Зубчатое колесо Советский патент 1991 года по МПК F16H55/12 F16H55/14 

Описание патента на изобретение SU1649190A1

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам.

Цель изобретения - повышение долговечности зубчатого колеса - достигается за счет выравнивания контактных напряжений по длине линии контакта зубьев.

На фиг.1 изображено зубчатое колесо; на фиг.2 - сечение А-А фиг.1 цилиндрической поверхностью с диаметром, равным диаметру делительной окружности колеса; на фиг.З - конструктивный вариант колеса в сечении, аналогичном сечению А-А.

Зубчатое колесо содержит пакет соос- ных зубчатых дисков 1,2,3,4,5 и размещенный между ними упругоподатливый антифрикционный материал 6. например эластомер с антифрикционными присадками. На дисках 1,2,4,5 по высоте каждого зуба выполнены радиальные гофры с монотонно изменяющимися радиусами кривизны от одного диска к другому вдоль оси колеса, а упругоподатливый материал 6 размещен в образованных гофрами полостях. Средний диск 3 пакета (фиг.1.2} плоский (радиус кпиС О

чэ о

визны гофр равен бесконечности), а относительно перпендикулярной оси колеса плоскости симметрии (т.е. относительно диска 3) гофры на дисках 1,2 и 4,5 соответственно выполнены с радиусами кривизны протиао- положного знака и уменьшающимися от этой плоскости к торцам колеса. Гофры на дисках 7, 8, 9, 10, 11 (фиг.З) выполнены с радиусами кривизны одного знака и уменьшающимися от одного торца колеса к друго- му. В обоих вариантах (фиг.2,3) на торцах соседних дисков в местах их взаимного контакта могут быть выполнены канавки 12 для сообщения образованных гофрами полостей с рабочими поверхностями зубьев. Ди- ски скреплены между собой, например, заклепками 13 (фиг, 1}и установлены на валу передачи (на фиг.1 - вал 14, на фиг.З - вал 15).

Колесо работает следующим образом. В зацеплении с парным колесом (не показано) в результате погрешностей монтажа и деформаций валов возникает местная концентрация нагрузки, преимущественно, на торцах колеса. Однако в данной конст- рукции это компенсируется за счет упругой деформации гофрированных зубьев (характер деформации показан тонкими линиями на фиг.2,3). При этом за счет различной кривизны гофр более податливыми являются зубья торцовых дисков, испытывающих наиболее концентрированную нагрузку. На фиг. 1,2 изображен двухопорный вал 14, а на фиг.З - консольный вал 15. Соответственно наиболее податливыми являются зубья дис- ков 1,5 и диска 7. Вследствие неравномерной податливости зубьев нагрузка равномерно распределяется по длине линии контакта. Тем самым обеспечивается выравнивание контактных напряжений, повышается долговечность колеса. Во время упругих деформаций зубьев часть антифрикционного материала 6 может поступать на рабочие поверхности зубьев из образованных гофрами полостей через канавки 12 и играть роль смазки.

Формула изобретения

1.Зубчатое колесо, содержащее пакет соосных зубчатых дисков и размещенный между ними упругоподатливый антифрикционный материал,отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности за счет выравнивания контактных напряжений по длине линии контакта зубьев, на дисках по высоте каждого зуба выполнены радиальные гофры с монотонно изменяющимися радиусами кривизны от одного диска к другому вдоль оси колеса, а упругоподатливый материал размещен в образованных гофрами полостях.

2.Зубчатое колесо по п. 1, от л ичающе- е с я тем, что относительно перпендикулярной оси колеса плоскости симметрии гофры выполнены с радиусами кривизны противоположного знака и уменьшающимися от этом плоскости к торцам колеса.

3.Зубчатое колесо по п.1, от л ича юще- е с я тем, что гофры выполнены с радиусами кривизны одного знака и уменьшающимися от одного торца колеса к другому.

4.Зубчатое колесо по пп. 2 и 3, о т л и- чающееся тем, что на торцах соседних дисков в местах их взаимного контакта выполнены канавки для сообщения образованных гофрами полостей с рабочими поверхностями зубьев.

