(5) СМАЗКА ДЛЯ ПРОПИТКИ ОРГАНИЧЕСКИХ СЕРДЕЧНИКОВ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Канатная смазка | 1975 |
|
SU517626A1 |
Смазка для стальных канатов | 1979 |
|
SU859430A1 |
Смазка для стальных канатов | 1974 |
|
SU525745A1 |
КАНАТНАЯ СМАЗКА | 2000 |
|
RU2185424C1 |
Смазка для стальных канатов | 1989 |
|
SU1663020A1 |
ПРИМЕНЕНИЕ КОНСИСТЕНТНЫХ СМАЗОК НА ОСНОВЕ КАЛЬЦИЕВОГО КОМПЛЕКСА И КОНСИСТЕНТНЫХ СМАЗОК НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА СУЛЬФОНАТА КАЛЬЦИЯ ДЛЯ СМАЗКИ ПРОВОЛОЧНЫХ КАНАТОВ | 2017 |
|
RU2753614C2 |
УГЛЕВОДОРОДНАЯ СМАЗКА ДЛЯ СТАЛЬНЫХ КАНАТОВ | 2016 |
|
RU2620082C1 |
Канат | 1977 |
|
SU622904A1 |
ЗАЩИТНАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1993 |
|
RU2046823C1 |
Способ ремонта каната | 1980 |
|
SU885380A1 |
Изобретение относится к области получения смазочных материалов для пропитки органических сердечников стальных канатов. Многолетним опытом эксплуатации показано, что долговечность стальны канатов, в значительной мере, определяется качеством смазки, применяе мой для их смазывания, а также для пpoпиtки органических сердечников, Смазка, применяемая для пропитки сердечников должна обеспечивать сохранность самого сердечника без замены ее на протяжении всего срока эксплуатации каната, а также дополнительную защиту от коррозии проволоки прядей, обращенных к сердечнику. Известна смазка Е-9 для стальных канатов на основе полиэтилсИлок сановой жидкости ГП. Однако указанная основа является остродефицитным и дорогостоящим про дуктом. Поэтому объем выпуска смазки ограничен. Известна также смазка для пропитки органических сердечников стальных канатов (Е-1) на основе нефтяного церезина, нафтената меди и нефтяного масла - нигрола 2, Однако после непродолжительной эксплуатации (порядка шести месяцев) сердечники теряют 20-25%, а в некоторых случаях 50S пропитки от исходного ее содержания, что приводит к гниению сердечника и потере им прочности, а также к появлению коррозии на внутренних проволоках каната Это объясняется тем, что применяемая для сердечников пропитка имеет низкую вязкость 20-30 сСт и под небольшой нагрузкой выдавливается из сердечника. В связи с этим теряется противогнилостная и антикоррозионная защита сердечника и проволок. Проволоки каната интенсивно подвергаются коррозии, сердечник уменьша- 393 ется по диаметру и перестает служить опорой для прядей каната. В местах контактов прядей MHteHCMBHO нарастают обрывы проволок, В процессе эксплуатации канатов с органическими сердечниками, пропитанными E-l, в результате контакта с окружающей средой (особенно с шахтными водами, характеризукядимися низкими РН) в пропиточном составе наблюдается повышение водорастворимых кислот, что также приводит к интенсификации процесса коррозии. Кроме того, пропиточный состав Е-1 обладает недостаточными адгезионными свойствами, имеет низкую морозостойкость (). Цель изобретения - создание смазки для пропитки органических сердечников стальных канатов, обеспечивающей улучшение низкотемпературных и адгезионных свойств в интервале температуры от +50 до в течение всего периода эксплуатации канатов и характеризующейся повышенной вязкостью. Поставленная цель достигается тем что смазка, для пропитки органических сердечников стальных канатов, содержащая нефтяной церезин и нефтяное масло, дополнительно содержит сополимер этилена с винилацетатом, экстракт фейольной очистки нефтяных масел и алкилфенол при следукхцем содержании компонентов, вес.: Нефтяной церезин 2-6 Сополимер этилена с винилацетатом 2-6 Экстракт фенольной очистки нефтяных масел55-65 Алкилфенол7-12 Нефтяное наспо Остальное В рецептуре используется нефтяной церезин с температурой каплепадения
Составы смазок
ммммммп« «« «.
