Устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями гусеничной машины Советский патент 1991 года по МПК B62D11/18 

Описание патента на изобретение SU1689181A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на гусеничных машинах, у которых трансмиссия выполнена в виде бортовых бесступенчатых передач.

Цель изобретенич повышение эффективности управления и безопасности эксплуатации.

На фиг.1 показано устройство общий вид; на фиг.2-сечение А-А на фиг.1; на фиг.З-сечение Б-Б на фиг.1.

Трансмиссия гусеничной машины содержит две бесступенчатые трансмиссии 1 (фиг.1) каждая из которых приводит в движение гусеницу своего борта. Бесступенчатое изменение передаточного числа трансмиссии осуществляется посредством рычага 2, связанных с исполнительными механизмами управления трансмиссиями, причем поворот рычагов 2 в одну сторону (например, вверх) приводит к движению вперед со все возрастающей скоростью, а поворот в противоположном направлении (например, вниз) приводит к движению задним ходом.

Устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями содержит рулевое колесо 3 и рычаг 4 управления скоростью (фиг 3), который качается вокруг шарового шарнира 5 в двух перпендикулярных плоскостях (вдоль и поперек машины).

Механизм содержит также две пары зубчатых реек 6 и 7 (фиг.1), установленных в направляющих 8 с возможностью перемещения вдоль своей длины и соединенных попарно шестернями 9,установленными на неподвижных осях 10. Оси и направляющие закреплены к плите 11. На одной части реек 6 и 7 нарезаны зубья 12, а другие части гранями 13 попарно соприкасаются друг с другом и имеют пазы 14 и 15, образующие общий паз пары реек. Длина каждого паза не менее длины ползуна 16, помещенного в каждом пазу. Ползуны 16 шарнирно соединены с двумя плечами трехплечего рычага 17, к третьему плечу которого через тягу 18 присоединен реечный механизм 19 рулевого колеса 3. Расстояние между осями ползунов равно расстоянию между гранями 13 пар реек. Пазы 14 и 15 в рейках 6 и 7 выполнены перпендикулярно линии, соединяющей шарниры присоединения к рычагу 17 тяги 18 рулевого механизма 19 и обоих ползунов 16, т.е. пазы выполнены по касательной к окружности с центром в шарнире присоединения к рычагу 17 тяги 18, проходящей через шарниры ползунов 16.Это сделано для того, чтобы при случайных поворотах руля 3 на стоянке не происходило смещение рычага 17 вдоль пазов, т.е.

разблокирование механизма, вызывающего смещение реек 6 и 7 и неожиданный поворот машины, что опасна. Посередине между ползунами 16 рычаг 17 шарнирно установлен в вилке 20, снабженной хвостовиком 21, часть 22 которого имеет квадратное сечение. На этом месте хвостовика расположено гнездо 23,в отверстии 24 которого размещен нижний конец 25 (фиг.З) рычага 4 уп0 равления скоростью. Гнездо 23 прижато к вилке 20 пружиной 26. расположенной на хвостовике 21. Усилие предварительного поджатия пружины больше суммы сил сопротивлений повороту рычагов 2 управле5 ния бесступенчатыми трансмиссиями. Свободный конец хвостовика 21 входит в отверстие кронштейна 27.

В нижней утолщенной части вилки 20 (фиг,2 и 3) в пазу 22 помещены направляю0 щие стаканы 29 с буртиками, в которых помещена пружина 30, удерживающая вилку 20, рычаг 17 и ползуны 16 в нейтрали.

Одна из каждой пары реек (например, 7, как показано на фиг.1) шарнирно соедине5 на тягой 31 с рычагом 2 управления бесступенчатыми трансмиссиями.

Устройство работает следующим образом.

В изображенном на фиг.1 положении

0 устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями заблокировано. Невозможно ни случайно, ни созна- тельно повернуть руль, что могло бы вызвать неожиданный опасный поворот ма5 шины. Усилие, приложение к рулю, стремится сместить длинное плечо трехплечего рычага 17 вправо или влево. При этом короткие плечи трехплечего рычага 17 через ползуны 16 стремятся сдвинуть рейки 6 и 7 в

0 противоположных направлениях. Но, поскольку в этом положении ползуны 16 контактируют одновременно с обеими рейками каждой пары, то они обе стремятся сдвинуться в одном направлении, что невозмож5 но, так как обе рейки 6 и 7 соединены шестерней 9, установленной на неподвижной оси 10. По этой же причине невозможно перемещение реек 6 и 7 при перемещении рычага 4 в продольной плоскости. Оно при0 ведет только к сжатию пружины 26 и последующему возвращению рычага 4 в исходное положение. Таким образом, оба органа управления заблокированы и случайное воздействие на них не приводит к неожи5 данному движению машины.

