Изобретение относится к машиностроению.
Цель изобретения - повышение несущей способности путем снижения динамических усилий в зацеплении за счет несинфазного пересопряжения сателлитов с центральными колесами.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема соосной передачи; на фиг. 2 - схема соосной передачи в плане; на фиг. 3 - зависимость угла зацепления центрального колеса с внешними зубьями с сателлитом от числа зубьев последнего.
Соосная зубчатая передача содержит центральное колесо 1 с внешними зубьями, центральное колесо 2 с внутренними зубьями и размещенные между ними сателлиты 3,3,3, установленные на водиле 4, количество последних кратно числу зубьев центральных колес 1 и 2, а числа зубьев отличны между собой на ± (1...5). Разница в числах зубьев сателлитов 3 , 3 , З3 обуславливает наличие нескольких равных числу сателлитов начальных окружностей 5, 6, 7 центрального колеса 1, сопряженных с соответствующими начальными окружностями 8, 9, 10 сателлитов З1. З2, З3. Последние имеют вторую начальную окружность 11, 12, 13, сопрягаемую с соответствующей начальной окружностью 14,15,16 центрального колеса 2 с внутренними зубьями. В соосной зубчатой передаче при постоянных выбранных при проектировании числах зубьев центральных колес и соответствующих углах профиля на окружности заострения вершины зубьев этих колес существует связь между числом зубьев сателлита и углом его зацепления с центральным колесом с внешними зубьями
(Zt + Z n)inVaJ, + (Z3-Z n)x
х invarccosi cos оЛ, - 2 ) Zi -fZ n
-Zi inv Vi - Z3 inv Vs 0,
fe
ON
Jb VJ
00 vj
где Zi и 2з - числа зубьев центральных колес с внешними и внутренними зубьями соответственно;
- числа зубьев сателлитов с порядковым номером от 1 до п и 2г & ... 2$ ;
fiw i n- 2 Угол зацепления между центральным колесом С числом зубьев Zi и сателлитами с числом зубьев и порядковым номером от 1 до п;
vi , V3 - углы профиля зубьев центральных колес Zi и Za на окружности заострения вершин зубьев.
Установленная зависимость иллюстрируется на фиг. 3 для чисел зубьев центральных колес , и углов Vi -36°, va 22,5°
При постоянных значениях Zi, Za,
v- ,V3 , некоторому целому числу отвечает единственное значение и ему
соответствующее значение угла профиля зубьев сателлита на окружности заострения зубьев. Угол зацепления с&2П-з сателлита с порядковым номером п с центральным колесом с внутренними зубьями
функционально связан с o&i n- 2 условием соосности
,1 ,.п ., jg ZJ,- CQS ai...n 2
о«2 - з arccos (Передача работает следующим образом.
Вращение центрального колеса 1 приводит в движение сателлиты 3, установленные на водиле 4 и взаимодействующие с центральным колесом 2. При заторможенном центральном колесе 2 выходным звеном передачи является водило 4. .Если заторможено последнее, то выходным звеном является колесо 2. Во время работы передачи пересопряжение зубьев во всех
0
5
0
5
0
5
0
шести зацеплениях происходит в фазах, что приводит к выравниванию жесткости передачи во времени, значительно снижая тем самым крутильные колебания, являющиеся причиной динамических нагрузок в зацеплении.
Формула изобретения
1.Соосная зубчатая передача, содержащая два центральных колеса, из которых одно с внешними, а другое с внутренними i зубьями, и размещенные между ними сателлиты, количество которых кратно числу зубьев центральных колес, отличающаяся тем, что, с целью повышения несущей способности путем снижения динамических усилий в зацеплении, числа зубьев сателлитов отличны между собой на ± (1 ...5).
2.Передача по п. 1,отличающаяся тем, что угол зацепления выбран из уравнения
(Zi + Zi-n ) inv oJ,T- 2 + (Z3 - 22- n ) x
7
x invarcos ( -r-- cos oi V - 2 )
Zi + Zi n
-Zi invvi -Za 0.
где Zi и Za - числа зубьев центральных колес с внешними и внутренними зубьями соответственно;
числа зубьев сателлитов с порядковым номером от 1 до п и 2 & 7% ... Z5 ;
Угол зацепления между центральным колесом с числом зубьев Zi и сателлитами с числом зубьев и порядковым номером от 1 до п;
vi, V3 - углы профиля зубьев центральных колес Zi и Za на окружности заострения вершин зубьев.
16
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механизм изменения вылета стрелы крана | 1988 |
|
SU1664728A1 |
Зубчатая передача | 1979 |
|
SU912981A1 |
Прямозубая цилиндрическая передача | 1987 |
|
SU1413332A1 |
РЕДУКТОР ВОЗДУШНОГО ВИНТА ДЛЯ ТУРБОВИНТОВОГО АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2272195C1 |
УПРАВЛЯЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2307278C1 |
Синусная многорядная передача | 1990 |
|
SU1737188A1 |
БЕЗВОДИЛЬНАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2169867C2 |
Планетарная передача | 1987 |
|
SU1732084A1 |
Планетарная цевочная передача | 1990 |
|
SU1753102A1 |
Стенд для испытания ведущих мостов транспортных средств | 1989 |
|
SU1668897A1 |
Изобретение относится к машиностроению. Цель - повышение несущей способности путем снижения динамических усилий в зацеплении за счет несинфазного пересопряжения сателлитов с центральными колесами в соосной передаче, содержащей два центральных колеса 1 и 2, из которых одно с внешними, а другое с внутренними зубьями, и размещенные между ними сателлиты З1, З2, З3. количество которых кратно числу зубьев центральных колес, числа зубьев сателлитов 3 отличны между собой на ± (1-5). Передача работает следующим образом. Вращение колеса 1 приводит в планетарное движение сателлиты 3, которые обкатываясь по колесу 2, приводят во вращение водило 4. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Булгаков Э | |||
Б | |||
Соосные зубчатые передачи | |||
Справочник | |||
М.: Машиностроение, 1987, с, 256, с | |||
Деревянный коленчатый рычаг | 1919 |
|
SU150A1 |
Авторы
Даты
1991-05-07—Публикация
1988-12-29—Подача