Нефтяной церезин
Экстракт фенольной очистки
Образец 3
Образец 2 6 Ц 80-85С, нефтяное масло, имеющее кинематическую вязкость при сСт, используемый сополимер содержит 10-20 вес. винилацетата, в качестве экстракта фенольной очистки нефтяных масел используют пластификатор ПН-6 с кинематической вязкостью при температуре 100°С сСт, алкилфенол содержит не более 1 весД фенола и имеет температуру вспышки не ниже . Технология изготовления смазки заключается в растворении сополимера в экстракте фенольной очистки нефтяных масел (ПН-6) и сплавлении этого раствора с остальными компонентами. Для получения раствора в реактор емкостью 5 м , снабженный обогревом и перемешивающим устройством, загружают kQQO кг экстракта фенольной очистки нефтяных масел, обезвоживают его и подогревают до температуры 120°С. Затем в реактор загружают 200 кг сополимера и при температуре 120-130С ведут процесс растворения до получения прозрачного однородного раствора, который накапливают в отдельной емкости. Процесс изготовления смазки производят в реакторе такого же типа емкостью 10 м, в который загружают 2too кг нефтяного масла и kOQ кг нефтяного церезина, смесь подогревают, обезвоживают, и в реактор последовательно загружают 6100 кг раствора сополимера (сэвилена) в экстракте фенольной очистки нефтяных масел и 1000 кг алкилфенола. Содержимое реактора подогревают до температуры и, после тщательного перемешивания до однородности, анализируют и сливают, В табл. I и 2 приводятся рецептурные составы смазки и испытание смазок. Т а б л и ц а 1 . Температура каплепадения,ОС Кинематическая вяэ кость при , сСт I Испытание на коррозию пласти.нок из Ст. марки 5 или 50 по ГОСТ 1050-60 Термическая стабильность при 100®С в течение 7ч: испаряемость, % Отсутствие выделение осадка Содержание воды Морозостойкость при температуре Не выдерживает Адгезионные свойства (сброс в % при фокторе разделения 7000)
Определение низкотемпературных свойств смазок, предназначенных для нанесения на проволоки и пряди стальных канатов осуществляется следующим образом.
Испытания проводятся параллельно на: стальных пластинках (Ст, 5 размером мм), ребра и боковые поверхности которых отшлифованы; отрезках пряди канатов диаметром 7-10 мм и длиной 1 м; отрезках каната диаметром 21-25 мм и длиной 1 м; отрезках каната диаметром 21-25 мм и длиной 1 м, предварительно изогнутых в виде петли (концы каната связываются шпагатом).
Подготовка к испытанию.
Пластинки промывают в фарфоровой чашке нейтральным бензином и протирают сначала гигроскопической ватой, смоченной этиловым спиртом, а затем
Таблица 2 Выдерживае Не более 0,2 Следы
эатой досуха Отрезки пряди и каната промывают нейтральным бензином и вытирают досуха ватой или ветошью.
Промытые и протертые пластинки погружают на 2 сут в разогретую смазку. На отрезки пряди и каната разогретая смазка наносится посредством малярной кисти. Смазку необходимо нагревать до температуры ее разогрева в производственных условиях (температуры плавления). После нанесения смазки образцы выдерживают при комнатной температуре в течение суток.
Проведение испытания.
Смазанные объекты помещают в специальную холодильную камеру, в которой температура постепенно, в течение 2-3 ч, понижается .до заданной. По достижении необходимой температуры объекты выдерживают в камере в Выдерживает Выдерживает Выдерживает 0,08 0,12 0,1 тсутствиеОтсутствиеОтсутствие тсутствиеОтсутствиеОтсутствие Выдерживает Выдерживает Выдерживает
течение 5 ч, после чего каждый из них (поштучно) быстро извлекается из камеры и немедленно подвергается следующим механическим воздействиям:
пластинка - 2-3 ударам молотка (вес молотка 150-200 г) и отслаивают ножом;
отрезок пряди - трехкратному изгибу на шаблоне при соотношении диаметра шаблона к диаметру пряди, равном 80;
отрезок каната - трехкратному изгибу на шаблоне при соотношении диаметра шаблона к диаметру каната, равном 80;
отрезок каната, предварительно изогнутый в виде петли, свободному распрямлению с ударом о деревянную поверхность (один конец каната удерживается в руках и шпагат, стягивающий концы, быстро разрезается ножом) .
При этом смазка считается выдержавшей испытание при соответствующей температуре, если во время испытания не происходит на пластинке отслаивания и отшелушивания смазки отповерхности металла, на отрезках пряди и каната - образования трещин и отслаивания и на отрезке каната, предварительно изогнутом в виде петли, отслаивания и отшелушивания (редкие трещины допускаются).
Как видно из табл. 2 предлагаемая смазка по морозостойким, вязкостным и адгезионным свойствам преВОСХОДИТ применяемый в настоящее время пропиточный состав Е-1.
Таким образом, предлагаемый состав обладает хорошими антисептическими свойствами, не вызывает изменения пеньковой пряжи на разрыв.
Формула изобретения
Смазка для пропитки органических сердечников стальных канатов, содержащая нефтяной церезин и нефтяное масло, отличающаяся тем, что, с целью улучшения низкотемпературных и адгезионных свойств и повышения вязкости, смазка дополнительно содержит сополимер этилена с винилацетатом, экстракт фенольной очистки нефтяных масел и алкилфенол при следующем содержании компонентов, вес.%:
Нефтяной церезин 2-6
Сополимер этилена
с винилацетатом 2-6
Экстракт фенольной
очистки нефтяных
масел55-65
Алкилфенол7-12
Нефтяное масло Остально
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
2о Авторское свидетельство СССР № 238066, кл. С 10 М 7/20, 1969 (прототип).
Авторы
Даты
1982-06-23—Публикация
1980-07-02—Подача