Радиальная опора вала с самокомпенсацией износа Советский патент 1990 года по МПК F16C17/03 

Описание патента на изобретение SU1612130A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных узлах машин и механизмов

Цель изобретения - улучшение трибо- технических характеристик, повышение надежности радиальной опоры скольжения, резервирования опорных сегментов и возможности их периодической смены.

На фиг. 1 представлена предлагаемая

опора, осевое.сечение; на фиг. 2 - разрез

фиг. 1; на фиг. 3 - разрез на

Опора состоит из корпуса 1, установленной в нем износостойкой несущей втулки 2, полой цапфы вала 3 с радиальными поршневыми отверстиями 4 и соединительными каналами 5-8. опорных антифрикционных сегментов 9 с поршнями 10 двух- познциоиного распределительного гидрозолотника 11 с кольцевыми наружными канавками 2-14, осевым глухим 15 и радиальными 16 каналами. Обш,ее количество опорных сегментов в данной опоре принято равным шести, но оно может быть и иным Поршни 10 сегментов 9 установлены в отверстия 4 и образуют с их твердыми стенками поршневые пары. Геометрические оси последних расположены в двух плоскостях, смещенных друг относительно друга на ход золотника П. Поршневые пары соседних сегментов занимают положение, соответствующее разным плоскостям.

Осевой-15 канал распределительного золотника 11 связан с регулируемым источ- НИКОМ давления, подающим смазочный материал например с маслонасосом (не показан)

Установка золотника I 1 в одном нз положении осуществляется либо вручную либо автоматически.

О5 Ю

СО

Боковые поверхности опорных сегментов выполнены, преимущественно, криволинейными в виде шеврона, окружности, парабо ,пы или иной формы. Это позволяет, с одной стороны, расширить зону контакта и снизить контактные давления, ас другой, обеспечить в каждом конкретном случае наиболее благоприятные условия для образования между трущимися поверхностями монолитной масляной пленки и оптимизации гидродинамических явлений в зоне трения. Для исключения отрицательного влияния, краевых Эффектов рабочие поверхности сегментов йогут быть выполнены бомбинированными.

Введение гидрозолотника II и смещение

при трении, нагреваются и в них накапливаются изменения, связанные с усталостными явлениями. Для того чтобы накопленные изменения не переросли в повреждения и интенсивный износ, отработавшим заданное

время сегментам представляется отдых. С этого момента вводятся во взаимодействие с втулкой 2 сегменты, находившиеся в резерве. Переключение сегментов из работающих в резервные и наоборот осуществляется

10 переводом золотника 11 (в дамном случае в правое крайнее положение). В этом случае напорная среда через канавки 13 подается под поршни 10 бывших резервных сегментов 9, а через канавки 13 и каналы 7 в штоЬсей порщневых пар опорных сегментов друг . ковые полости бывших рабочих сегментов, относительно друга на величину хода золот- Слив смазочного материала из-под поршНей ника выполнение в теле цапфы каналов, бывших рабочих сегментов в зону трения соединяющих напорные элементы гидрозо- - осуществляется через канавки 12 и каналы 8.

Слив среды из штоковых полостей бывших

резервных сегментов производится по кана- 20 лам 5, канавкам 12 и каналам 8. Затем через заданное время золотник 11 вновь переводится в первоначальное (крайнее левое) положение. В работу вновь вступает первая группа сегментов. Слив масла в

лотника с разноименными полостями поршней соседних сегментов, дает возможность при подаче напорной среды от одного источника вводить в контакт не все сразу сегменты, а через один или другим заданнь1м образом. Тем самым создаются условия для их попеременного участия в трении для предоставления отдь1ха сегментам, в поверхностных „ зону трения осуществляется по каналам 6

- -- /о J, у канавке 14.

слоях которых накопились усталостные дефекты и повреждения.

Опора работает следующим образом.

