Изобретение относится к технологии нефтепереработки, в частности к получению углеводородных нефтяных фракций из сырой нефти, и может быть использовано на установках первичной перегонки нефти.
Целью изобретения является повышение качества конечных фракций при упрощении технологии процесса.
На чертеже изображена принципиальная схема перегонки нефти по предлагаемому способу.
Полуотбензиненную нефть направляют на ректификацию в атмосферную колонну 1. Боковым погоном колонны через стриппинг 2 выводятфракциюдизельноготоплива. Мазут с низа атмосферной колонны насосом 3 через печь 4 направляют в вакуумную колонну 5. Фракцию дизельного топлива из стриппинга 2 подвергаютдросселированию с помощью дроссельного клапана 6 до давления 0,05-0,12 МПа. Образовавшуюся па- рожидкостную смесь направляют в сепаратор 7 для разделения на паровую и жидкую фазы. Жидкость выводят с установки в виде готового продукта, а паровую фазу направляют в качестве испаряющего агента в низ вакуумной колонны 5 (орошение вакуумной колонны 5 на схеме не показано).
Возможна работа схемы без стриппинга 2, а также с двумя и более ступенями
&
00 СЛ О
&
дросселирования,ч го позволяет достичь более глубокий отбор дистиллятных фракций в вакуумной колонне 5.
Пары дизельного топлива и газы разложения с верха вакуумной колонны направляют в конденсатор смешения 8, где пары дизтоплива конденсируют за счет циркуляции части его насосом 9 через холодильник 10. Избыток дизельного топлива после холодильника 10 выводят с установки, а газы разложения отводят эжектирующей системой 11 (или сухим вакуум-насосом) и подают в печь 4 на сжигание. С низа вакуумной колонны 5 выводят гудрон.
П р и м е р 1. Полуотбензиненную нефть в количество 440 т/ч с температурой 352°С направляют в атмосферную колонну 1, о низ которой подают водяной пар в количестве 1 т/ч, Температуру в верху колонны 1 поддерживают равной 184°С, температура низа 341°С, давление верха 0,11 МПа. Из атмосферной колонны 1 выводят бензинокероси- новую фракцию в количестве 92 т/ч. Боковым погоном колонны выводят легкое дизельное топливо в количестве 65,4 т/ч. Вывод осуществляют через стриппинг 2, од- нлко возможна работа и без него.
Фракцию дизельного топлива в количестве 65,4 т/ч из стриппинга 2 дросселируют до абсолютного давления 0,08 МПа с помощью дроссельного клапана 6. Пары дизельной фракции, отделенные в сепараторе 7, в количестве 6 т/ч с температурой 290°С направляют в низ вакуумной колонны 5 в качестве испаряющего агента. Жидкую фазу после сепарации в количестве 59,4 т/ч выводят с установки в качестве готового продукта.
Мазут с низа атмосферной колонны в количестве 282,6 т/ч откачивают насосом 3 и после подогреоа до 390°С в печи 4 подают в вакуумную колонну 5. Вакуумная колонна 5 работает без подачи водяного пара. Температуру верха вакуумной колонны держат равной 200°С, температуру низа - равной 379°С, давление верха - равным 0,0065 МПа. В вакуумной колонне 5 происходят испарение и ректификация сырья. Боковыми погонами этой колонны выводят тяжелую фракцию дизельного топлива в количестве 27 т/ч и вакуумную дистиллят- ную фракцию в количестве 159 т/ч. Качество отводимых фракций находится на уровне известного способа.
Пары дизельного топлива и газы разложения направляют в барометрический конденсатор смешения 8, где дизельное топливо конденсируют за счет циркуляции части конденсата насосом 9 через холодильник 10. Температура циркуляционного орошения в барометрическом конденсаторе смешения 8 40°С.
Балансовый избыток дизельной фракции в количестве 5 т/ч с температурой 80°С
откачивают с установки как готовый продукт.
Газы разложения эжектирующей системой 11 подают в лечь 4 на сжигание. Гудрон в количестве 101,6 т/ч выводят с установки.
0 Дросселирование дизельного топлива до давления выше 0,12 МПа нецелесообразно, так как выше этого давления при сепарации образуется недостаточное количество паров. С уменьшением давления
5 дросселирования до 0,6 ата количество образующегося испаряющего агента увеличивается при одновременном уменьшении содержания масляных фракций в гудроне вакуумной колонны, но при давлении менее
0 0,5 ата (0,05 МПа) уменьшения содержания масляных фракций практически не происходит.
Таким образом, давление дросселирования фракции дизельного топлива в преде5 лах 0,05-0,12 МПа является оптимальным.
В табл.2 приведены расчетные данные по режиму работы вакуумной колонны установки АВТ-2 с подачей разного количества паров дизельного топлива в качестве испа0 ряющего агента вакуумной колонны при проведении процесса по примеру 1.
Анализ результатов по табл.2 показывает, что с увеличением количества испаряющего агента, подаваемого в низ вакуумной
5 колонны (т.е. с понижением давления дросселирования), при одинаковом остаточном давлении верха вакуумной колонны уменьшается содержание фракции до 500°С в гудроне.
