В основном авт. свид. №144888 описано устройство для стабилизации переходных режимов электропривода по системе генератор-двигатель, содержащее электромашинный усилитель со стабилизирующей обмоткой, включенной в одну из диагоналей моста, образованного тремя активными сопротивлениями и обмоткой возбуждения генератора, и якорем электромашинного усилителя, включенным в другую диагональ моста.
Предложенное устройство позволяет осуществлять автоматическое изменение темпа переходного процесса при реверсировании привода и перехода его с режима разгона на режим торможения путем автоматического изменения коэффициента усиления возбудителя при этих операциях. Для этого регулируемое сопротивление, включенное последовательно со стабилизирующей обмоткой, выполнено в виде двух параллельных цепочек, состоящих из сопротивления, шунтированного триодом, и последовательно включенных вентилей, причем вентили между собой включены встречно.
На чертеже изображена принципиальная электрическая схема предложенного устройства.
Двигатель 1 независимого возбуждения питается от генератора 2, обмотка возбуждения 3 которого питается от усилителя 4. Усилитель имеет четыре управляющие обмотки - задающую 5, обмотку обратной связи по напряжению 6, обмотку обратной связи 7 по току якоря с отсечкой и стабилизирующую обмотку 8. Стабилизирующая обмотка усилителя последовательно с сопротивлениями 9 и 10 и вентилями 11 и 12 включена в диагональ мостовой схемы, образуемой обмоткой возбуждения 3 генератора и сопротивлениями 13, 14, и 15.
Параллельно части сопротивления 9 включена цепь эмиттер-коллектор полупроводникового триода 16 (типа Р-П-Р), а параллельно части сопротивления 10 - цепь эмиттер-коллектор полупроводникового триода 17 (типа П-Р-П). Триоды 16 и 17 работают в режиме ключа. Цепи эмиттера - база этих триодов включены на часть падения напряжения от тока возбуждения генератора в добавочном сопротивлении 13. Полярности включения цепей эмиттер-база и эмиттер-коллектор триодов 16 и 17 выбраны таким образом, что в режимах разгона привода в направлении «Вперед» и «Назад» эти триоды заперты, а в режимах торможения привода один из триодов открывается и шунтирует часть добавочного сопротивления, что приводит к увеличению коэффициента усиления цепи мостовой стабилизации в режимах торможения в сравнении с режимами разгона привода. Благодаря этому, а также наличию вентилей 11 и 12 для каждого из четырех режимов работы привода (разгона «Вперед», разгона «Назад», торможения «Вперед» и торможения «Назад») может быть обеспечен свой необходимый коэффициент усиления цепи мостовой стабилизации.
В установившемся режиме работы привода мост уравновешен, и ток в стабилизирующей обмотке не протекает. В переходных режимах мост разбалансируется, и в диагонали моста, между точками А и Б, появляется напряжение. Полярность этого напряжения зависит от режима работы привода. Так, например, при разгоне привода в направлении «Вперед» и при торможении привода при его вращении в направлении «Назад» точка А имеет положительную полярность, а точка Б - отрицательную. В этих режимах последовательно со стабилизирующей обмоткой 8 через вентиль 12 включено добавочное сопротивление 10, а цепь сопротивления 9 заперта вентилем 11. Однако величина добавочного сопротивления 10 в этих режимах оказывается различной. В режиме разгона «Вперед» ток в обмотке возбуждения 3 генератора протекает от начала (точка н) к концу (точка к). К базе триода 17 приложено отрицательное напряжение относительно эмиттера, т.е. триод заперт. В режиме торможения при вращении «Назад» ток в обмотке возбуждения 3 генератора и в сопротивлении 13 имеет противоположное направление - к базе триода 17 приложено положительное напряжение относительно его эмиттера. Триод 17 в этом режиме открыт и шунтирует часть добавочного сопротивления 10, что обеспечивает увеличение коэффициента усиления цепи мостовой стабилизации в данном режиме в сравнении с режимом разгона «Вперед».
В режиме разгона привода в направлении «Назад» и в режиме торможения привода при его вращении «Вперед» точка А схемы имеет отрицательную полярность, а точка Б - положительную. В этих режимах последовательно с обмоткой 8 через вентиль 11 включено добавочное сопротивление 9. В режиме разгона «Назад» ток в обмотке возбуждения 3 генератора протекает от конца к началу. К базе триода 16 приложено положительное напряжение относительно его эмиттера, т.е. триод 16 заперт. В режиме торможения при вращении «Вперед» ток в обмотке 3 и сопротивлении 13 имеет противоположное направление - к базе триода 16 приложено отрицательное напряжение относительно эмиттера. Триод 16 в этом режиме открывается и шунтирует часть добавочного сопротивления 9, что обеспечивает увеличение коэффициента усиления цепи мостовой стабилизации.
Устройство для стабилизации переходных режимов электропривода по системе генератор-двигатель по авт. свид. №144888, отличающееся тем, что, с целью автоматического изменения коэффициента усиления усилителя при реверсировании привода и при переходе с режима разгона на режим торможения, последовательно со стабилизирующей обмоткой усилителя включено сопротивление, выполненное в виде двух параллельных цепочек, состоящих из сопротивления, шунтированного триодом, и последовательно включенного вентиля, причем указанные вентили между собой включены встречно.
Авторы
Даты
1965-02-27—Публикация
1963-04-05—Подача