Изобретение относится к области автоматического регулирования двигателей внутреннего сгорания, в частности к регуляторам дизелей, работающих на различных жидких топливах.
Цель изобретения - повышение точности регулирования.
На фиг. 1 изображен регулятор много- топливного дизеля; на фиг.2 - статические характеристики регулятора при работе на бензине - б, керосине - к и дизельном топливе- д.
Регулятор содержит корпус 1, основной чувствительный элемент 2 частоты вращения, корректор 3 многотопливносги, кулисный суммирующий механизм 4 и фрикционную передачу 5. Основной чувствительный элемент 2 частоты вращения включает размещенную на хвостовике 6 кулачкового вала топливного насоса 7 крестовину 8 с шаровыми грузами 9, опирающимися на подвижную тарелку 10, взаимодействующую через подшипник 11 с муфтой 12. Муфта 12 опирается на ролик 13 главного рычага 14. Главный рычаг 14 имеет ось 15 качения и подпружинен всере- жимной пружиной 16, соединенной с рычагом 17 управления. Перемещение рычага управления ограничено упором 18 минимальной частоты вращения и упором 19 максимал ьной (номинальной) частоты вращения.
Корректор 3 многотопливности выполнен в виде центробежного чувствительного элемента с подпружиненными пружинами
20поршеньками 21 со штоками 22, связанными через шарнир 23, шток 24 и подшипниковый узел 25 - с выходным штоком 26 корректора. Полости 27 под поршеньками
21корректора через клапан 28 постоянного давления и сверления 29 в корпусе корректора связаны со сливной магистралью 30
топливного насоса 7 и через дросселирую щие отверстия 31 в поршеньках 21 и сверления 32 в корпусе корректора с магистралью 33, по которой топливо сливается в топливный бак (не показан)
Кулисный суммирующий механизм 4 включает главный рычаг 14, шарнирно связанный с осью 34 кулисы 35, качающийся рычаг 36 с осью 37 качания, шарнирно соединеный-с осью 38 кулисы и с выходным штоком 26 корректора 3, и кулису 35. соединенную с рейкой 39 топливного насоса.
Фрикционная передача 5, связывающая чувствительный элемент 2 частоты
вращения и корректор 3 многотопливности, содержит направляющую 40 с пазом 41 и размещенные на ней рычажные грузы Д2 и фрикционную втулку 43 с осью 44, находч- щейся в пазе 41, которая фиксирует втулку
43 от вращения относительно направляющей 40. Фрикционная втулка 43 опирается на грузы 42. Направляющая 40 через шли- цевую передачу 45 связана с крестовиной 8 чувствительного элемента частоты вращения 2. Фрикционная втулка 43 контактирует с диском 46 корректора многотопливности 3 и подпружинена пружиной 47. Грузы 42 и муфта 43 образуют дополнительный центробежный чувствительный элемент.
Регулятор работает следующим образом.
