Изобретение относится к созданию антифрикционных покрытий на деталях двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для получения приработочного слоя на поверхности алюминиевых поршней,
Цель изобретения - повышение адгезии покрытия иэ данной композиции к алюминиевому сплаву, его износостойкости и снижение коэффициента трения.
Технологический режим приготовления композиции и получения покрытия на ее основе заключается в следующем.
Фенолформальдегидную водорастворимую смолу растворяют в воде. Му- равьинокислую медь смешивают с суль- фокислотами. Сульфокислоты (торговое
название - контакт Петрова) представляют собой продукт, получаемый при обработке керосинового дистиллята серным ангидридом. Муравьинокислую медь смешивают с сульфокислотами в предлагаемом соотношении 1:(5,2-14,8) при комнатной температуре в течение 5-10 мин, при этом образуется продукт коричнево-зеленого цвета с температурой разложения 208 - 210 С (стадия интенсивного разложения), которую определяют по данным диЛфе- ренциально-термического анализа (ДТА). Синтезированный продукт взаимодействия муравьинокислой меди и сульфокислот добавляют в водный раствор фенолформальдегидной смолы. В полученная-) смесь добавляют коллоид- нь-й графит,в качестве которого возможно использование мелкодисперсного графита любой марки по стандарту.
Состав тщательно перемешивают в течение 10-20 мин. Образцы для определения адгезионной прочности покрытия из предлагаемого и известного составов готовят и оценивают по известной методике. В качестве подложки используют фольгу толщиной 200 лкм из алюминиевого сплава. Давление склеивания 2,5 МПа, время склеивания 20 мин при 190°С.
Образцы для определения износостойкости покрытия готовят и испытывают по известной методике, используя образцы из алюминиевого сплава (сплав, из которого изготавливают поршни).
Образцы для определения коэффициента трения готовят и испытывают по системе вал - частичный вкладыш.Скорость скольжения образцов по плоскости контртела I,0i0,05 м/с. Нагрузка изменяется в диапазоне 0,5 - 2,0 МПа. Испытания проводят на машине 2070 СМТ-1 № 45. В качестве частичного вкладыша используют образцы из алюминиевого сплава, а в качестве контртела - образцы из чугуна (материал для изготовления цилиндровой втулки двигателей внутреннего сгорания). В качестве среды используется дизельное масло марки ДП.
Предлагаемый и известный составы наносят на предварительно нагретый до 200+15°С образец методом напыления при механическом перемешивании смеси, причем перед нагревом для нанесения известного состава образец обезжиривают бензином и ацетоном посредством протирания. Образцы с использованием предлагаемого состава обезжириванию не подвергают. После остывания в течение 5-10 мин образец дополнительно сушат при ITOilO f. в течение 20 - 30 мин.
,
Примеры известного и предлагаемо- го составов и их характеристики приведены в таблице.
Применение предлагаемой композиции исключает необходимость специальной подготовки поверхности поршня под покрытие (обезжиривание, механическая очистка или фосфатирование). Антифрикционный слой (покрытие) из предлагаемой композиции обеспечивает эффективную защиту трущихся по- 5 верхностей от задиров.
Формула изобретения
Композиция для нанесения покрытия на поршни из алюминиевого сплава, 0 включающая водорастворимую фенолфор- мальдегидную смолу, коллоидный графит и воду, отличающаяся тем, что, с целью повышения адгезии покрытия к алюминиевому сплаву, его 5 износостойкости и снижения коэффициента трения, композиция дополнительно содержит продукт взаимодействия меди муравьинокислой и смеси сульфокислот - контакта Петрова,взя- о тых в массовом соотношении 1:(5,2 - - 14,3) соответственно, при следующем соотношении ингредиентов композиции, мае.ч.:
Вода100
Водорастворимая фенол- формальдегидная смола (по сухому остатку) 35-45 .Q Коллоидный
графит (по сухому остатку) 15-20 Указанный продукт взаимо- дг действия1-4
5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗНОСОСТОЙКИХ ПОКРЫТИЙ НА ДЕТАЛЯХ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ | 2012 |
|
RU2487200C1 |
КОМПОЗИЦИОННОЕ ПОКРЫТИЕ ДЛЯ АЛЮМИНИЯ ИЛИ ЕГО СПЛАВОВ | 2014 |
|
RU2585112C2 |
Полимерная антифрикционная композиция | 1981 |
|
SU1014860A1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 1993 |
|
RU2049140C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ УПЛОТНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ | 1998 |
|
RU2128801C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ САМООТВЕРЖДАЮЩЕГОСЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ | 2005 |
|
RU2285019C1 |
Антифрикционная присадка к смазочным материалам | 1984 |
|
SU1189874A1 |
Состав для графитизации поршней из алюминиевого сплава | 1976 |
|
SU615246A1 |
СПЕЧЕННЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ | 2003 |
|
RU2281341C2 |
Антифрикционная композиция для покрытий | 1989 |
|
SU1703660A1 |
Изобретение относится к созданию антифрикционных покрытий на деталях двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для получения приработочного слоя на поверхности алюминиевых поршней.Изобретение обеспечивает повышение адгезии покрытия к алюминиевому сплаву, его износостойкости и снижение коэффициента трения. Эффект достигается благодаря тому, что композиция для нанесения покрытия на поршни из алюминиевого сплава, включающая, мае.ч.: водорастворимая фенолформаль- дегидная смола (по сухому остатку) 35-45; коллоидный графит (по сухому остатку) 15-20; вода 100, дополнительно содержит продукт взаимодействия меди муравьинокислой и смеси сульфокислот - контакта Петрова,взятых в массовом соотношении 1:(5,2 - 14,8) соответственно, 1-4. 1 табл. S (Л
Состав для графитизации поршней из алюминиевого сплава | 1976 |
|
SU615246A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1991-03-23—Публикация
1988-06-08—Подача