СО
ел
Ј
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер телеграфиста | 1990 |
|
SU1721621A2 |
Устройство для оценки работы оператора | 1990 |
|
SU1735886A1 |
Тренажер оператора | 1990 |
|
SU1748167A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1988 |
|
SU1524083A1 |
Тренажер радиооператоров | 1984 |
|
SU1280429A2 |
Устройство для тренировки операторов | 1989 |
|
SU1647621A1 |
Устройство для тренировки операторов | 1989 |
|
SU1709369A1 |
Устройство для оценки работы оператора | 1990 |
|
SU1735885A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1989 |
|
SU1601622A1 |
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1497632A1 |
Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей. Тренажер содержит блок 1 ввода ответов, блок 2 сравнения, блок 3 счетчиков, блок 4 дешифраторов, блок 5 шифраторов, блок 6 предъявления учебной информации, блок 7 регистрации, блок 8 динамического формирования вопросов и блок 9 изменения программы обуче- . ния. Изобретение позволяет при успешной тренировке автоматически изменять программу, меняя местами согласные и гласные буквы двухзначного слога, и осуществлять переход от двухзначных к трехзначным слогам без остановки. 4 ил.
Фиг.1
Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера с повышением эффективности тренажера путем ликвидации остановок при успешном наборе (передаче) слоговых текстов и создании непрерывной игровой ситуации.
На фиг. 1 представлена структур- |ная схема предлагаемого тренажера; на фиг. 2 - функциональная схема блока регистрации; на фиг. 3 - то же, блока динамического формирования вопросов; на фиг. 4 - то же, блока изменения программы обучения.
Тренажер телеграфиста содержит блок 1 ввода ответов, выполненный на микровыключателях в виде клавиатуры телеграфного аппарата, блок 2 сравнения, блок 3 счетчиков, формирующих коды согласных и гласных букв, блок 4 дешифраторов, блок 5 шифраторов, блок 6 предъявления учебной информации, блок 7 регистрации, блок 8 динамического формирования вопросов и блок 9 изменения программы обучения .
Блок 7 содержит счетчик 10 числа правильных ответов, счетчик 11 числа
10
15
70
25
30
ром выходе - единичный потенциал, который прикладывается к входу элемента И 22, подготавливая цепь для прохождения импульса с первого выхода счетчика 18 при поступлении второго импульса на его счетный вход), через элемент ИЛИ 32 - на вход триггера 2/, обеспечивая появление (подтверждая наличие) единичного потенциала на его первом выходе, который прикладывается к третьему входу элемента И 30, и на вход блока 8 - через элемент ИЛИ 25 : на вход установки счетчика 18, устанавливая последний в исходное положение, и через элемент ИЛИ 24 - на вход одновибратора 19, запуская последний.
Импульс с выхода одновибратора 19, поданный на управляющий вход элемента 21, выключает свечение индикаторов на блоке 6, поступая на входы элементов 29 - 31, обеспечивает прохождение импульсов высокой частоты с выходов генератора 20 через элементы И 29 и 30 на счетные входы соответствующих счетчиков блока 3. По окончании подачи импульса с выхода одновибратора t9 на соответствующих выходах дешифраторов блока 4 появляются единичные потенциалы, соответствующие данному случайному состоянию счетчиков блока 3, которые поступают на соответствующие входы шифраторов блока 5 и на соответствующие входы блока 2.
Кодовые комбинации соответствуюответов (с регулируемым циклом счета), щих букв, согласных и гласных с выхопервый и второй элементы И 12 и 13, элемент 14 запрета, элемент ИЛИ 15, индикатор 16 Результат и индикатор 17 Стоп.
Клок 8 включает счетчик 18, одно- вибратор 19, генератор 20 импульсов (высокочастотный), элемент 21 запрета, элемент И 22, элементы ИЛИ 23, 24 и 25 и элемент 26 задержки.
Блок 9 имеет триггеры 27 и 28, элементы И 29,30 и 31, и элементы ИЛИ 32 и 33.
Тренажер работает следующим образом.
