Изобретение относится к механизмам управления транспортных средств, в частности гусеничных машин.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств и повышение долговечности транспортного средства.
На фиг. 1 представлен механизм поворота, разрез; на фиг. 2 - кинематическая схема механизма поворота.
Механизм поворота транспортного средства содержит муфту поворота, ведущий барабан 1 которой установлен на ведомом валу 2 главной передачи. Пакет 3 фрикционных дисков муфты поворота расположен между нажимным 4 и опорным 5 дисками. Пакет находится в сжатом состоянии (нормально замкнут) под действием пружин 6. Ведомые диски пакета 3 муфты поворота закреплены на ведомом барабане 7 муфты поворота, который установлен на шлицах ведущего вала 8 бортовой передачи.
На ведомом барабане 7 размещены и подвижные (ведущие) диски пакета 9 фрикционных дисков промежуточного тормоза Неподвижные (ведомые) диски промежуточного тормоза закреплены на неподвижном барабане 10 промежуточного тормоза. С неподвижными (ведущими) дисками пакета 9 фрикционных дисков промежуточного тормоза взаимодействует нажимной диск 11 промежуточного тормоза. Нажимной диск 11 жестко связан с нажимным диском 4 муфты поворота и под действием пружин 6 нор- мально размыкает диски пакета 9 промежуточного тормоза.
Вращающаяся полумуфта 12 основного тормоза установлена на ведущем валу 8 бортовой передачи. Ее осевое перемещение ограничено буртом, выполненным на ведущем валу 8 бортовой передачи. На нажимном диске 11 и соответственно на вращающейся полумуфте 12 основного тормоза выполнены двухсторонние наклонные лунки, в которых размещены шарики 13, образуя расклинивающий механизм. На вращающейся полумуфте 12 установлены ведущие фрикционные диски 14 основного тормоза, а его ведомые диски закреплены на неподвижном барабане 10 промежуточного тормоза.
Привод 15 управления механизмом поворота включает нажимной диск 16 и пружины 17, установленные между диском 16 и опорным диском 18 неподвижного барабана 10, в котором выполнены окна (не показаны) для размещения элементов привода управления. Диски 11 и 4 жестко связаны между собой струной 19
Устройство работает следующим образом.
При прямолинейном движении транспортного средства водитель не оперирует рычагами управления и на механизм поворота силы от привода управления не дейст- вуют. Поэтому пакет фрикционных дисков
14основного тормоза находится в разомкнутом состоянии и не препятствует вращению полумуфты 12 основного тормоза. Пружины 6, заневоленные между ведомым
0 барабаном 7 муфты поворота и нажимным диском 11 промежуточного тормоза, отжимают диск от пакета 9 фрикционных дисков промежуточного тормоза и этот пакет находится в разомкнутом положении.
5 В то же время, поскольку нажимной диск 11 промежуточного тормоза и нажимной диск 4 муфты поворота жестко связаны, струной 19, нажимной диск 4 замыкает пакет 3 фрикционных дисков муфты поворота.
0 При этом усилие пружин 6 реализуется на пакете 3 фрикционных дисков муфты поворота Муфта поворота замкнута, а нажимной диск 11 промежуточного тормоза смещен в направлении к полумуфте 12 основного тор5 моза, так что шарики утоплены в лунках, что через наклонные поверхности лунок кинематически связывает нажимной диск 11 и вращающуюся полумуфту 12, обеспечивая их совместное вращение. Следовательно, в
0 данном случае движения транспортного средства поток мощности от двигателя через трансмиссию, ведомый вал 2 главной передачи.и муфту поворота беспрепятственно передается на ведущий вал 8 борто5 вой передачи транспортного средства.
В случае необходимости совершить маневрирование, оператор рычагом управления соответствующего борта транспортного средства, через систему тяг (не показано)
0 реализует на механизме поворота осевое усилие. При этом нажимной диск 16 привода
15управления сжимает пакет фрикционных дисков 14 основного тормоза механизма поворота с усилием1, пропорциональным уси5 лию, развиваемому оператором на рычаге управления.
Пропорционально усилию сжатия пакета дисков 14 основного тормоза между ними реализуется момент сил трения, в результа0 те чего притормаживается вращающаяся полумуфта 12 основного тормоза. Последняя воздействует своими наклонными поверхностями лунок через шарики на наклонные поверхности лунок нажимного
5 диска 11 промежуточного тормоза, преобразуя подтормаживающий момент в осевую силу, также пропорциональную усилию, развиваемому оператором.
Под действием этой осевой силы нажимной диск 11 промежуточного тормоза
перемещается в осевом направлении, в результате чего сжимаются пружины-6 полумуфты поворота, нажимной диск 5 муфты поворота смещается по оси и перестает замыкать пакет 3 фрикционных дисков муфты поворота, которые в начальный момент начинают пробуксовывать, а затем размыкаются полностью, и поток мощности от ведомого вала 2 главной передачи на ведущий вал 8 бортовой передачи прерывается, После этого сначала частично, а затем полностью замыкается пакет фрикционных дисков промежуточного тормоза. Транспортное средство разворачивается в сторону заторможенного борта. При этом на начальных этапах торможения отбор мощности двигателя на одновременную работу муфты поворота и основного тормоза на движение транспортной машины не сказывается, движение машины сравнительно плавное, без рывков, поведение машины в процессе управления предсказуемо, так как момент, гасимый на основном тормозе, незначительный.