Чтобы начать движение нужно сначала переместить рычаг 4 управления скоростью до упора поперек машины вправо или влево в зависимости от желаемого направления движения (вперед или назад).

Нижний конец 25 рычага 4 перемещает гнездо 23 поперек машины Вместе с ним поперек машины перемещается вилка 20, на хвостовике 22 которой расположено гнездо 23 Вместе с вилкой 20 поперек ма- шины перемещаются рычаг 17 (несколько поворачиваясь вокруг шарнира присоединен тяги 18) и ползуны 16 В перемещенном положении ползуны 16 оказываются полностью утопленными в пазах 14 или 15 одной из реек каждой пары и не препятствуют взаимному смещению реек 6 и 7.

Устройство разблокировано и готово к работе.

При перемещении поперек машины вилка 20 скользит по одному из направляющих стаканов 29 и увлекает за собой другой стакан 29, сжимая пружину 30. Возникает усилие, стремящееся вернуть вилку 20 и связанные с ней детали в исходное положение

Затем рычаг4 перемещают вдоль машины При этом нижний конец 25 рычага 4 перемещает гнездо 23 вдоль машины Гнездо 23, действует через пружину 26 на хвостовик 21 вилки 20. перемещает ее и связанные с ней рычаг 17 и ползуны 16 вдоль машины.

Каждый ползун 16 увлекает за собой рейку, в пазу которой он в данном положении находится При этом шестерни 9 пово- рачиваются и смещают вторую рейку каждой пары в противоположном направлении. Пазы в соседних рейках быстро расходятся и ползуны 16 оказываются запертыми в тех пазах, в которых в данном положении находятся.

Вместе с ползунами 16 и рычаг 4 оказывается запертым в смещенном поперек машины положении Продольное перемещение рычага 4 фиксируется механически на шкале скоростей, не показанной на чертежах.

Перемещение реек 6 и 7 приводит к повороту рычагов 2, связанны-- с исполнительными механизмами управления транс- миссиями, и машина начинает движение в выбранном направлении. Дальнейшее перемещение рычага 4 и связанных с ним деталей приводит к увеличению скорости движения машины.

Поворот машины (вправо влево) осуществляется поворотом рулевого колеса 3 в нужном направлении, т е при повороте вправо-вправо, при повороте влево-влево Через реечный механизм 19 и тягу 18 пово- рачивается и рычаг 17 вокруг шарнира присоединения к вилке 20. При этом концы рычага 17, присоединенные к ползунам 16, симметрично перемещаются в противоположных направлениях. Вслед за ними в

противоположных направлениях персме щаклся 6 и 7 и связанные с ними рычаги 2, которые соответственно изменяют передаточные числа трансмиссиями и скорости движения гусениц

Если ход рычага 2 одного из бортов связанной с ним рейки в направлении увеличения скорости движения исчерпан, то рычаг 17 будет поворачиваться вокруг ползуна связанного с этой рейкой Противоположное плечо рычага 17 и связанная с ним рейка другого борта, а также середина рычага, связанная с вилкой 20, будут перемещаться в сторону уменьшения скорости движения При этом уменьшается средняя скорость движения машины на повороте. Перемещаясь вместе с рычагом 17, вилка 20 через хвостовик 21 снижает пружину 26. второй конец которой опирается на гнездо 23 зафиксированное рычагом 4 неподвижно При обратном повороте руля пружина 26 обеспечивает первоочередное перемещение в сторону увеличения скорости того плеча ры чага 17 которое перед этим перемещалось в сторону уменьшения скорости Это происходит до упора вилки 20 в гнездо 23, после чего рычаг 17 поворачивается вокруг шарнира вилки 20 и симметрично изменяет скорости бортов Этим восстанавливается исходная скорость движения машины

Для остановки машины нужно переместить рычаг 4 в исходное положение В месте с ним в исходное положение возвращаются и рейки 6 и 7

В м мент совпадения пазов 14 и 15 в рейках пружина 30 возвращает вилку 20, рычаг 17 и ползуны 16 в исходное положение и устройство автоматически блокируется.

Для движения машины в противоположном направлении (задний ход) рычаг 4 перемещают поперек машины в направлении, противоположном ранее описанному. Ползуны 16 входят в зацепление с другими рейками и при перемещении рычага 4 вдоль машины вперед рейки 6 и 7 перемещаются в противоположных направлениях На заднем ходу при повороте руля 3 в прежнем направлении рейки перемещаются в противоположном ранее описанному направлению Таким образом, при повороте, при движении вперед и назад сохраняется стереотип управления, повороты руля 3 вправо и влево для осуществления поворотов вправо и влево.

По сравнению с известным предлагаемое устройство позволяет повысить эффективность и безопасность движения гусеничной машины.