Требуемый скоростной режим работы дизеля задается путем изменения положения рычага 17 управления. При положении рычага управления на упоре 18 ( «уПр - «упр min ) затяжка (деформация) все- режимной пружины 16 минимальна и при частоте вращения n nmin равна центробежной силе грузов 9 (точка ai фиг.2). Увеличение частоты вращения свыше гып приводит к увеличению центробежной силы
грузов 9, перемещению подвижной тарелки 10 и муфты 12 вправо, к повороту главного рычага 14 вокруг оси 15 по часовой стрелке и к перемещению рейки 39 (на величину hp) нз уменьшение подачи топлива При этом оеализуется регуляторная характеристика ai-d (фиг.2), соответствующая работе на ди- 5льном топливе
При положении рычага управления на упоре 19 ( аупр «упртэх ) затяжка рсере- -HVHOM пружины 16 максимальна и при чистоте вращения п Ином равна центро- бе ном силе грузов 9 (точка bi фиг.2). Уве личениг астоты вращения свыше пном при v-r у 1ичению центробежной силы г зр мещению подвижной тарелки 10 и мучпы / пправо к повороту главно: э рь тг 4 t РУ о1 и 15 по часовой стрелке i мсреир|1. 39 на tieni подачи телица По1/ этом ре- зли5у-ч--,р i ьгделы ая ppi ляторная харак тер Сп-Ч Г hi - с (Фи( 2) соо.яетг.твующзя мл дмзрго 0г-1. тг i -ее При полосе нии г уппапления f- ynp max и ччсготе врэ -.ени. r,f п„ом эагтж а всережимнои мг.у инь 16 больше центробежной силы i Г; оеик .опг-iBHui о насоси непод- вин к з ре1 -и РТСЯ РНГШНУЯ характеристика . - Ь (фиг 2 соответствующая работе иг, лизрп -иом т-эпги ,е
При ;, оте т я «-id оЬлег , топлива ffipnj1 н кепосии происходи паде кис ин J ци с/:оьо1. додачи топлива и, чяк след:, вне, снижение его мощности Для поддержания мощности диче л я на требуемом уровне необходимо увеличивать цикловую подачу при работе на облегченных опл1 г л, т е. увеличивать выход hu рейки при эботе на этих топливах
8 этом случае корректор 3 многотоплив- носги работает следующим образом
Коор°клоп 3 приводится во вращение от чупствигепьного элемента 2 частоты враще- Hiiq, причем при уменьшении частоты вращения чувствительного элемента 2 центробежная сила рычажных грузов 42 уменьшается и пружина 47 перемещает фрикционную втулку 43 на больший радиус г.
Таким образом, обеспечивается постоянство частоты вращения корректора 3 независимо от скоростного режима работы дизеля.
Топливо из сливной магистрали 30 топливного насоса высокого давления под давлением Рг поступает к клапану 28 постоянного давления, поддерживающему посто- янное давление топлива на входе в
корректор 3. Далее топливо последовательно протекает через сверление 29 в корпусе корректора, полости 27. дросселирующие отверстия 31, сверление 32 в корпусе корректора и через магистраль 33 под давлением Ро сливается в топливный бак (не показан) Площадь дросселирующих отверстий 31 подбирается таким образом, чтобы при работе на дизельном топливе
поршеньки 21 находились в разведенном положении (на большом радиусе вращения). В этом положении сила деформированной пружины 20, действующая на поршенек 21, уравновешивается силой от давления топлива в полости 27, центробежной силой поршенька 21 и центробежной силой, действующей на поршенек 21 от массы топлива, закпюченной в полости 27 корректора
При переходе с работы нз дизельном топливе на работу с облегченными топлива- ми облегченное топливо поступает в полость 27 корректора Это приводит к
уменьшению массы топлива в полости 27, м как следствие, к уменьшению центробежной силы, действующей на поршенек 21 от массы топлива заключенной в полости 27 корректора При этом под действием силы
деформированных пружин 20 поршеньки 21 перемещаются на меньший радиус вращения и через штоки 22, тяги, шарнир 23, шток 24. подшипниковый узел 25 и выходной шток 26 корректора поворачивают качающийся рычаг 36 по часовой стрелке вокруг оси 37. В результате ось 38 кулисы 35 пере мещается вниз и увеличивается передаточное отношение суммирующего механизма 4 от муфты 12 чувствительного элемента частоты вращения к рейке 39 топливного насоса, что соответствует перемещению рейки 39 на увеличение подачи топлива
Таким образом, при работе на керосине и изменении частоты вращения формиоуетс.я внешняя характеристика 32 - Ь2 (фиг 2) и регуляторные характеристики
32 - d (при 7упр mln ) И Ь2 - С (при «упр max ),
а при работе на бензине внешняя характеристика аз - Ьз и регуляторные характеристики аз - d (при ОуПр min ) и Ьз - с ( max ). Таким образом, предлагаемый регулятор обеспечивает увеличение выхода рейки при работе дизеля на облегченных топливах, Причем, как следует из фиг.2, регулятор позволяет получить характеристики с постоянной номинальной частотой вращения Пном и с постоянной максимальной частотой вращения холостого хода nxx max, независящими от вида применяемого топлива.
