..течения W-), то судно во второй момент времени М2 было бы в точке А . Но за время t М-2-М течение-снесет судно, не изменяяего курса, 5 в точку А на расстояние где V-f - скорость течения.

В момент М из точки А также измеряют расстояние D и направле-. ние сб2 до неподвижной вехи С и берут 0 отсчет лага ОЛ. Так как судно следует курсом KJ, против ветра, то ветрового дрейфа небудет - его влияние скажется только на скорости хода, что будет учтено лагом. Разность отсчетов лагов РОЛ ОЛ2- ОЛ даст расстояние, пройденное судном,- относительно воды за время t т.е. отрезок .

Проектируя четырехугольник на ликию курса К (диаметральную плрскость судна) и учитывая, что сумма проекций составлякядих равна проекции замыкающей, получим

5 V lcosT.D cosoi -D cosc 7-fOA. Проектируя этот четырехугольник tia другую ось,перпендикулярную курсу, аналогично получим V tSinT-D Sinot -D S notj. Разделив уравнение (2) на уравнение (1) получим: D S no6 -P-2S n ta -РОЛ-В-1СОвОС, + 1) , Из уравнения (3) получаем напра1в лёние ч ечения Т относительно курса К. ; Разделив уравнение (2) на tsinT получим скорость течения D einoCi-D Sinoiz При применении предлагаемого спо соба отпадает необходимость изго(4V товлять плавающие радиолокационные вехи, необходимость подготовитель1ЫХ работ по постановке вех и спуска их на воду, надобность поднимать вехи на борт. Кроме того, получаемый способом результат имеет меньшие погрешности, ибо отпадают дополнительные измерения до движущихся вех, вносящие дополнительные погрешности, а сама обработка измерений упрощается и ускоряется. Применение предлагаемого способа в судовождении дает возможность попутного определения элементов течения только штатными приборами и позволяет уточнить прокладку, а также получить значение ветрового дрейфа и поправки лага.

Похожие патенты SU1040420A1

название год авторы номер документа
ИНТЕГРИРОВАННАЯ ИНЕРЦИАЛЬНО-СПУТНИКОВАЯ СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ И НАВИГАЦИИ ДЛЯ МОРСКИХ ОБЪЕКТОВ 2013
  • Блажнов Борис Александрович
  • Волынский Денис Валерьевич
  • Емельянцев Геннадий Иванович
  • Петров Павел Юрьевич
  • Радченко Дмитрий Александрович
  • Семенов Илья Вячеславович
  • Степанов Алексей Петрович
RU2523670C1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДОВ 2005
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Лобойко Борис Иванович
  • Добротворский Александр Николаевич
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Яценко Сергей Владимирович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Алексеев Сергей Петрович
RU2277495C1
Способ тарировки лага 1976
  • Лазарев Владислав Алексеевич
SU601618A1
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДНА 2012
  • Лобанов Андрей Александрович
  • Адамов Николай Олегович
  • Румянцев Юрий Владимирович
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2501708C1
Способ определения амплитуды горизонтальной проекции орбитальной скорости морских волн 1991
  • Филонов Анатолий Ерофеевич
  • Сабинин Константин Дмитриевич
SU1774171A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСТИННОЙ СКОРОСТИ СУДНА ПО ИЗМЕРЕНИЯМ ДЛИНЫ ПРОБЕГА СУДНА НА ГАЛСЕ ПО ФИКСИРОВАННОМУ СОЗВЕЗДИЮ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ СРЕДНЕОРБИТНОЙ СПУТНИКОВОЙ РАДИОНАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 2013
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2550299C2
НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС 2012
  • Чернявец Антон Владимирович
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Зеньков Андрей Федорович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Федоров Александр Анатольевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2483280C1
Учебное пособие для упражнения в решении навигационных задач в классной обстановке 1935
  • Иванов Ю.П.
SU45113A1
КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 2010
  • Гордеев Игорь Иванович
  • Похабов Владимир Иванович
  • Катенин Владимир Александрович
  • Чернявец Владимир Васильевич
  • Павлюченко Евгений Евгеньевич
  • Суконкин Сергей Яковлевич
  • Алексеев Сергей Петрович
  • Курсин Сергей Борисович
  • Бродский Павел Григорьевич
  • Леньков Валерий Павлович
  • Аносов Виктор Сергеевич
  • Жильцов Николай Николаевич
  • Руденко Евгений Иванович
RU2459738C2
НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ СУДОВ 2004
  • Чернявец В.В.
  • Пирогов Н.Н.
  • Алексеев Ю.Н.
  • Полозова Л.Д.
  • Федоров А.А.
  • Чернявец А.В.
RU2260191C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 040 420 A1

Реферат патента 1983 года Способ определения скоростных характеристик морских течений с судна

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕЧЕНИЙ С СУДНА путем измерения расстояния и направления с судна до неподвижной вехи, отличающий с я тем, что, с целью уменьшения трудоемкости и повышения точности измерения в условияхветра, судно направляют вдоль вектора скорости ветра и повторяют через определенное время измерения расстоянии и направления с судна до неподвижной вехи с помо щью лага, а скоростные характерис,тики морского течения определяют по формулам1 - . Oi Sinoti - Т агсЦ-. . -D2COSOt -POA D sinoii-I 2 °2 V, te|nT и COS ot POA ч .г t COS t где Df M D расстояние от судна до неподвижной вехи в первый и второй моменты наблюдений oi;, и углы между направлением движения судна и i направлением от судна на неподвижную веху-по часовой стрелке в пер-, вый и второй моменты наблюдений; t - время между моментами измерений, с VT - скорость течения; -U Т - направление течения от курса судна по часо вой стрелке; РОЛ - разность отсчетов лагов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1040420A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ измерения морских течений 1973
  • Тимец Валерий Михайлович
SU484463A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Руководство по гидрологическим работам в океанах и ;морях.
Л., Гидрометеоиэдат, 1977, с
Способ пропитывания дерева 1921
  • Коенман К.Я.
SU446A1

SU 1 040 420 A1

Авторы

Марков Меер Файвесович

Губернаторов Сергей Сергеевич

Даты

1983-09-07Публикация

1982-03-12Подача