Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях машин
Целью изобретения является повышение надежности трансформатора путем уменьшения ударных нагрузок и контактных напряжений в автологэх
На фиг.1 изображен автоматический инерционный трансформатор крутящего момента; на фиг 2 разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - узел I на фиг.2; на фиг 4 - то же, пример выполнения
Автоматический инерционный трансформатор крутящего момента содержит размещенный в корпусе 1 ведущий вал 2, на котором установлен импульсный механизм, состоящий из четырех грузовых звеньев 3, планшайбы 4 пальцев 5 с втулками 6. упругих втулок 7, размещенных в гнездах 8 грузовых звеньев 3. Грузовые звенья 3 закреплены на реакторе 9, установленном на подшипниках 10 и 11. На реакторе 9 установлены авголог 12, воспринимающий обратный импульс момента на корпус 1, и автолог 13, передающий прямой импульс момента ведомому маховику 14.
Автологи 12 и 13 содержат ведущую обойму 15 с гнездами 16 (фиг.З), которая выполняется за одно целое с реактором 9, либо крепится на нем (не показано). В гнездах 16 размещены тела 17 заклинивания, которые могут быть выполнены в виде роликов (фиг 3) или в виде поворотных сухариков со смещенными центрами тяжести относительно оси их закрепления на ведущей обойме 15 (фиг.4). Тела 17 заклинивания охватываются ведомой обоймой 18 автолога 12 и ведомой обоймой 19 автолога 13 с зубьями 20. Гнезда 16 и зубья 20 имеют цилиндрические площадки 21, радиусы цилиндрических поверхностей которых совпадают с радиусами роликов 17 (фиг.З). Гнезда 16 и зубья 20 на поверхности обойм 15, 18 и 19 размещены по окружности с неравным шагом. Общее количество роликов равно количеству гнезд 16.
Ведомые обоймы 18 и 19 установлены соосно на подшипниках 22 и 23 соответственно в корпусе 1 и ведомом маховике 14 и имеют выступы 24 и 25. с помощью которых усилие с ЭВТОЛОГОР 13 и 14 передается ча упругие элементы 26 и 27 (фиг.2). В качестве упругих элементов могут быть использованы пакеты тарельчатых пружин. Для гашения колебаний ведомых обойм 18 и 19 после восприятия импульсов момента установлены винтовые цилиндрические пружины 28 и 29 Прямой импульс момента передается через автолог 13 на ведомый маховик 14, сглаживающий колебания скорости ведомого вала 30.
Для устранения осевой игры реактора 9 по его оси установлен регулировочный винт
31с чашкой 32, упирающейся торцовой частью в подшипник 11, размещенный на ведомом валу 30,
Трансформатор работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 2 планшайба 4 приводит в синхронное движение грузовые звенья 3, инерционные силы которых создают на реакторе 9 знакопеременный крутящий момент. Прямой импульс
момента, стремящийся повернуть реактор 9 в направлении вращения ведущего вала 2, передается через автолог13,ведомую обойму 19 и упругие элементы 26 ведомому маховику 14. Обратный импульс момента.
стремящийся повернуть реактор 9 в направлении, противоположном вращению ведущего вала 2, передается через автолог 12. ведомую обойму 18 и упругие элементы 27 на корпус 1 трансформатора.
Трансформатор работает циклически.
