. W
и
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер телеграфиста | 1989 |
|
SU1649590A1 |
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1418800A1 |
ТРЕНАЖЕР ТЕЛЕГРАФИСТА | 1991 |
|
RU2024069C1 |
Тренажер телеграфиста | 1985 |
|
SU1314366A1 |
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1479953A2 |
Тренажер телеграфиста | 1989 |
|
SU1601620A1 |
Тренажер телеграфистов | 1985 |
|
SU1314367A1 |
Устройство для оценки работы оператора | 1990 |
|
SU1735886A1 |
Тренажер телеграфиста | 1987 |
|
SU1497632A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1989 |
|
SU1683050A1 |
Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера с повышением эффективности тренировок путем определения формы слогов, передаваемых с наибольшей скоростью. Тренажер содержит пульт 1 телеграфиста, блок 2 сравнения, блок 3 формирования кодовой информации, блок 4 дешифраторов, блок 5 шифраторов, блок 6 предъявления учебной информации, блок 7 регистрации, блок 8 динамического формирования вопросов, блок 9 изменения программы и блок 10 коммутации результатов ответа. Изобретение обеспечивает возможность отдельно фиксировать скорость передачи двухзначных слогов, начинающихся с согласной буквы, и отдельно - с гласной буквы, и трехзначных слогов. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
1 ю
(Ј
hO
ю
Фиг.1
Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным для тренировки операторов слепым методом работы на клавиатуре печатающих (телеграфных), наборных и кодирующих аппаратов, и явля- ется усовершенствованием изобретения по авт. св. № 1649590.
Известен тренажер телеграфиста, содержащий блок динамического формирования вопросов, блок изменения программы, первый-четвертый входы и четвертый выход которого соединены с соответствующими выходами и с третьим входом блока динамического формирования вопросов соответственно, последовательно включен- ные блок фррмирования кодовой информации, блок дешифраторов, блок шифраторов и блок предъявления учебной информации, управляющий вход которого соединен с пятым выходов блока динамиче- ского формирования вопросов, и последовательно включенные пульт телеграфиста, блок сравнения, второй групповой вход которого соединен с групповым выходом блока дешифраторов, и блок регистрации, второй вход которого соединен с первым выходом блока сравнения, первый выход - с первым входом блока динамического формирования вопросов, а второй и третий выходы - с пятым и шестым входами блока изменения программы, первый, второй и третий выходы которого подключены к соответствующим входам блока формирования кодовой информации, а выход пульта телеграфиста соединен с вторым входом блока динамического формирования вопросов, с третьим входом блока регистрации и с седьмым входом блока изменения программы.
Однако данный тренажер не позволяет выбрать оптимальный вариант обучения скоростной передаче (с минимальными затратами времени), так как не дает возможности определить, какие формы слогов передаются быстрее: начинающиеся с согласной или гласной, двухзначные или трех- значные слоги. Это сужает дидактические возможности тренажера, понижает эффективность тренировок.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тре- нажера с повышением эффективности тренировок путем определения формы слогов (двухзначные с гласной или согласной, или трехзначные), передаваемых с наибольшей скоростью.
Цель достигается тем, что в тренажер телеграфиста введен блок коммутации результатов ответа, первый вход которого соединен с пятым выходом блока динамического формирования вопросов, второй-пятый входы и первый-третий выходы - с соответствующими выходами и входами блока регистрации соответственно, а шестой вход - с выходом пульта телеграфиста, причем блок коммутации результатов ответа содержит последовательно включенные элемент запрета, информационный вход которого является первым входом блока, а управляющий вход соединен с выходом второго элемента ИЛИ, входы которого являются соответственно четвертым и пятым входами блока, элемент И, второй вход которого соединен с выходом первого элемента ИЛИ, первый, второй и третий входы которого являются соответственно вторым, третьим и шестым входами блока, счетчик, установочный вход которого соединен с шестым входом блока и группу из трех элементов И, первые входы которых соединены с соответствующими выходами счетчика, вторые входы - с первым входом блока, а выходы являются соответствующими выходами блока.
