Изобретение относится к металлургии, а именно к производству деформируемых сплавов на никелевой основе, предназначенных для изготовления выпускных клапанов автотракторных двигателей.
Цель изобретения - повышение жаропрочности и сопротивление коррозии.
Повышение коррозионной стойкости обеспечивается некоторым увеличением концентрации хрома при пониженном содержании молибдена, а также вводом иттрия. Оптимальное легирование приводит к образованию плотной пленки окислов типа TI02, АЬОз. Сг2Оз, адгезия которой с основным металлом повышена вводом иттрия в результате взаимодействия с образуемыми им сложными окислами и оксисульфидами. Кроме того, соединения иттрия с пониженной дефектностью кристаллической решетки снижают диффузионную подвижность ионов хрома и других металлов, а также кислорода и серы и повышают стойкость сплава против коррозии.
Повышенное содержание вольфрама в сочетании с дополнительно введенным иттрием обеспечивает возрастание жаропрочности при эксплуатационных температурах, а ограничение допустимых колебаний вольфрама и молибдена имеет в результате высокую стабильность показателей механических свойств
Сплав предлагаемого состава получают в вакуумной плавильной печи путем переплава рабочей шихты, приготовленной в открытой индукционной печи на заданный химический состав. Переплав выполняют при величине остаточного давления 10 О
ел ю ел
мм рт.ст. Заливку производят в металлические изложницы, слитки проковывают на заготовки и затем в прутки 18 мм для изготовления образцов.
В табл. 1 приведены сплавы известного и предлагаемого составов.
В табл. 2 приведены результаты испытаний образцов из сплавов в продуктах сгорания низкосортного топлива с содержанием серы до 2% на коррозионную стойкость и определения жаропрочности при 800°С.
Термическая обработка образцов проведена по режиму: нагрев до 1200±10°С, выдержка 2 ч, охлаждение на воздухе, нагрев до 1070±10°С, выдержка 4 ч, охлаждение на воздухе.
Как видно из данных табл. 2, предлагаемый сплав обладает в 1,5 раза большей жаропрочностью, примерно в 2,0 раза большей коррозионной стойкостью по сравнению с известным сплавом.
Формула изобретения Сплав на основе никеля, содержащий углерод, хром, алюминий, титан, вольфрам, молибден, ниобий, железо, кремний, марга- нец, бор, отличающийся тем, что, с целью повышения жаропрочности и сопротивления коррозии, он дополнительно содержит иттрий при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Углерод0.04-0,1
Кремний0,1-0.6
Марганец0,1-0,5
Хром18,0-21,0
Титан1,8-2,7
Алюминий1,0-1,8
Вольфрам3,6-4,5
Молибден3,5-4,5
Ниобий0.6-1.3
Железо0,1-5,0
Бор0.0005-0,008
Иттрий0,005-0,05
НикельОстальное
Таблица 2
О)
ел ю ел
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СОСТАВ ЖАРОПРОЧНОГО НИКЕЛЕВОГО СПЛАВА (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2353691C2 |
ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО | 2022 |
|
RU2794497C1 |
СПЛАВ НА НИКЕЛЕВОЙ ОСНОВЕ ДЛЯ ЛИТЬЯ МОНОКРИСТАЛЛИЧЕСКИХ ЛОПАТОК ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2007 |
|
RU2354733C1 |
СВАРОЧНАЯ ПРОВОЛОКА ДЛЯ СВАРКИ ЖАРОПРОЧНЫХ ЖАРОСТОЙКИХ СПЛАВОВ | 2008 |
|
RU2373039C1 |
ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И РЕМОНТА ЛОПАТОК ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК | 2014 |
|
RU2564653C1 |
ЖАРОПРОЧНЫЙ ДЕФОРМИРУЕМЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ ЭТОГО СПЛАВА | 2008 |
|
RU2365657C1 |
Жаропрочный литейный сплав на основе никеля и изделие, выполненное из него | 2018 |
|
RU2684000C1 |
ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ ДЛЯ ЛИТЬЯ ДЕТАЛЕЙ ГОРЯЧЕГО ТРАКТА ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК, ИМЕЮЩИХ РАВНООСНУЮ СТРУКТУРУ | 2015 |
|
RU2581337C1 |
ЛИТЕЙНЫЙ ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ | 1991 |
|
RU2020179C1 |
ЖАРОПРОЧНЫЙ НИКЕЛЕВЫЙ СПЛАВ, ОБЛАДАЮЩИЙ ВЫСОКИМ СОПРОТИВЛЕНИЕМ К СУЛЬФИДНОЙ КОРРОЗИИ В СОЧЕТАНИИ С ВЫСОКОЙ ЖАРОПРОЧНОСТЬЮ | 2013 |
|
RU2520934C1 |
Изобретение относится к металлургии, а именно к производству деформируемых сплавов на никелевой основе, предназначенных для изготовления выпускных клапанов автотракторных двигателей. Цель изобретения - повышение жаропрочности и сопротивление коррозии. Сплав содержит, мас.%: углерод 0,04-0.1; кремний 0,1-0,6; марганец 0,1-0,5; хром 18-21; титан 1,8- 2,7; алюминий 1-1.8: вольфрам 3,6-4,5; молибден 3,5-4,5, ниобий 0,6-1,3; железо 0,1-5; бор 0,0005-0,008; иттрий 0,005- 0,05; никель остальное. Величина времени до разрушения при 800°С и напряжении 340 Н/мм2 составляет 153-173 ч; привес при 800°С и длительности испытания 200 ч составляет 0,11-0,14 г/м -ч. Глубина поверхностного повреждения металла составляет 25-35 мкм. 2 табл.
Наводка для приводных ремней | 1930 |
|
SU23705A1 |
Прутки горячекатаные и ковкие из жаропрочных сплавов Технические условия | |||
Паровоз для отопления неспекающейся каменноугольной мелочью | 1916 |
|
SU14A1 |
Прутки из жаропрочных сплавов | |||
Технические условия. |
Авторы
Даты
1991-06-30—Публикация
1989-07-26—Подача