Включают питание. Запускается генератор 20. При нажатии кнопки Пуск (не показана) импульс с выхода блока 1 поступает на вход блока 7, уста навливая счетчики 10 и 11 в исходное состояние, на вход блока 9 - на вход триггера 28, переводя (подтверждая) его в нулевое положение (на первом выходе - нулевой потенциал, а на вто
5
0
5
0
ром выходе - единичный потенциал, который прикладывается к входу элемента И 22, подготавливая цепь для прохождения импульса с первого выхода счетчика 18 при поступлении второго импульса на его счетный вход), через элемент ИЛИ 32 - на вход триггера 2/, обеспечивая появление (подтверждая наличие) единичного потенциала на его первом выходе, который прикладывается к третьему входу элемента И 30, и на вход блока 8 - через элемент ИЛИ 25 : на вход установки счетчика 18, устанавливая последний в исходное положение, и через элемент ИЛИ 24 - на вход одновибратора 19, запуская последний.
Импульс с выхода одновибратора 19, поданный на управляющий вход элемента 21, выключает свечение индикаторов на блоке 6, поступая на входы элементов 29 - 31, обеспечивает прохождение импульсов высокой частоты с выходов генератора 20 через элементы И 29 и 30 на счетные входы соответствующих счетчиков блока 3. По окончании подачи импульса с выхода одновибратора t9 на соответствующих выходах дешифраторов блока 4 появляются единичные потенциалы, соответствующие данному случайному состоянию счетчиков блока 3, которые поступают на соответствующие входы шифраторов блока 5 и на соответствующие входы блока 2.
Кодовые комбинации соответствую0
5
0
5
дов шифраторов блока 5 поступают на входы индикаторов блока 6.
Единичный потенциал с выхода элемента 21 (подача единичного импульса с выхода одновибратора 19 прекращена), подаваемый на управляющий вход блока 6, высвечивает на индикаторах слог из двух букв, начинаемый с согласной, например ЛА, который обучаемый должен воспроизвести на клавиатуре.
i
Обучаемый запоминает слог ЛА и воспроизводит его первую букву Л, ударяя пальцем руки по соответствующей клавише (не показано).
Если обучаемый правильно определил клавишу, то при ударе происходит замыкание контакта микровыключателя, обеспечивающего появление импульса. Этот импульс поступает ка соответствующий вход блока 2, обеспечивая появление на его первом выходе импульса правильного ответа, который поступает на вход счетчика 10, фиксируя правильный ответ, и через элемент ИЛИ 15 на вход счетчика 11, фиксируя очередной ответ. Импульс с выхода элемента 15 подается также на счетный вход счетчика 18, отмечая ответ на первую букву слога-.
Если обучаемый неправильно определил клавишу, то импульс появляется на втором выходе блока 2 и через элемент ИЛИ 15 поступает на вход счетчика 11, фиксируя ответ. Импульс с выхода элемента ИЛИ 15 также поступает на вход счетчика 18, отмечая ответ на первую букву слога.
Сразу же за первой буквой слога обучаемый воспроизводит вторую -букву А. Работа элементов аналогична описанному выше.
Нажатие второй буквы слога вызывает появление импульса на перво выходе счетчика 18, который через элементы И 22 и ИЛИ 23, поступает на входы элемента 26 задержки и элемента ИЛИ 24. Импульс с выхода элемента 24 запускает одновибратор 19, импульс с выхода которого поступает на управляющий вход элемента 21 запрета, прекращая предъявление слога на индикаторах, блока 6, и на управляющие входы элементов 29, 30 и 31, обеспечивая прохождение импульсов с выходов генератора 20 через элементы И 29 и 30 на входы соответствующих счетчиков блока 3.
Задержанный импульс с выхода элемента 26 возвращает счетчик 18 в исходное состояние.
Появление нового потенциала на управляющем входе элемента 21 запрета по прекращению импульса с выхода одновибратора 19 обеспечивает высвечивание на индикаторах блока 6 следующего нового слога, например РУ.
Если обучаемый двадцать пять слогов подряд передал верно, то на первых выходах счетчиков 10 и 11 после воспроизведения второй буквы последнего слога первого цикла появляются единичные импульсы, которые прикладываются к входам элемента И 12. Импульс с выхода элемента И 12 поступает на вход триггера 27, обеспечивая появление на его втором выходе единичного потенциала. Единичный потенциал с второго выхода триггера 27
0
через элемент ИЛИ 33 подается на третий вход элемента И 31, а нулевой потенциал с первого выхода - на вход элемента И 30. Обучаемому в следующем цикле предъявляются двухзначные слоги, начинающиеся с гласной буквы, например ЮТ.
Если обучаемый при передаче (наборе) в первом цикле допустил ошибку, то после воспроизведения второй буквы двадцать пятого слога на выходе элемента И 12 единичный потенциал не появляется, так как на первом выходе
г сч,етчика 10 - нулевой потенциал. Обучаемому во втором цикле предъявляются двухзначные слоги, начинающиеся с согласной буквы, т.е. аналогично первому циклу.