На фиг.1 представлена структурная схема тренажера; на фиг.2 - функциональная схема блока регистрации; на фиг.З - функциональная схема блока динамического формирования вопросов; на фиг.4 - функциональная схема блока изменения программы; на фиг.5 - функциональная схема блока коммутации результатов ответа; на фиг.6 - временные диаграммы, поясняющие работу тренажера.
Тренажер телеграфиста содержит пульт 1 телеграфиста, блок 2 сравнения, блок 3 формирования кодовой информации, блок 4 дешифраторов, блок 5 шифраторов, блок 6 предъявления учебной информации, блок 7 регистрации, блок 8 динамического формирования вопросов, блок 9 изменения программы и блок 10 коммутации результатов ответа.
Блок 7 регистрации содержит счетчик 11 числа правильных ответов, счетчик 12 числа ответов, первый и второй элементы И 13 и 14, элемент 15 запрета, элемент ИЛИ 16, индикаторы 17 и 18 Результат и Стоп соответственно, первый-третий таймеры 19-21. Блок 8 динамического формирования вопросов включает счетчик 22, одновибра- тор 23, генератор 24 импульсов, элемент 25 запрета, элемент И 26, первый-третий элементы ИЛИ 27-29 и первый и второй элементы 30 и 31 задержки.
Блок 9 изменения программы содержит первый и второй триггеры 32 и 33, первый- третий элементы И 34-36, и первый и второй элементы ИЛИ 37 и 38. Блок 10 коммутации результатов ответа включает элемент 39 запрета, элемент И 40, счетчик 41, группу элементов И 42, 422, 42з и элементы ИЛИ 43 и 44.
Тренажер работает следующим образом.
Включают питание. Запускается генератор 24. При нажатии кнопки Пуск (не показана) импульс с выхода пульта 1 (фиг.ба) поступает на обнуляющий вход счетчика 41, установив его в исходное положение, на обнуляющие входы счетчиков 11 и 12, установив их в исходное состояние, на входы начальной установки таймеров 19- 21, установив последние в начальное положение, на вход триггера 33, установив его в нулевое положение, через элемент ИЛИ 37 - на вход триггера 32, обеспечив появление единичного потенциала на его первом выходе, который прикладывается к третьему входу элемента И 35, через элемент ИЛИ 29 - на обнуляющий вход счетчика 22, установив последний в исходное положение, а через элемент ИЛИ 28 - на вход одновибра- тора 23, запустив последний (фиг.бб).
Импульс пуска, приложенный к входу элемента ИЛИ 43, поступает на вход элемента И 40, на который также подан единич- ный потенциал с выхода элемента И 40 (фиг.бг), сформированный задержанным импульсом с выхода элемента 31 (фиг.бд), поступит на счетный вход счетчика 41, обеспечив появление на его первом выходе единичного потенциала, который прикладывается к первому входу элемента И 421 (фиг.6е1).
Импульс с выхода одновибратора 23 (фиг.бб), поступающий на вторые входы элементов И 34-36, обеспечит прохождение импульсов высокой частоты с выхода генератора 24 через элементы И 34 и 35 на счетные входы соответствующих счетчиков блока 3, а поданный через элемент 31 на управляющий вход элемента 25 включит свечение индикаторов на блоке 6.
По окончании передачи импульса с выхода одновибратора 23 на соответствующих выходах дешифраторов блока 4 появятся единичные потенциалы, соответствующие данному случайному состоянию счетчиков блока 3, которые поступают на соответствующие входы шифраторов блока 5 и на соответствующие входы второй группы блока 2.
Кодовые комбинации соответствующих букв, согласной и гласной, с выходов шифраторов блока 5 поступят на входы индикаторов блока 6. Единичный потенциал с выхода элемента 25 (подача единичного импульса с выхода элемента 31 прекращена), подаваемый на управляющий вход блока 6 (фиг.бв), высветит на индикаторах слог из двух букв, например, ЛА, который обучаемый должен воспроизвести на клавиатуре, а приложенный к второму входу элемента И 42 обеспечит появление на выходе последнего единичного потенциала, который
поступит на вход запуска таймера 19.