Формула изобретения 1. Устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями гусеничной машины, содержащее рулевой механизм, рычаг управления скоростью, шарнирно-рычажный механизм, кинематически связывающий посредством тяг рулевой механизм и рычаг управления скоростью с исполнительными механизмами управления бесступенчатыми трансмиссиями, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности управления и безопасности эксплуатации, шарнирно-рычажный механизм содержит две пары реек с выполненными в них пазами, образующими общий паз пары реек и установленными в неподвижных направляющих с возможностью относительного перемещения, две шестерни, размещенные на неподвижных осях

между каждой пары реек и находящиеся с ними в зацеплении, ползуны, размещенные в пазах каждой пары реек, при этом одна из каждой пары реек кинематически связана с

исполнительным механизмом управления трансмиссии, трехплечий рычаг, одно плечо которого связано с рулевым механизмом, два других шарнирно связаны с ползунами, а средняя часть с рычагом управления скоростью.

2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что снабжено реверсивной пружиной, связанной с трехплечим рычагом шар- нирно-рычажного механизма.

3. Устройство по п.1, отличающеес я тем, что каждый паз пары реек расположен перпендикулярно линии, соединяющей шарниры соединения плеч трехплечего рычага с рулевым механизмом и ползунами.

Похожие патенты SU1689181A1

название год авторы номер документа
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ 1973
  • Иностранцы Алессандро Кортона Джузеппе Калано Итали
SU378036A1
Рулевое управление транспортным средством 1987
  • Потанин Иван Николаевич
SU1493531A1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ 2012
  • Комратов Юрий Сергеевич
  • Кукис Валерий Александрович
  • Комаров Владимир Федорович
  • Малышев Дмитрий Николаевич
  • Перельсон Лариса Александровна
  • Чикунов Юрий Александрович
RU2501700C1
СКЛАДНОЙ ВЕЛОСИПЕД С ЛИНЕЙНЫМ ПЕДАЛИРОВАНИЕМ 2012
  • Лукьянов Сергей Николаевич
RU2494910C1
СПОСОБ ПОВОРОТА ДВИЖИТЕЛЯМИ И УСТРОЙСТВО РУЛЕВОЕ ТРАКТОРА 2010
  • Черняков Юрий Феликсович
RU2430851C1
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛИНЫ СТЕЖКА 2002
  • Умяров Р.К.
  • Комаренко Г.А.
  • Захаров А.В.
  • Никитин В.А.
  • Трантина Т.И.
  • Цаплин В.М.
  • Обозов В.А.
RU2202016C1
Трансмиссия гусеничной машины 1973
  • Кузьменко Андрей Иванович
SU551202A1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 1998
  • Носов Д.В.
RU2131820C1
САМОКАТ 2012
  • Федоров Алексей Михайлович
RU2520634C1
КОСИЛКА 2009
  • Алиев Абдулла Сиражутдинович
  • Алиев Рахметуллах Абдулаевич
  • Батаев Дена Карим-Султанович
  • Мажиев Хасан Нажоевич
RU2406287C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 689 181 A1

Реферат патента 1991 года Устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями гусеничной машины

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на гусеничных машинах, у которых трансмиссия выполнена в виде бортовых бесступенчатых передач. Цель изобретения-повышение эффективности управления и безопасности при эксплуатации. Устройство для управления содержит две пары реек 6 и 7, соединенных попарно шестернями 9. На рейках выполнены пазы 14,15, образующие общий паз, в котором установлены ползуны 16. Ползуны 16 шярнирно с- вязаны с двумя плечами трехплечего рычага 17, Управление осуществляется рычагом управления скоростью, помещенным в отверстие 24, и рулевым колесом 3. Новым в устройстве является то. что трехплечий рычаг 17 связан одним плечом с рулевым колесом 3, а каждое из двух других-с ползуном 16. расположенным в пазу 14,15 каждой пары, связанных между собой шестерней 9, реек 6,7, трехплечий рычаг 17 кинематически связан с рычагом управления скоростью и пружиной 22. 2 з.п.ф-лы, 3 ил. СП с о 00 о 00

Формула изобретения SU 1 689 181 A1

А-А

3°2S28 Фиг. 2

ига

// у /Y/X./ / / х/ // ///

Ч

20 25//

Фиг. 5.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1689181A1

Устройство для управления бортовыми бесступенчатыми коробками передач гусеничной машины 1972
  • Белоусов Анатолий Флорович
  • Городовой Василий Григорьевич
  • Евдак Борис Васильевич
  • Жеребцов Валерий Николаевич
  • Мишустин Валерий Васильевич
  • Олейников Николай Георгиевич
  • Шалимов Григорий Андреевич
SU448981A1
Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1
Контрольный висячий замок в разъемном футляре 1922
  • Назаров П.И.
SU1972A1

SU 1 689 181 A1

Авторы

Чаплыгин Николай Максимович

Даты

1991-11-07Публикация

1989-08-16Подача