Первый участок начинается с момента, когда упругие элементы 27 отдали энергию, накопленную при действии обратного импульса, и автолог 12 отключился. Ведомая
обойма 18, совершая малые колебания на подшипнике 22 относительно корпуса 1 в пределах деформации упругих элементов 27, тормозится и возвращается в первоначальное положение цилиндрическими пружинами 29, а реактор 9 продолжает разгоняться поддействием положительного импульса момента. При этом тела 17 заклинивания, размещенные в гнездах 16 ведущей обоймы 15 реактора 9. вращаются
совместно с реактором 9, совершая под действием центробежных сил колебательное движение с переходом на поверхности зубьев 20 ведомой обоймы 15 и обратно в гнезда 16 под действием сил давления поверхностей зубьев 20. Когда угловая скорость реактора 9 при его вращении в направлении вращения ведомого маховика достигает его угловой скорости под действием центробежных сил, тела 17 заклинивания попадают на цилиндрические площадки зубьев 20 ведомой обоймы 19, что приводит к включению автолога 13. Происходит совместное движение реактора 9 и ведомого маховика 14 (второй период), в течение которого грузовые звенья 3 отдают ранее накопленную энергию. С начала третьего периода ведомый маховик 14 разобщается с реактором 9 и инерционные силы грузовых звеньев 3 тормозят реактор 9 до остановки а ведомый
маховик 14 продолжает движение по инерции.
При этом ведомая обойма 19, совершая малые колебания на подшипнике 23 относительно ведомого маховика 14 в пределах деформации упругих элементов 26, тормозится и возвращается в первоначальное положение. После остановки реактора 9 инерционные силы поворачивают его в обратном направлении и под действием центробежных сил тела 17 заклинивания попадают на цилиндрические площадки зубьев 20 ведомой обоймы 18, что приводит к включению автолога 12 (четвертый период).
Обратный импульс момента воспринимается через автолог 12 в ведомую обойму 18 упругими элементами 26, закрепленными в корпусе 1. Далее цикл повторяется.
Формула изобретения Автоматический инерционный трансформатор крутящего момента, содержащий корпус, размещенные в нем соосные ведущий и
ведомый валы, реактор, импульсный механизм установленный на ведущем валу и кинематически связанный с реактором, и два автолога, ведущие обоймы которых закреплены на реакторе, а ведомые с помощью соот0 ветствующих упругих элементов соединены соответственно с корпусом и ведомым валом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, автологи выполнены в виде храповых муфт с впадинами для
размещения тел заклинивания на обоймах, а трансформатор снабжен двумя подшипниками, предназначенными для связи ведомых обойм соответствующих автологов с корпусом и ведомым валом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ИНЕРЦИОННЫЙ ТРАНСФОРМАТОР КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 1970 |
|
SU283758A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ИНЕРЦИОННЫЙ ТРАНСФОРМАТОР КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 1967 |
|
SU195818A1 |
Автоматический инерционный транс-форматор крутящего момента | 1972 |
|
SU508622A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ИНЕРЦИОННЫЙ ТРАНСФОРМАТОР ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА | 1970 |
|
SU284540A1 |
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 1969 |
|
SU247735A1 |
ИНЕРЦИОННЫЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ПРУЖИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЭНЕРГИИ | 1999 |
|
RU2151323C1 |
БЕЗИНЕРЦИОННЫЙ ТРАНСФОРМАТОР ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА ШАШКИНА | 1992 |
|
RU2073805C1 |
ИНЕРЦИОННЫЙ ТРАНСФОРМАТОР | 1990 |
|
RU2025610C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ИНЕРЦИОННЫЙ ТРАНСФОРМАТОР | 2013 |
|
RU2531856C2 |
Инерционный трансформатор крутящего момента | 1975 |
|
SU729406A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях машин. Целью изобретения является повышение надежности трансформатора путем уменьшения ударных нагрузок и контактных напряжений в автологах. Автологи 12 и 13 выполнены в виде храповых муфт с выемками для размещения тел заклинивания на обоймах. Ведомые обоймы 18 и 19 автологов установлены соосно на подшипниках 22 и 23 соответственно в корпусе 1 и на ведомом маховике 14. 4 ил.
А-А 28(29) т
25(21)
18
Фиг. 2
21 1516
Фиг.З
21
Фиг. 4
Леонов А.И | |||
Инерционные автоматические трансформаторы вращающего момента М.: Машиностроение, 1978, с 29 |
Авторы
Даты
1991-08-15—Публикация
1989-05-17—Подача