Таймер 19 начинает отсчет времени (фиг.6ж1). Обучаемый, восприняв слог ЛА, воспроизводит его первую букву Л, ударяя пальцем руки по соответствующему клави0 шу (не показано).
Если обучаемый правильно определил клавишу, то при ударе импульс с замкнутого контакта микровыключателя поступит на соответствующий вход блока 2, обеспечив по5 явление на его первом выходе импульса правильного ответа, который подается на вход счетчика 11, зафиксировав правильный ответ, и через элемент ИЛИ 16 - на вход счетчика 12, зафиксировав очередной ответ.
0 Импульс с выхода элемента 16 подается также на счетный вход счетчика 22, отметив ответ на первую букву слога.
Сразу же за первой буквой слога обучаемый воспроизводит вторую букву А. Работа
5 элементов устройства аналогична описанному выше. Нажатие второй буквы слога вызовет появление импульса на втором выходе счетчика 22, который через элементы И 26 и ИЛИ 27 поступит на входы элемента 30
0 и элемента ИЛИ 28. Импульс с выхода элемента 28 запустит одновибратор 23 (фиг.об), импульс с выхода которого поступит на управляющие входы элементов И 34-36, обеспечив прохождение импульсов с выходов
5 генератора 33 на счетные входы соответствующих счетчиков блока 3, формируя новый случайный слог, и через элемент 31 (фиг.бд) - на управляющий вход элемента 25, остановив счет времени таймером 19
0 (фиг.6ж1) и прекратив предъявление слога на индикаторах блока 6 (фиг.бв).
Задержанный импульс с выхода элемента 30 возвратит счетчик 22 в исходное положение. Появление нулевого потенциа5 ла на управляющем входе элемента 25 обеспечит высвечивание на индикаторах блока 6 нового слога (фиг.бв), например, РУ и подачу единичного потенциала (фиг.6ж1) с выхода элемента 42 блока 10 на вход запуска тай0 мера 19, продолжив отчет времени ответа (на предъявление второго слога цикла).
Если обучаемый двадцать пять слогов подряд передал верно, то на первых выходах счетчиков 11 и 12 после воспроизведе5 ния второй буквы последнего слога появятся единичные импульсы, которые прикладываются к входам элемента И 13. Импульс с выхода элемента И 13 (фиг.бз) поступает на вход триггера 32, обеспечив появление на его втором выходе единичного
потенциала, и через элемент ИЛИ 43 и элемент И 40 - на счетный вход счетчика 41, обеспечив появление единичного потенциала, и через элемент ИЛИ 43 и элемент И 40 - на счетный вход счетчика 41, обеспечив появление единичного потенциала на выходе последнего (фиг.6е2). Единичный потенциал с выхода триггера 32 через элемент ИЛИ 38 подается на вход элемента И 36, а нулевой потенциал с первого выхода триггера 32 - на вход элемента 35. Обучаемому в следующем цикле будут предъявлены слоги, начи- нащиеся с гласной буквы, например ЮТ. Единичный потенциал с второго выхода счетчика 41 поступит на вход элемента И 422, подготовив цепь для запуска таймера 20.
Если обучаемый при передаче в первом цикле допустил ошибку, то после воспроизведения второй буквы двадцать пятого слога на выходе элемента И 13 единичный потенциал не появится, так как на первом выходе счетчика 11 - нулевой потенциал.
Обучаемому во втором цикле будут предъявлены двухзначные слоги, начинающиеся с согласной буквы, т.е. все повторяется, как в первом цикле.
После предъявления двадцати пяти слогов во втором цикле на втором выходе счетчика 12 появится единичный потенциал, который поступит на информационный вход элемента 15, на управляющий вход которого подан нулевой потенциал с второго выхода счетчика 11. Единичный потенциал с выхода элемента 15 поступит на управляющий вход элемента 39, предотвратив переход счетчика 41 во второе положение, и засветит транспарант 17 Результат, предлагая обучаемому (руководителю) снять показания со счетчика 11 и таймера 19 и принять решение о продолжении или прекращении тренировки. Возобновление тренировки осуществляется нажатием кнопки Пуск на пульте 1.