В силу этой же особенности усилие, необходимое для управления основным тормозом, незначительно, что позволяет осуществлять управление даже сыщенныхтранспортных средств без гидроусилителя.
При запуске двигателя в зимних условиях, если механизм поворота работает в масле, в случае его загустевания. для того, чтобы разогреть масло необходимо при зажатом основном тормозе включить одну из передач, При этом, в результате отсутствия наката транспортного средства, ведущий вал 8 бортовой передачи с закрепленным на нем нажимным диском 11 промежуточного тормоза проворачивается на незначительный угол относительно полумуфты 12 основного тормоза. Так как полумуфта 12 заторможена оператором, то на нажимном диске 11 в результате взаимодействия с механизмом расклинивания возникает осевое усилие, которое незначительно размыкает пакет 3 фрикционных дисков - так, что между дисками образуется незначительный зазор. Поэтому момент., передаваемый муфтой поворота на ведущий вал 8 бортовой передачи, уменьшается и при достижении его равенства с моментом сопротивления вращению ведущего вала 8 бортовой передачи прекращается проворачивание этого вала. При этом ведущий барабан 1 муфты
поворота с пакетом 3 фрикционных дисков, между которыми образовался зазор, продолжает вращение. Так как фрикционные диски вращаются с проскальзыванием, то
тепло, возникающее на фрикционных поверхностях, разогревает масло.
Таким образом, осуществляется сравнительно быстрый разогрев масла в механизме поворота, без помощи дополнительных средств разогрева и выделяемое при этом тепло разогревает масло до температуры, обеспечивающей нормальную работу механизма поворота.
При использовании данной муфты поворотэ повышается производительность труда вследствие улучшения управляемости и меньшей утомляемости оператора.
Формупа изобретения
1. Механизм поворота транспортного,
средства, содержащий основной тормоз, муфту поворота с ноомзльно замкнутым посредством нажимного диска и пружин пакетом фрикционных дисков, ведущий
барабан, который связан с выходным валом главной передачи, а ведомый закреплен на ведущем валу бортовой передачи, устройство управления муфтой, выполненное в виде шарикового расклиняэающего механизма,
отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств и повышения долговечности транспортного средства, он снабжен дополнительным промежуточным тормозом-содержащим неподвижный барабан, фрикционную муфту, полумуфты которой размещены на неподвижном барабане и на ведомом барабане муфты поворота, нажимной диск, жестко связанный с нажимным диском куфты поворота, при этом основной тормоз состоит из неподвижной полумуфты и полумуфты, связанной с ведущим валом бортовой передачи, и пакета фрикционных дисков, размещенных между этими полумуфтами,
причем шариковый расклинивающий механизм размещен между нажимным диском промежуточного тормоза и полумуфтой основного тормоза, связанной с ведущим валом бортовой передачи.
2. Механизм по п.1, отличающий- с я тем, что, с целью уменшения габаритов и упрощения конструкции, неподвижная полумуфта основного тормоза установлена на неподвижном барабане промежуточного
тормоза.
« .17
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механизм поворота гусеничной машины | 1987 |
|
SU1495192A1 |
Малогабаритный трактор | 1990 |
|
SU1785922A1 |
БЕСФЛАТТЕРНАЯ МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ ПРИВОДА С ВОЗМОЖНОСТЬЮ РАЗНОНАПРАВЛЕННОГО ИХ ВРАЩЕНИЯ | 2016 |
|
RU2618661C1 |
Транспортное средство со сменным гусеничным движителем | 1990 |
|
SU1750994A1 |
Многодисковая муфта поворота гусеничного транспортного средства | 1973 |
|
SU564464A1 |
ТРАНСМИССИЯ ПЛАВАЮЩЕГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2243109C2 |
РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2398985C2 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1988 |
|
SU1532749A1 |
Механизм поворота гусеничнойМАшиНы | 1978 |
|
SU802118A1 |
РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2398983C2 |
Изобретение относится к механизмам управления транспортных средств, в частности гусеничных машин. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств и повышение долговечности транспортного средства. Механизм содержит муфту поворота, ведущий барабан 1 которой установлен на ведомом валу 2 главной передачи/ Ведомые диски 3 муфты поворота закреплены на ведомом барабане 7, который установлен на ведущем валу 8 бортовой передачи. На этом валу установлена и полумуфта 12 основного тормоза. На барабане 7 размещены подвижные диски пакета 9 промежуточного тормоза, а его неподвижные диски закреплены на неподвижном барабане 10. На нажимном диске 11 и соответственно на вращающейся полумуфте 12 выполнены двухсторонние наклонные лунки, в которых размещены шарики 13, образуя расклинивающий механизм. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. 16 Л fS л 1C 1k о ел ND сь ю
т н аЪ ттЫЫт Ъшмм ммммммм I V
F L ЁГ
fe2
ff
Механизм поворота гусеничной машины | 1987 |
|
SU1495192A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1991-05-30—Публикация
1989-05-03—Подача