Похожие патенты SU1649190A1

название год авторы номер документа
Зубчатая передача 1989
  • Басинюк Владимир Леонидович
SU1698551A1
Зубчатое колесо с демпфирующим ободом и зубьями 1990
  • Красильников Александр Максимович
  • Сидорин Валерий Михайлович
  • Швед Юрий Анатольевич
  • Кузьмис Семен Леонидович
  • Кострова Галина Викторовна
  • Коноплев Анатолий Васильевич
  • Михалев Игорь Владимирович
SU1811570A3
Зубчатое колесо 1989
  • Берестнев Олег Васильевич
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Куколко Юрий Степанович
  • Абрагимович Александр Эмирович
SU1703901A1
ПРИВОДНОЙ БЛОК ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ 1992
  • Абрамов Исаак Петрович
RU2029187C1
ПЕРЕДАЧА ЗАЦЕПЛЕНИЕМ 2002
  • Витязь Петр Александрович
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Белоцерковский Марат Артемович
  • Мардосевич Елена Ивановна
RU2241164C2
Зубчатое колесо 1988
  • Стрельников Виктор Никитович
SU1649180A1
Турбохолодильник,газодинамическая лепестковая опора турбохолодильника,способ изготовления лепестковых элементов опоры (его варианты) и устройство для изготовления этих элементов 1982
  • Морозов Георгий Владимирович
  • Иванников Валентин Григорьевич
  • Листратов Николай Игнатьевич
  • Баранов Виктор Георгиевич
SU1089367A1
Зубчатое колесо 1977
  • Берестнев Олег Васильевич
  • Беляев Станислав Анатольевич
SU688752A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАБОТКИ ПРОДОЛЬНЫХ КРОМОК ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 2010
  • Тютрин Сергей Геннадьевич
RU2421305C1
Зубчатое колесо 1977
  • Беляев Станислав Анатольевич
SU765577A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 649 190 A1

Реферат патента 1991 года Зубчатое колесо

Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам. Цель- повышение долговечности зубчатого колеса - достигается за счет выравнивания контактных напряжений по длине линии контакта зубьев. На зубчатых дисках 5,4,2,1, скрепленных в пакет вместе с диском 3 и образующих колесо, выполнены по высоте каждого зуба радиальные гофры с монотонно изменяющимися радиусами кривизны от одного диска к другому вдоль оси колеса. В образованных гофрами полостях размещен упругоподатливый антифрикционный материал 6. В конструктивном варианте средний диск 3 плоский, а гофры на дисках 1,2 и 4,5 соответственно выполнены с радиусами кривизны противоположного знакз и уменьшающимися от середины колеса к торцам. В другом варианте радиусы кривизны всех дисков пакета одного знака и уменьшаются от одного торца к другому. На торцах соседних дисков в месте их взаимного контакта могут быть выполнены канавки 12 для сообщения образованных гофрами полостей с рабочими поверхностями зубьев. При работе колеса местная концентрация нагрузки (преимущественно на торцах) компенсируется упругой податливостью гофрированных зубьев. За счет различной кривизны гофр более податливыми являются зубья дисков, расположенных ближе к торцам. Канавки обеспечивают поступление части, материала 6 на рабочие поверхности зубьев для смазки. 3 з.п. ф-лы, 3 ил. Ё

Формула изобретения SU 1 649 190 A1

Фиг.1

8 3 Ю .ц

Фиг. I

L

Фиг.З

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1649190A1

ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО 0
  • С. В. Щербаков, С. А. Осипенко, И. Лапицкий, Т. Жулшчсо
  • Отдел Механики Полимеров Академии Наук
SU198065A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Двухтактный двигатель внутреннего горения 1924
  • Фомин В.Н.
SU1966A1
Патент США №3719103, кл
Приспособление в центрифугах для регулирования количества жидкости или газа, оставляемых в обрабатываемом в формах материале, в особенности при пробеливании рафинада 0
  • Названов М.К.
SU74A1

SU 1 649 190 A1

Авторы

Беляев Станислав Анатольевич

Корженцевский Марк Иванович

Беляев Александр Станиславович

Даты

1991-05-15Публикация

1989-05-31Подача