Если обучаемый в первом и во втором циклах не допустил ошибок, то после воспроизведения второй буквы последнего слога второго цикла на вторых выходах счетчиков 11 и 12 появятся единичные потенциалы, которые прикладываются к обоим входам элемента И 14 и к управляющему и информационному входам элемента 15, предотвратив загорание индикатора 17. Единичный импульс с выхода элемента И 14 поступит на вход элемента ИЛИ 43, обеспечив появление единичного потенциала на третьем выходе счетчика 41, на вход триггера 33, осуществив появление единичного потенциала на его первом выходе, который через элемент ИЛИ 38 подается на вход элемента И 36 и через элемент ИЛИ 37 - на
вход триггера 32, обеспечив появление на его первом выходе единичного потенциала, который прикладывается к входу элемента И 35, т.е. в третьем цикле на индикаторах
блока б предъявляются слоги из трех букв.
Нулевой потенциал с второго триггера 33 подается на вход элемента И 26, заблокировав прохождение второго импульса с первого выхода счетчика 22 и обеспечив
0 подачу третьего импульса с его второго выхода на вход элемента ИЛИ 27, т.е. смена слогов производится после воспроизведения третьей буквы.
После воспроизведения последнего
5 слога третьего цикла на третьем выходе счетчика 12 появится единичный потенциал, который поступит на управляющий вход элемента 32, заблокировав его выход, и на вход индикатора 18 Стоп, предупредив
0 обучаемого об окончании цикла.
Использование тренажера при обучении тетеграфистов расширяет дидактические возможности тренажера и повышает эффективность тренировок путем опреде5 пения формы (типа) слогов (двухзначные, начинающиеся с согласной или гласной буквы, или трехзначные), передаваемых с наибольшей скоростью, Это дает возможность руководителю (инст0 руктору) провести анализ показаний, снятых с таймеров 19-21 по окончании первичного тренажера, определить форму слога, обладающего минимальным временем для его передачи, и составить оптималь5 ную программу обучения телеграфиста, которая обеспечит достижение соответствующих результатов при минимальных временных затратах.
Формула изобретения
0 1. Тренажер телеграфиста по авт, ев, N 1649590, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введен блок коммутации результатов ответа, первый вход
5 которого соединен с пятым выходом блока динамического формирования вопросов, второй, третий, четвертый и пятый входы и первый, второй и третий выходы - с соответствующими выходами и входами блока реги0 страции соответственно, а шестой вход - с выходом пульта у телеграфиста.
5 первый и второй элементы ИЛИ, первый, второй и третий элементы И, выходы которых являются соответствующими выходами блока, одни входы соединены с соответствующими выходами счетчика, а другие входы - с информационным входом
элемента запрета и являются первым входом блока, и четвертый элемент И, выход которого подключен к тактовому входу счетчика, а первый и второй входы - соответственно к выходу первого элемента ИЛИ и выходу элемента запрета, управляющий
элемента ИЛИ, первый и второй вого элемента ИЛИ и первый и вто второго элемента ИЛИ являются венно вторым, третьим, четверты входами блока, а установочный вх ка и третий вход первого элем
вход которого соединен с выходом второго являются шестым входом блока.
элемента ИЛИ, первый и второй входы первого элемента ИЛИ и первый и второй входы второго элемента ИЛИ являются соответственно вторым, третьим, четвертым и пятым входами блока, а установочный вход счетчика и третий вход первого элемента ИЛИ
7 5 43 27
-±d
Фие.З
Фцг.5
.
S
В
г п
д -l t-I
e±L
ж 1
3
t
L-I
t
J
t
t
t
JL
Фиг. 6
Тренажер телеграфиста | 1989 |
|
SU1649590A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1992-03-23—Публикация
1990-01-30—Подача