При фиксировании распределительного гидрозолотника 11 в положении, указанном на фиг. 1, и подаче напорной среды смазочного материала) в его центральной осевой 15 канал среда через радиальные 16 каналы золотника направляется в канавки 13. Из них она попадает либо непосредственно под находящиеся в радиальных; каналах 4 поршни 10 сегментов 9, поршне- вые пары которых вошли в разрезы типа; (фиг. 2), либо по каналам 5 в штоко- вые полости поршневых пар сегментов, вошедших в разрезы типа Б-Б (фиг. 3). Первая группа сегментов определенным усилием прижимается к внутренним стенкам втулки 2, вмонтированной в корпус 1, вторая - образует с ними некоторый зазор. При цапфы вала 3 антифрикционные опорные сегменты 9, вошедшие в контакт с износостойкой втулкой 2, подвижно взаимодейст- вуют с последней по значительной части ее периметра в условиях контактирования, трения и смазки, близких к оптимальным или оптимальных. Это значительно снижает уровень контактных нагрузок, обеспечивает

Таким образом, золотник 11 позволяет управлять временем работы и отдыха сегментов 9, а следовательно, износостойкостью и надежностью опоры. Гидродинамика смазки

30 опоры зависит от конфигурации боковых и рабочих поверхностей опорных сегментов, а также величины зазора между резервными сегментами и втулкой.

Применение предлагаемой опоры позволяет оптимизировать гидродинамический ре-с Жим смазки и эпюру давлений в зоне тре- ; ния, уменьшить интенсивность износа по периметру трения втулки, обеспечить самоком- пенсацню износа, а также возможность отдыха сегментам 9, свести до минимума отрицательные динамические воздействия. Все это существенно повыщает несущую способность и надежность опоры, снижает потери на трение.

Формула изобретения

Радиальная опора вала с самокомпенсацией износа, содержащая охватывающую цапфу, вала несущую втулку и смонтированные в радиальных пазах цапфы вала посредством попарно установленных поршней

J LJ П If IXV/1II - . 1 Y J .,...

равномерность износа втулки 2. По мере go антифрикционные опорные сегменты, омыизнашивания контактирующих поверхностей сегменты 9 автоматически и непрерывно выдвигаются, чем достигается самокомпенсация износа. В случае появления динамических нагрузок они гасятся за счет временного упругого смещения сегментов и не передаются на втулку 2 и несущий корпус 1. Со временем рабочие поверхности .сегментов под действием тепла, выделяющегося

55

чающаяся тем, что, с целью улучшения триботехннческих характеристик, повышения надежности работы оптимизации контактных давлений и обеспечения возможности резервирования в работе опорных сегментов, она снабжена распределительным гидрозолот- ником с напорными и сливными элементами, цапфа вала выполнена с центральным отверстием для размещения в нем распредепри трении, нагреваются и в них накапливаются изменения, связанные с усталостными явлениями. Для того чтобы накопленные изменения не переросли в повреждения и интенсивный износ, отработавшим заданное

время сегментам представляется отдых. С этого момента вводятся во взаимодействие с втулкой 2 сегменты, находившиеся в резерве. Переключение сегментов из работающих в резервные и наоборот осуществляется

10 переводом золотника 11 (в дамном случае в правое крайнее положение). В этом случае напорная среда через канавки 13 подается под поршни 10 бывших резервных сегментов 9, а через канавки 13 и каналы 7 в што. ковые полости бывших рабочих сегментов, Слив смазочного материала из-под поршНей бывших рабочих сегментов в зону трения осуществляется через канавки 12 и каналы 8.

J, у канавке 14.

Таким образом, золотник 11 позволяет управлять временем работы и отдыха сегментов 9, а следовательно, износостойкостью и надежностью опоры. Гидродинамика смазки

опоры зависит от конфигурации боковых и рабочих поверхностей опорных сегментов, а также величины зазора между резервными сегментами и втулкой.

Применение предлагаемой опоры позволяет оптимизировать гидродинамический реЖим смазки и эпюру давлений в зоне тре- ния, уменьшить интенсивность износа по периметру трения втулки, обеспечить самоком- пенсацню износа, а также возможность отдыха сегментам 9, свести до минимума отрицательные динамические воздействия. Все это существенно повыщает несущую способность и надежность опоры, снижает потери на трение.

Формула изобретения

Радиальная опора вала с самокомпенсацией износа, содержащая охватывающую цапфу, вала несущую втулку и смонтированные в радиальных пазах цапфы вала посредством попарно установленных поршней

j.,...

антифрикционные опорные сегменты, омы go антифрикционные опорные сегменты, омы55

чающаяся тем, что, с целью улучшения триботехннческих характеристик, повышения надежности работы оптимизации контактных давлений и обеспечения возможности резервирования в работе опорных сегментов, она снабжена распределительным гидрозолот- ником с напорными и сливными элементами, цапфа вала выполнена с центральным отверстием для размещения в нем распределительного гидрозолотника и с каналами, .соединяющими напорные элементы гндрозолотника с разноименными полостями порш- ; невых пар соседних сегментов, поршни соседних, опорных сегментов смещены друг относительно друга на величину хода золотника, при этом боковые поаерхиостн опорных сегментов выполнены криволинейными.

