Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям шасси для ремонта и содержания дорог.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей трансмиссии путем обеспечения малых рабочих скоростей движения.
На чертеже представлена принципиальная кинематическая схема трансмиссии.
Трансмиссия шасси для ремонта и содержания дорог приводится от двигателя 1 и содержит последовательно соединенные сцепления 2, отключаемый ходоуменьшитель 3, коробку 4 передач, раздаточный редуктор 5, передний 6 и задний 7 мосты. Ходоуменьшитель 3 представляет собой редуктор, имеющий входной 8 и выходной 9 валы, которые при включенном положении ходоу- меньшителя 3 разъединены между собой. Включенному положению ходоуменьшите- ля 3 соответствует положение двуплечего рычага 10 (представленного на чертеже). Двуплечий рычаг 10 включения ходоумень- шителя 3 нодпружинэн упругим элементом 11 и кинема гически связан с электромагнитным приподом 12. Двуплечий рычаг 10 связан также с водилами 13 и 14, которые служат для управления зубчатыми муфтами 15 и 16, соединяющими или разъединяющими соответствующие зубчатые колеса ходо- уменьшителя 3. Последний представляет собой редуктор, входной и выходной валы 8 и 9 которого посредством переключения зубчатых муфт 15 и 16 могут быть соединены между собой либо непосредственно, либо через гидрообъемный привод, состоящий из реверсивного регулируемого гидронасоса 17 и нерегулируемого гидромотора 18, связанных между собой посредством трубопроводов (не показаны). Реверсивный регулируемый гидронасос 17 имеет рычаг 19 управления, который имеет нейтральное положение 0-0. Перемещение рычага 19 управления относительно нейтрального положения в направлении В соответствует движению шасси вперед, а в направлении Н - назад. Конец рычага 19 шарнирно соединен с тягой 20, которая связывает его с механизмом 21 преобразования реверсивного движения рычага 19 относительно нейтрального положения 0-0 (однонаправленное движение тяги 22, передающей управляющее воздействие от педали 23 акселератора). Тяга 22 одновременно связана с органом изменения топливоподачи о двигатель 1 и пластиной 24 механизма 21, который содержит также двуплечий рычаг 25, подпружиненные поворотные упоры 26
и 27. связанные соответственно с электромагнитными приводами 28 и 29 их поворота, которые установлены на двуплечем рычаге 26. Обмотки электромагнитных приводов 28
и 29 соединены с переключателем 30, который управляется рычагом 31, имеющим три фиксированных положения: В, О, Н. Питание электромагнитных приводов 12, 28 и 29 осуществляется от системы бортового пита0 ния шасси 32.
Способ управления трансмиссией шасси для ремонта и содержания дорог осуществляется следующим образом.
При необходимости движения шасси с
5 малой рабочей скоростью включается ходоуменьшитель 3. Для этого предварительно, как и в обычном автомобиле, выжимают сцепление 2 и включают одну из передач коробки 4, после чего в зависимости от тре0 буемого направления движения шасси переводят рычаг 31 из нейтрального положения в положение В (вперед) или Н (назад). При переводе рычага 31 в положение В или Н подается напряжение на элек5 тромагнитный привод 12 и на один из электромагнитных приводов 28, 29 (на чертеже рь;чаг 31 изображен в положении В, соответствующем движению вперед, при котором включен элекл ромагнитный привод
0 28). При этом злектромпгнитчый привод 12 переводит двуплечий рычаг 10 п положение, соответствующее гключенному -„остоянию ходоуменьшителя 3, при котором крутящий MOMGHI с входного ваяа G передается на
5 реверсивный регулируемый гидронасос 17, который подает рабочую жидкость по трубопроводам (не показаны) нерегулируемому гидромотору 18, приводящему во вращение вал 9, соединенный с коробкой 4 передач.