Формула изобретения 1. Регулятор многотопливного дизеля, содержащий корпус, в котором размещены основной центробежный чувствительный элемент, выполненный в виде вращающей- ся крестовины с грузами и подвижной муфты, взаимодействующий с муфтой подпружиненный главный рычаг, топливный корректор с выходным штоком, регулирующий подачу топлива в зависимости от вида топлива, и кулисный суммирующий механизм, кинематически связывающий главный рычаг и выходной шток топливного корректора с рейкой топливного насоса, о т- личающийся тем, что, с целью повыше- ния точности регулирования, он снабжен дополнительным центробежным чувствительным элементом с грузами и подвижной муфтой с приводом от крестовины основного центробежного чувствительного элемен-
та и вращающимся фрикционным диском, установленный с возможностью постоянного взаимодействия с подвижной муфтой дополнительного центробежного чувствительного элемента, а топливный корректор выполнен в виде жестко связанного с вращающимся фрикционным диском корпуса, в котором выполнены радиальные камеры и размещенные в камерах с образованием штоковой и поршневой полостей подпружиненные поршни, кинематически связанные с выходным штоком топливного корректора, причем радиальные камеры связаны с источником давления и через дроссель со сливом.
2. Регулятор поп.1,отличающий- с я тем, что штоковые полости радиальных камер связаны с источником давления, поршневые полости - со сливом, а дроссель выполнен в поршне
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Центробежный регулятор для дизеля с турбонаддувом | 1984 |
|
SU1449682A1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ТОПЛИВОПОДАЧЕЙ ДИЗЕЛЯ | 1997 |
|
RU2129217C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ РЕГУЛЯТОР ДИЗЕЛЯ С ТУРБОНАДДУВОМ | 1990 |
|
RU2006634C1 |
Устройство автоматического регулирования топливоподачи транспортного дизеля | 1990 |
|
SU1714177A1 |
Регулятор дизеля с турбонаддувом | 1988 |
|
SU1629582A1 |
РЕГУЛЯТОР ТОПЛИВОПОДАЧИ ДИЗЕЛЯ С ТУРБОНАДДУВОМ | 1991 |
|
RU2008486C1 |
Центробежный регулятор частоты вращения вала дизеля | 1984 |
|
SU1281702A1 |
ТРЕХРЕЖИМНЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ РЕГУЛЯТОР ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ДИЗЕЛЯ | 1991 |
|
RU2018013C1 |
Механический чувствительный элемент скорости дизеля | 1990 |
|
SU1815374A1 |
Центробежный регулятор частоты вращения дизеля | 1985 |
|
SU1325175A1 |
Изобретение относится к регуляторам дизелей, работающих на различных жидких топливах, и позволяет повысить точность регулирования. Регулятор содержит основной чувствительный элемент 2 частоты вращения с крестовиной 8 и шаровыми грузами 9, корректор 3 многотопливности. приводимый во вращение через фрикционную передачу 5 от крестовины 8. и кулисный суммирующий механизм 4, связывающий чувствительный элемент 2 и корректор 3 многотопливности с рейкой 39 топливного /
йъ
/
/
д
st-ynpmin
min упр min
Кругов В.И, и Марков В.А | |||
Взаимосвязь физических свойсгв автотракторных топлив и их влияние на величину цикловой подачи дизеля | |||
Двигагелесгроение | |||
Кузнечная нефтяная печь с форсункой | 1917 |
|
SU1987A1 |
Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба | 1920 |
|
SU11A1 |
Устройство для устранения мешающего действия зажигательной электрической системы двигателей внутреннего сгорания на радиоприем | 1922 |
|
SU52A1 |
Авторы
Даты
1991-06-23—Публикация
1989-06-22—Подача