Способ контроля соосности валов машин Советский патент 1990 года по МПК G01B5/25 

Описание патента на изобретение SU1613843A1

Изобретение относится к контрольно-из- меритатьной технике и может быть использовано, при монтажных работах для контроля соосности валов машин, соединяемых в агрегат.

Цель изобретения - повышение точности контроля соосности машин, одна из которых имеет крепительный фланец.

На чертеже показана схема, поясняюшая способ контроля.

Способ осушествляют следующим образом.

На фундаментной плите 1 закрепляют машину 2 (например, нагрузочный генератор), на валу 3 которой закреплена полумуфта 4. С предварительной соосной ориентацией соосно с валом 3 на плиту 1 на прокладках 5 устанавливают вторую машину (например, испытываемый двигатель), на валу 7 которой закреплены полумуфта 8. На валу 3 первой машины посредством штанги 9, стойки 10 и зажимов 11 и 12 устанавливают измерительный узел, например индикатор 13 с измерительным наконечником. Вторая машина имеет крепительный фланец 14 с цилиндрической поверхностью заточки 15 и опорным торцом 16.

Контроль соосности валов 3 и 7 машин осуществляют в следующей последовательности.

Измерительный наконечик индикат.ора 13 подводят к заточке 15 и фиксируют индикатор 13 зажимами II и 12 относительно вала 3, проворачивают вал 3 вместе с индикатором 13 и контролируют величину радиального биения заточки 15 крепительного фланца 14 относительно вала 3. При затруднении поворачивания вала 3 зажим 12 устанавливают на валу 3 с возможностью вращения на нем с фиксацией от перемещения вдоль его оси (например, прижимают с обеспечением скольжения к вы- ступу вала 3 со стороны подшипникового щита). При этом вал 3 не проворачивают, а вращают на валу 3 зажим 12 с закрепленными на нем стойкой 10, зажимом 11, штангой 9 и индикатором 13.

Подбором прокладок 5 опускают или поднимают ось вала 7 и обеспечивают наименьшую требуемую величину радиального биения заточки 15, т.е. осуществляют частичную центровку валов 3 и 7. После этого наконечик индикатора 13 подводят к повер.х- ности опорного торца 16 (показано пункооэ

00

HJ;

(

тиром) и аналогично описанному контролируют величину осевого биения опорного торца 16 крепительного фланца 14.

Подбором прокладок 5 обеспечивают наименьшую требуемую величину указанного биения, т.е. осуществляют полную центровку валов 3 и 7.

Для ускорения процесса проверки могут быть использованы одновременно два индикатора, устанавливаемые на вал 3 посредством общего зажима 12.

Благодаря тому, что крепительный фланец 14 выполнен с высокой точностью концентричности (соосн р 5ти) с валом 7 машины 6, достижение наим ёньших величин радиального биения заточки 15 и осевого биения опорного торца 16 фланца 14 машины 6 относите чьно вала 3 машины 2 обеспечивает высокую точность соосности самих валов 3 и 7.

Таким образом, точность проверки соосности валов машин (и следовательно, точность их центровки) при контроле взаимного по южения пары фланец одной машины - вап другой машины превышает точность про

верки соосности при контроле взаимного положения пары полумуфта одной машины - полумуфта другой машины по известным способам благодаря большим размерам фланца 14 и его высокоточной обработке. Кроме того, установка индикатора не на наружной поверхности полумуфт, имеющей невысокую чистоту и точность обработки, а непосредственно на валу исключает необходимость проворачивания валов машин.

Формула изобретения

Способ контроля соосности валов машин, заключающийся в измерении радиального и осевого биения конструктивных элементов

первой машины относительно конструктив - ных элементов второй машины, отличающийся тем, что, с целью повышения точности контроля соосности валов машин, одна из которых имеет крепительный фланец, изме0 рительный узел устанавливают на валу первой машины и измеряют его радиальное биение относительно цилиндрической поверхности заточки крепите,-1ы;ого фланца, а осевое -- относительно его торца.

Похожие патенты SU1613843A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СООСНОСТИ ВАЛОВ МАШИН 2003
  • Бирюков И.М.
  • Литреев В.В.
  • Фролов В.И.
RU2242708C1
Устройство для контроля электрической машины 1988
  • Шафранский Валерий Александрович
SU1638684A1
Способ контроля соосности валов 2023
  • Белоусов Юрий Вениаминович
  • Мамиева Ираида Ахсарбеговна
RU2819109C1
Способ контроля соосности валов 2020
  • Белоусов Юрий Вениаминович
  • Кириловский Валерий Владимирович
  • Мамиева Ираида Асхарбеговна
RU2748150C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ НЕСООСНОСТИ ВАЛОВ 2004
  • Бирюков Игорь Михайлович
  • Бутрамьева Ирина Игоревна
  • Рудченко Константин Константинович
  • Мельник Владимир Петрович
  • Литреев Виталий Викторович
RU2275588C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ НЕСООСНОСТИ ВАЛОВ 2007
  • Бирюков Игорь Михайлович
  • Бутрамьева Ирина Игоревна
  • Рудченко Константин Константинович
  • Мельник Владимир Петрович
  • Литреев Виталий Викторович
  • Фролов Валерий Иванович
  • Бесков Сергей Васильевич
RU2365873C2
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ НЕСООСНОСТИ ВАЛОВ 2020
  • Белоусов Юрий Виниаминович
  • Кириловский Валерий Владимирович
RU2754391C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ НЕСООСНОСТИ ВАЛОВ 2004
  • Бирюков Игорь Михайлович
  • Бутрамьева Ирина Игоревна
  • Рудченко Константин Константинович
  • Мельник Владимир Петрович
  • Литреев Виталий Викторович
RU2279631C2
Устройство для измерения и контроля соосности отверстий 2016
  • Чигрик Надежда Николаевна
RU2623817C1
СПОСОБ СБОРКИ ТРАНСМИССИИ 2023
  • Белобородов Сергей Михайлович
  • Трофименко Александр Александрович
  • Полковников Алексей Валерьевич
  • Нигаматулин Вадим Равкатович
RU2812520C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 613 843 A1

Реферат патента 1990 года Способ контроля соосности валов машин

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, применяемой в монтажных работах для контроля соосности валов машин, соединяемых в агрегат. Целью изобретения является повышение точности контроля соосности машин, одна из которых имеет крепительный фланец. Способ заключается в том, что измеряют радиальное и осевое биения конструктивных элементов одной машины относительно конструктивных элементов другой, измерительный узел закрепляют на валу первой машины и измеряют его радиальное биение относительно цилиндрической поверхности заточки крепительного фланца второй машины, имеющего значительно большие, чем валы и установленные на них полумуфты, размеры и высокую чистоту обработки, а осевое биение - относительно опорного торца указанного фланца. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 613 843 A1

14 /, 769

п.

г 1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1613843A1

Способ центровки роторов 1977
  • Маврович Яков Александрович
  • Коган Анатолий Еремеевич
  • Сорин Евгений Юрьевич
SU771458A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 613 843 A1

Авторы

Шафранский Валерий Александрович

Даты

1990-12-15Публикация

1988-09-21Подача