0 Поскольку одновременно напряжение подается также на электромагнитный привод, например 28, сердечник этого привода втягивается и переводит поворотный упор 26 в вертикальное положение по отношению к
5 двуплечему рычагу 25. Б этом положении поворотного упора 26 обеспечивается возможность его взаимодействия с пластиной 24.
При отсутствии управляющего воздей0 ствия на педаль 23 акселератора положение органа изменения типливоподачи соответствует устойчивым оборотам холостого хода, а положение рмчага 19 управления гидронасосом 17 соответствует его нейтра5 ли 0-0, т.е. нулевой подаче рабочей жидкости в гидромотор 18. При этом рычаг 19 автоматически устанавливается в нейтральное положение под действием встроенного в гидронасос 17 штатного нуль-установителя (не показан)
Таким образом, при отсутствии управляющего воздействия на педаль 23 акселератора двигатель 1 работает на холостом ходу, а шасси не движется, так как в гидромотор 18 не поступает рабочая жидкость от гидронасоса 17. В тоже время трансмиссия шасси подготовлена к движению только вперед, так как при нажатии педали 23 происходит перемещение тяги 22 вправо и пластина 24 начинает воздействовать через упор 26 на двуплечий рычаг 25, поворачивая последний по часовой стрелке. Поворачиваясь, рычаг 25 увлекут за собой тягу 20, которая воздействует на рычаг 19 управления гидронасосом. При этом одновременно с увеличением топливоподачи происходит также увеличение подачи рабочей жидкости в гидромотор 18, который через соответствующие шестерни приводит во вращение выходной вал 9, передавая крутящий момент в коробку 4 передач и цалее на колесный движитель шасси, которое i ачинает движение вперед. Скорость движения шасси в этом случае определяется только положением педали 23 акселератора, а изменение направления движения осуществляется путем воздействия на рулевое колесо. При отпускании педали 23 акселератора она возвраи яется в исходное состояние, при котором рычаг 19 также возвращается в нейтральное положение 0-0, а топливоподача устанавливается соответствующей устойчивым оборотам холостого хода двигателя 1, шасси останавливается.
Таким образом, при движении вперед (или назад) с малой рабочей скоростью водитель осуществляет управление движением в полном объеме только воздействием на рулевое колесо и одну педаль 23 акселератора. Это имеет особенно важное значение при выполнении сложных технологических процессов по ремонту и содержанию дорог, за которыми должен наблюдать водитель и осуществлять большое количество регулирующих воздействий, а освобождение одной руки и ноги водителя от управления трансмиссией позволяет осуществлять ими управляющие воздействия по управлению рабочими органами.
В том случае, когда возникает необходимость движения назад,достаточно только перевести рычаг 31 в положение Н. При этом электромагнитный привод 28 обесточивается, а напряжение подается на электромагнитный привод29, который переводит упор 27 в вертикальное положение по отношению к двуплечему рычагу 25 а упор 26 под действием его пружины примыкается к двуппечему рычагу 25. Таким образом, при перемещении педали 23 управляющее воздействие от нее через тягу 22 передается на упор 27, поворачивая двуплечий рычаг 25 против часовой стрелки и, соответственно, рычаг 19 в направлении Н (назад). 5Как следует из приведенного описания
способа управления, благодаря наличию механизма 21 преобразования реверсивного движения рычага 19 в однонаправленное движение тяги 22 при одном и том же воз- 10 действии на педаль 23 обеспечивается рас ненаправленное в зависимости от выбранного направления движения движение рычага 19.