Похожие патенты SU1612130A1

название год авторы номер документа
МАНИПУЛЯТОР 1999
  • Галда А.В.
  • Салдаев Г.А.
  • Салдаев А.М.
RU2168456C1
Опорный подшипниковый узел 1990
  • Черепов Леонид Владимирович
  • Лоза Александр Борисович
  • Гриценко Вячеслав Григорьевич
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Усенко Владимир Васильевич
SU1807268A1
ОПОРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2016
  • Иванов Александр Николаевич
  • Слицкий Александр Евгеньевич
  • Иванов Николай Михайлович
RU2619408C1
НАСОС БУРОВОЙ ТРЕХПОРШНЕВОЙ ОДНОСТОРОННЕГО ДЕЙСТВИЯ 2020
  • Прушак Виктор Яковлевич
  • Горюнович Андрей Андреевич
  • Коднянко Максим Юрьевич
RU2739103C1
ПЯТИЛИНЕЙНЫЙ ДВУХПОЗИЦИОННЫЙ ЗОЛОТНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПНЕВМОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ С ОДНОСТОРОННИМ УПРАВЛЕНИЕМ ПРИВОДА ДВЕРЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Редько П.Г.
  • Таркаев С.В.
  • Амбарников А.В.
  • Нахамкес К.В.
  • Чугунов А.С.
  • Волков А.В.
  • Тихонов А.Б.
RU2242575C1
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 2000
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Гриценко Вячеслав Григорович
RU2193123C2
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВАЯ ГИДРОМАШИНА 1992
  • Жерняк Анатолий Иванович[Ua]
  • Оксененко Анатолий Яковлевич[Ua]
  • Петухов Вадим Михайлович[Ua]
  • Усачев Василий Васильевич[Ua]
RU2036330C1
Автомат для изготовления седлообразных катушек 1977
  • Аленцевичус Валентас Томо
  • Байкаускас Юозас Юозо
SU736190A1
ПЯТИЛИНЕЙНЫЙ ДВУХПОЗИЦИОННЫЙ КЛАПАННЫЙ ПНЕВМОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ 2000
  • Редько П.Г.
  • Таркаев С.В.
  • Амбарников А.В.
  • Чугунов А.С.
  • Нахамкес К.В.
  • Волков А.В.
RU2241144C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ДВИЖУЩЕГО МЕХАНИЗМА ПАРОВОЗНОЙ МАШИНЫ ПРИ ЕЗДЕ ПАРОВОЗА БЕЗ ПАРА 1934
  • Рыжов Б.П.
SU45941A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 612 130 A1

Реферат патента 1990 года Радиальная опора вала с самокомпенсацией износа

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высоконагруженных опорах механизмов. Цель изобретения - улучшение триботехнических характеристик и повышение надежности работы опоры. Подшипниковая опора содержит корпус, износостойкую несущую втулку и полую цапфу вала с антифрикционными опорными сегментами. Каждый из сегментов имеет однотипные боковые и рабочие поверхности и автономно связан с телом цапфы расположенными попарно вдоль оси вала радиальными поршнями. Боковые поверхности сегментов выполнены шевронными, по окружности, параболитическими или комбинированного профиля. Внутрь цапфы вмонтирован двухпозиционный распределительный золотник с напорными и сливными элементами. Поршни соседних опорных сегментов смещены друг относительно друга на величину хода золотника. В теле цапфы выполнены каналы, соединяющие напорные элементы гидрозолотника с разноименными полостями поршней соседних сегментов. По мере изнашивания рабочих поверхностей опорные сегменты автоматически выдвигаются, что обеспечивает самокомпенсацию износа. Гидрозолотник позволяет переключить сегменты из работающих в резервные. 3 ил.

Формула изобретения SU 1 612 130 A1

at.-f

иг:2

.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1612130A1

Радиальный газовый подшипник 1985
  • Гяцявичюс Юозас Юозович
  • Дагилис Витаутас Сигитович
  • Гарбаравичюс Рамунас Ионович
SU1333904A1
кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 612 130 A1

Авторы

Замятин Юрий Павлович

Замятина Лариса Александровна

Телегин Геннадий Николаевич

Даты

1990-12-07Публикация

1989-03-23Подача