Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для подъема, опускания и крепления запасного колеса транспортного средства.
Цель изобретения - повышение удобства в эксплуатации и надежности крепления колеса в транспортном положении.
На фиг, 1 показано устройство в транспортном положении, общий вид; на фиг, 2 - фиксатор держателя колес на штанге, разрез; на фиг, 3 - устройство в транспортном положении, вид сверху; на фиг. 4 - положение штанги и рычага перед снятием колеса с устройства, вид сбоку; на фиг,5 вариант устройства в части соединения штанги (рычаг условно не показан).
Устройство содержит держатель 1s установленный с возможностью поворота, перемещения и фиксации на штанге 2 (или вместе с ней - см, вариант на фиг, 5), прикрепленной к вертикальной оси 3, установленной на транспортном средстве, например, в нише 4. На держателе 1 установлена подпружиненная пружиной 5 . ручка-фиксатор 6, взаимодействующая с пазом 7 и отверстием 8, выполненным на штанге 2, Держатель 1 зафиксирован на штанге 2 дополнительно болтами 9. Второй конец штанги 2 соединен болтом 10 с кронштейном 11, закрепленным в нише 4 транспортного средства. На держателе 1 закреплено болтами 12 запасное колесо 13. Болты 12 могут быть установлены в пазах 14 (см, фиг. 4) с возможностью перемещения, К вертикальной оси 3 прикреплена пластина 15, в которой установлен палец 16, фиксирующий вертикальную ось 3 от проворота в двух положениях по двум отверстиям 17, выполненным в нише 4 справа и слева от оси 3 (см, фиг, 3),
К держателю 1 перпендикулярно его оси поворота прикреплен рычаг 18 для облегчения поворота колеса 13 из вертикального поло;кения в горизонтальное положение и наоборот. Для повышения жесткости крепления колеса 13 в транспортном положении держатель 1 и рычаг 18 соединены болтами 19 с кронштейном 20, закрепленным в нише Ч, и самой нишей. Таким образоМ;, плечо рычага 18, крепящееся болтом
19, выполнено больше радиуса колеса 13 и представляет собой управляющий элемент перемещения колеса. При этом плечи рычага 18 (как показано на фиг. 4) выполнены с отгибами в сторону, противоположную запасному колесу 13 относительно держателя 1, а концы плеч расположены параллельно центральной части, рычага 18. Это сделано для того, чтобы при убирании колеса 13 в нишз 4 короткое плечо рычага 18 не задевало (препятствуя перемещению) за кронштейн 11, 1- Для установки колеса 13 в квадратную нишу 4 ограниченных размеров (пунктирными линиями), каждая из сторон которой чуть больше диаметра колеса, максимальная длина штанги 2 0 должна быть меньше R-a, где R - радиус поворота колеса 13 относительно вертикальной оси 3; а - величина возможного перемещения держателя 1 по штанге 2 к вертикальной оси 3,. 5 Таким образом, длину ниши 4 можно уменьшить на величину а. На щтан- ге 2 установлены штифты 21, ограничивающие перемещение держателя 1. на штанге 2,
Q Б устройстве, показанном на фиг.5, держатель 1 может быть жестко закреплен на штанге 2, установленной с возможностью поворота, перемещения и фиксации в трубе 22, прикрепленной к вертикальной оси 3, На трубе 22 установлена подпружиненная пружиной 5 ручка-фиксатор 6, взаимодействующая с пазом 7 и отверстием 8, выполненными в щтанге 2, Для .ограничения перемещения штанги 2 в трубе 22 на штанге установлены штифты 21. Кронштейн 11 крепления выполнен в виде стержне-, вой. о поры 23 с конической частью 24 и опорной пластиной 25, взаимодействующими с отверстием 26 и наружной поверхностью штанги 2,
Устройство работает следующим об™ разом.
Вынув палец 16 и отвинтив болты 10 и 19, поворачивают колесо 13 относительно вертикальной оси 3 из положения I в положение 11, т.е, выдвигают его из ниши 4, Б положении II штангу 2 фиксируют пальцем 16 в отверстии 17, Отвинтив болты 9, потя- нув за ручку-фиксатор 6 и вынув е е из отверстия 8 и паза 7, за рычаг 18 поворачивают запасное колесо 13 на . штанге 2 из горизонтального положе0
45
50
516
ния в вертикальное положение. Затем, отвинтив болты 12, снимают запасное колесо 13 с держателя 1.
После замены запасным колесом 13 неисправное колесо подкатывается к держателю 1 и- в вертикальном положении соединяют его с держателем 1 болтами. 12. За рычаг 18 (большее плечо) поворачивают колесо на штанге 2 из вертикального положения в горизонтальное положение, при этом ручка- фиксатор входит в паз 7, фиксирует держатель 1 с колесом 13 на штанге 2 в горизонтальном положении. После перемещают колесо на держателе по штанге 2 до упора держателя 1 в штифт 21. В этом положении колесо 13 фиксируется ручкой-фиксатором 6 по отверстию 8. Вынув палец 16, поворачивают колесо на вертикальной о-си 3 из положения II в положение I и устанавливают его в нишу 4. Затем вставляется палец 16 в отверстие 17, и соединяется болтом 10 штанга 2 с кронштейном 11, болтами 19 - держатель 1 и рычаг 18с кронштейном и нишей 4.