Для перевода шасси на режим движе- 15 ния с большой рабочей скоростью достаточно перевести рычаг 31 в нейтральное положение О. В этом случае обесточиваются электромагнитный привод 12 и один из приводов 28 или 29. Оба упора 26 и 27 оказыва0 ются в примкнутом по отношению к двуплечему рычагу 25 состоянии. Поскольку расстояние между пластиной 24 в нейтральном положении педали 23 и упорами 26 и 27 в их примкнутом состоянии равно (или пре5 вышает) полному ходу тяги 22, кинематическая связь при любом положении педали 23 между ней и рычагом 19 разрывается. При выклюиенном положении ходоуменьшителя входной 8,и выходной 9 ходоуменьши0 теля непосредственно соединяются друг.с другом через жестко связанные с ними шестерни, которые замыкаются между собой зубчатой муфтой 15. Одновременно с этим происходит отключение зубчатой муфтой 15
5 кинематической связи реверсивного регулируемого гидронасоса 17с входным валом 8. Управление шасси осуществляется обычным для всех автомобилей способом. Формула изобретения
0Трансмиссия шасси для ремонта и содержания дорог, имеющего двигатель, управляемый педалью акселератора, содержащая кинематически соединенный с двигателем через сцепление ходоуменыии5 тель, имеющий входной, выходной и промежуточные валы, зубчатые муфты, при этом выходной вал ходоуменьшителя соединен с входным валом коробки передач, выходной вал которой через раздаточный редуктор со0 единен с ведущими мостами, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей трансмиссии путем обеспечения малых рабочих скоростей движения, она снабжена гидро5 объемной передачей, включающей в себя регулируемый гидронасос и гидромотор, системой управления гидрообьемной передачей, состоящей из рычага управления, трех соленоидов, переключателя с тремя парами контактов, двух двуплечих рычагов, двух
упоров и источника питания, при этом регулируемый гидронасос кинематически связан с одним из промежуточных валов ходоуменьшителя, другой вал которого связан с гидромотором, орган управления регулируемым гидронасосом кинематически связан с одним из двуплечих рычагов, на котором расположены два соленоида, штоки которых кинематически связаны с упора0
ми, выполненными с возможностью взаимодействия с педалью акселератора, при этом шток третьего соленоида кинематически связан с вторым двуплечим рычагом, связанным с зубчатыми муфтами ходоуменьшителя, причем рычаг управления связан с переключателем, одна пара контактов которого связана с источником питания, остальные контакты связаны с соленоидами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механическая система управления ходоуменьшителем автодорожного шасси | 1990 |
|
SU1750990A1 |
Рычажный механизм управления для автодорожного шасси с ходоуменьшителем | 1990 |
|
SU1729840A1 |
Самоходная машина для распределения материала | 1990 |
|
SU1790845A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1593991A2 |
ЛЕСНАЯ МАШИНА | 1995 |
|
RU2118262C1 |
Транспортное средство | 1985 |
|
SU1355506A1 |
ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2163209C1 |
Рычажный механизм управления | 1988 |
|
SU1659995A1 |
Транспортное средство | 1989 |
|
SU1652115A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1521621A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей трансмиссии путем обеспечения малых рабочих скоростей движения. Трансмиссия включает сцепление 2, ходоуменьшитель 3, Г который связан через коробку 4 передач и раздаточный редуктор 5 с ведущими мостами 6 и 7. Промежуточные валы ходоумень- шителя 3 соединены с регулируемым гидронасосом 17 и гидромотором 18. Система управления гидронасосом 17 включает рычаг 31, соединенный с переключателем 30, одна пара контактов которого соединена с источником 32 питания, а две другие - с соленоидами 12, 28 и 29. Шток соленоида 12 соединен кинематически с двуплечим рычагом 10, который связан с зубчатыми муфтами. Два других соленоида 28 и 29 связаны с одной стороны с упорами 26 и 27, имеющими возможность взаимодействия с педалью 23 акселератора, с другой стороны - сдвуплечим рычагом 25, кинематически связанным с органом управления гидронасосом 17. 1 ил. to с о ю и чэ VI 20
Смазка для пропитки органических сердечников стальных канатов | 1980 |
|
SU937508A1 |
Авторы
Даты
1991-02-15—Публикация
1988-03-29—Подача