0 После предъявления двадцати пяти слогов во втором цикле на втором выходе счетчика 11 появляется единичный потенциал, который поступает на информационный вход элемента 14 запрет5 та, на управляющий вход которого подан нулевой потенциал с второго выхода счетчика 10. Единичный потенциал с выхода элемента 14 высвечивает транспарант 16 Результат, предлагая
о обучаемому (руководителю) снять показания со счетчика 10 и принять решение о продолжении или прекращении тренировки.
Возобновление тренировки осуществляется нажатием кнопки Пуск в блоке 1 .
5
0
Если обучаемый в первом и во втором циклах не допустил ошибок, то после воспроизведения второй буквы последнего слога второго цикла на вторых выходах счетчиков 10 и 11 появляются единичные потенциалы, которые прикладываются к обоим входам элемен- с та И 13 и управляющему и информационному входам элемента 14 запрета, предотвращая загорание индикаторов 16. Единичный импульс с выхоца элемента И 13 поступает на вход триггера 28, обеспечивая появление единичного потенциала и на его первом выходе, который через элемент ИЛИ 33 подается на третий вход элемента И 31 и через элемент ИЛИ 32 на вход триггера 27, обеспечивая появление на его первом выходе единичного потенциала, который прикладывается к третьему входу элемента И 30, т.е. в третьем цикле на индикаторах блока 6 предъявля0
7 1
ются слоги из трех букв: согласной, гласной, согласной.
Нулевой потенциал с второго выхода триггера 28 подается на вход элемента И 22., блокируя прохождение второго импульса с первого выхода счетчика 18 и обеспечивая подачу третьего импульса с второго выхода счетчиков 18 на вход элемента ИЛИ 23 т.е. смена слогов производится после воспроизведения третьей буквы.
После воспроизведения последнего слога третьего цикла на третьем выводе счетчика 11 появляется единичный потенциал, который поступает на вход индикатора 17 Стоп, предупреждая обучаемого об окончании цикла.
Использование изобретения в устройствах для тренировки телеграфисто повышает эффективность тренажа за счет атоматизации перехода от цикла к циклу, ускоряет процесс приобретения навыка слогового набора - скорое ти передачи - путем создания игровой ситуации за счет смены местами согласных и гласных букв в слоге и переходе от двухзначных слогов к трехзначным без остановки при успешном усвоении, позволяет исключить затраты времени на малопроизводительные
тренировки, связанные с функциональным состоянием время.
Ф
обучаемого в данное
35
ормула изобретения Тренажер телеграфиста, содержащий блок дешифраторов, входы которого соединены с соответствующими выходами д0 блока счетчиков, а выходы - с соответствующими входами блока шифраторов и соответствующими входами первой группы блока сравнения, выходы которого подключены к соответствующим вхо-дс дам блока регистрации, а входы второй группы - к соответствующим инфор0
5
5
0
0
5
0с
мационным выходам блока ввода ответов, синхровыход которого соединен с третьим входом блока регистрации и первым входом блока динамического формирования вопросов, второй вход которого подключен к первому выходу блока регистрации, блок предъявления учебной информации, входы группы которого соединены с соответствующими выходами блока шифраторов, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей,, в него введен блок изменения программы обучения, состоящий из первого и второго триггеров, первого, второго и третьего элементов И и первого и второго элементов ИЛИ, причем выходы первого, второго и третьего элементов И соединены с соответствующими входами блока счетчиков, первые входы - с соответствующими выходами блока динамического формирования вопросов, а вторые входы--с четвертым выходом блока динамического формирования вопросов, нулевой вход первого триггера подключен к второму выходу блока регистрации, единичный вход - к выходу первого элемента ИЛИ, единичный выход -- к третьему-входу второго элемента И, а нулевой выход - к одному входу второго элемента ИЛИ, выход которого соединен с третьим входом третьего элемента И, а другой вход - с единичным выходом второго триггера, нулевой выход второго триггера подключен к третьему входу блока динамического формирования вопросов, пятый выход которого соединен с входом блока предъявления учебной информации, один вход первого элемента ИЛИ и единичный вход второго триггера подключены к третьему выходу блока регистрации, а другой вход первого элемента ИЛИ и нулевой вход второго триггера соединены с синхровыходом блока ввода ответов.
I
15
W
12
r
73
I
5
11
IE
П
16
Фиг-2
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1476513A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1991-05-15—Публикация
1989-05-03—Подача