0 В табл.З проведено сравнение показателей процесса по изобретению и известному способу, рассчитанных для одинаковых условий перегонки на одной из установок АВТ-2.
5 Очевидно, что предложенный способ позволяет упростить технологическую схему за счет исключения из схемы промежуточной вакуумной колонны и теплообменника, а также улучшить качество
0 дизельной фракции, получаемой с верха основной вакуумной колонны, поскольку по известному способу в указанной фракции содержится значительное количество керосиновых фракций, что затрудняет ее ис5 пользование. Кроме того, в предлагаемом способе улучшается качество остатка вакуумной колонны и уменьшается содержание масляных фракций в остатке.
Целесообразно предлагаемый способ применять для реконструируемых установок, как правило не имеющих места для расположения дополнительной вакуумной колонны, или в случае трудности реализации облегченного дизельного топлива.
Формула изобретения Способ перегонки нефти путем подачи частично отбензиненной нефти в атмосферную колонну и отбора с верха колонны бен- зинокеросиновой фракции, вывода в виде боковых погонов с отпаркой в боковых от- парных секциях фракций светлых нефтепродуктов при дросселировании дизельной фракции и последующем использовании ее
0
паров в качестве испаряющего агента в низу вакуумной колонны, а жидкой части - в качестве конечного продукта, подачи мазута из куба атмосферной колонны после его подогрева в печи в зону питания вакуумной колонны с получением в последней фракций вакуумных дистиллятов и гудрона как остатка перегонки, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии и повышения качества конечных продуктов, фракцию дизельного топлива дросселируют до давления 0,05-0,12 МПа, затем сепарируют и образовавшиеся пары направляют в низ вакуумной колонны.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ перегонки нефти | 1988 |
|
SU1608218A1 |
СПОСОБ ПЕРЕГОНКИ МАЗУТА | 1992 |
|
RU2043387C1 |
СПОСОБ И УСТАНОВКА ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2014 |
|
RU2544994C1 |
Способ переработки нефти | 1989 |
|
SU1648961A1 |
Способ перегонки мазута | 1988 |
|
SU1555342A1 |
Способ перегонки нефти | 1988 |
|
SU1587060A1 |
Способ переработки нефти | 1988 |
|
SU1574627A1 |
СПОСОБ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2013 |
|
RU2525910C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ | 2013 |
|
RU2525909C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИСТИЛЛЯТНЫХ ФРАКЦИЙ ПРИ ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКЕ НЕФТИ | 1993 |
|
RU2098453C1 |
Изобретение касается нефтепереработки, в частности перегонки нефти. Цель - повышение качества конечных продуктов и упрощение процесса. Его ведут подачей частично отбензиненной нефти в атмосферную колонну и отбором с верха колонны бенэинокеросиновой фракции, выводом в виде боковых погонов с отпаркой в боковых отпарных секциях светлых нефтепродуктов при дросселировании дизельной фракции до давления 0,05-0,12 МПа с последующей ее сепарацией и направлением ее паров в низ вакуумной колонны в качестве испаряющего агента, а жидкой части - в качестве конечного продукта. Мазут из куба атмосферной колонны после подогрева в печи подают в зону питания вакуумной колонны с получением в ней фракций вакуумных дистиллятов и гудрона как остатка перегонки. Эти условия позволяют исключить из схемы промежуточную вакуумную колонну и теплообменник и улучшить качество дизельной фракции ( с малым содержанием керосиновых фракций), а также качество остатка вакуумной колонны за счет снижения содержания масляных фракций. 1 ил., 3 табл. г Ј
Обоснование выбора давления дросселировании
Наименование( . Давление, ата
0.
0,4 Г 0,5 j 0,6
15700 14320 11240 8730 6700
23,45 23,47 23,63 23,88 24,41
Температура, С:
в эвапорациониой зоне ВаКУУМ- lt Oft КОЛОННЫ
верха вакуумной колонны низа вакуумной колонны
ввода верхнего циркуляционного орошения
ввода промегуточного циркуляционного оровення
вывода I вакуумного погон вывода II вакуумного погона выаола III вакуумного погона
пврои дизельного топлива в низ вакуумной колонны
Остаточное давление верха вакуумной колонны, МПа (мм рт.ст.)
Содержание фракций до 500 С в гудроне, мас.1
Расход дизельного топлива нэ атмосферной колонны
Давление дросселирования, МПа (а
Т л б л и n а 1
350 227 318
SO
Высокое содержание масляных фракций в остатке вакуумной колонны объясняется высоким давлением в низу колонны из-за большого сопротивления тарелок старой конструкции, а также их низкой разделяющей способности.
Полуотб. н&рть
Способ перегонки нефти | 1988 |
|
SU1608218A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Механическая топочная решетка с наклонными частью подвижными, частью неподвижными колосниковыми элементами | 1917 |
|
SU1988A1 |
Авторы
Даты
1991-10-23—Публикация
1989-07-11—Подача