Если ниша 4 ограниченных размеров, например квадратная, где каждая сторона чуть больше диаметра колеса 13, то одновременно с поворотом колеса на вертикальной оси 3 из положения I в положение II нужно переместить его по штанге 2 к оси 3 на величину а, а при повороте колеса 13 из положения II в положение I переместить его по штанге 2 от оси 3 на величину а. .
Наличие рычага и прикрепление его к держателю увеличивают плечо приложения силы при повороте запасного ко-
33776
леса из вертикального положения в горизонтальное положение и наоборот ;. что облегчает условия работы водителя (эксплуатации устройства),
Выполнение пазов в держателе : наличие рычага позволяют прглмеиять устройство и для установки колеса, когда высота от земли до а1танги больше радиуса колеса.
10
5
0
5
0
5
0
Формула изобретения
11 Устройство для установки запасного колеса транспортного средства, содержащее штангу, жестко соединенную с вертикальной осью, закрепленной на трачспортном средстве, держатель колеса, установленньй на штанге с возможностью поворота и фиксации, и элементы крепления штанги в транспортном положении, отличающееся тем, что, с целью noBbmje- Н.Ч;.. -удобства в эксплуатации и надежности крепления колеса в транспортном положении, оно снабжено рычагом, закрепленным на держателе пе рпенди- кулярно его оси поворота с образованием плеч, концы которых выполнены с возможностью крепления к транспорт-, ному средству, а одно из плеч рычага выполнено больше радиуса колеса и представляет собой управляющий элемент перемещения последнего.
2. Устройство по п. 1, о т л и - чающееся тем, что плечи рычага выполнены с отгибами в сторону, противоположную запасному колесу относительно держателя, а концы плеч расположены параллельно центральной части рычага.
21 V щи2:1fiS
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НАСТОЛЬНАЯ ИГРА "ФУТБОЛ СИДОРА" | 1990 |
|
RU2005527C1 |
МЕХАНИЗМ ПОДНЯТИЯ И ОПУСКАНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА МЕЖДУГОРОДНОГО АВТОБУСА | 2013 |
|
RU2528455C2 |
МЕХАНИЗМ ПОДНЯТИЯ И ОПУСКАНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА МЕЖДУГОРОДНОГО АВТОБУСА | 2013 |
|
RU2528459C2 |
Устройство для крепления запасного колеса транспортного средства | 1982 |
|
SU1079525A1 |
Настольная игра "Футбол Сидора | 1989 |
|
SU1666133A1 |
ПОДЪЕМНЫЙ МЕХАНИЗМ ДЛЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА, ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, СОДЕРЖАЩЕЕ ТАКОЙ МЕХАНИЗМ, И СПОСОБ СОДЕЙСТВИЯ ДОСТУПУ К ЗАПАСНОМУ КОЛЕСУ | 2017 |
|
RU2717116C2 |
БОРОНА ДИСКОВАЯ | 2002 |
|
RU2242854C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСААВТОМОБИЛЯ | 1970 |
|
SU265740A1 |
КРАН-МАНИПУЛЯТОР МЕТАЛЛОВОЗНЫЙ | 1998 |
|
RU2140367C1 |
Устройство для крепления запасного колеса прицепного транспортного средства | 1985 |
|
SU1261828A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для подъема, опускания и крепления запасного колеса транспортного средства. Цель изобретения - повышение удобства в эксплуатации и надежности крепления колеса в транспортном положении. Устройство содержит держатель 1, установленный с возможностью поворота, перемещения и фиксации на штанге 2, прикрепленной к вертикальной оси 3, установленной на транспортном средстве, например, в нише 4. Второй конец штанги 2 соединен болтом 10 с кронштейном 11, закрепленным в нише 4 транспортного средства. К вертикальной оси 3 прикреплена пластина 15, в которой установлен палец 16, фиксирующий вертикальную ось 3 от проворота в двух положениях по двум отверстиям 17, выполненным в нише 4. К держателю прикреплен рычаг 18, представляющий собой управляющий элемент перемещения колеса 13. При этом для повышения жесткости крепления колеса 13 в транспортном положении держатель 1 и рычаг 18 соединены болтами 19 с кронштейном 20, закрепленным в нише 4, и самой нишей 4. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.
Фиг.г
жжж
ФигА
ff /J/ f ;5 2S I 12 1 It 4-1 / / // / / /,,
%j
Фиг. 5 Составитель А.Лапинский
Редактор М.Бандура Техред М.Дидык,
Корректор М.Шароши
Авторы
Даты
1990-12-15—Публикация
1987-07-16—Подача