Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на гусеничных машинах, у которых трансмиссия выполнена в виде бортовых бесступенчатых передач.
Цель изобретенич повышение эффективности управления и безопасности эксплуатации.
На фиг.1 показано устройство общий вид; на фиг.2-сечение А-А на фиг.1; на фиг.З-сечение Б-Б на фиг.1.
Трансмиссия гусеничной машины содержит две бесступенчатые трансмиссии 1 (фиг.1) каждая из которых приводит в движение гусеницу своего борта. Бесступенчатое изменение передаточного числа трансмиссии осуществляется посредством рычага 2, связанных с исполнительными механизмами управления трансмиссиями, причем поворот рычагов 2 в одну сторону (например, вверх) приводит к движению вперед со все возрастающей скоростью, а поворот в противоположном направлении (например, вниз) приводит к движению задним ходом.
Устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями содержит рулевое колесо 3 и рычаг 4 управления скоростью (фиг 3), который качается вокруг шарового шарнира 5 в двух перпендикулярных плоскостях (вдоль и поперек машины).
Механизм содержит также две пары зубчатых реек 6 и 7 (фиг.1), установленных в направляющих 8 с возможностью перемещения вдоль своей длины и соединенных попарно шестернями 9,установленными на неподвижных осях 10. Оси и направляющие закреплены к плите 11. На одной части реек 6 и 7 нарезаны зубья 12, а другие части гранями 13 попарно соприкасаются друг с другом и имеют пазы 14 и 15, образующие общий паз пары реек. Длина каждого паза не менее длины ползуна 16, помещенного в каждом пазу. Ползуны 16 шарнирно соединены с двумя плечами трехплечего рычага 17, к третьему плечу которого через тягу 18 присоединен реечный механизм 19 рулевого колеса 3. Расстояние между осями ползунов равно расстоянию между гранями 13 пар реек. Пазы 14 и 15 в рейках 6 и 7 выполнены перпендикулярно линии, соединяющей шарниры присоединения к рычагу 17 тяги 18 рулевого механизма 19 и обоих ползунов 16, т.е. пазы выполнены по касательной к окружности с центром в шарнире присоединения к рычагу 17 тяги 18, проходящей через шарниры ползунов 16.Это сделано для того, чтобы при случайных поворотах руля 3 на стоянке не происходило смещение рычага 17 вдоль пазов, т.е.
разблокирование механизма, вызывающего смещение реек 6 и 7 и неожиданный поворот машины, что опасна. Посередине между ползунами 16 рычаг 17 шарнирно установлен в вилке 20, снабженной хвостовиком 21, часть 22 которого имеет квадратное сечение. На этом месте хвостовика расположено гнездо 23,в отверстии 24 которого размещен нижний конец 25 (фиг.З) рычага 4 уп0 равления скоростью. Гнездо 23 прижато к вилке 20 пружиной 26. расположенной на хвостовике 21. Усилие предварительного поджатия пружины больше суммы сил сопротивлений повороту рычагов 2 управле5 ния бесступенчатыми трансмиссиями. Свободный конец хвостовика 21 входит в отверстие кронштейна 27.
В нижней утолщенной части вилки 20 (фиг,2 и 3) в пазу 22 помещены направляю0 щие стаканы 29 с буртиками, в которых помещена пружина 30, удерживающая вилку 20, рычаг 17 и ползуны 16 в нейтрали.
Одна из каждой пары реек (например, 7, как показано на фиг.1) шарнирно соедине5 на тягой 31 с рычагом 2 управления бесступенчатыми трансмиссиями.
Устройство работает следующим образом.
В изображенном на фиг.1 положении
0 устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями заблокировано. Невозможно ни случайно, ни созна- тельно повернуть руль, что могло бы вызвать неожиданный опасный поворот ма5 шины. Усилие, приложение к рулю, стремится сместить длинное плечо трехплечего рычага 17 вправо или влево. При этом короткие плечи трехплечего рычага 17 через ползуны 16 стремятся сдвинуть рейки 6 и 7 в
0 противоположных направлениях. Но, поскольку в этом положении ползуны 16 контактируют одновременно с обеими рейками каждой пары, то они обе стремятся сдвинуться в одном направлении, что невозмож5 но, так как обе рейки 6 и 7 соединены шестерней 9, установленной на неподвижной оси 10. По этой же причине невозможно перемещение реек 6 и 7 при перемещении рычага 4 в продольной плоскости. Оно при0 ведет только к сжатию пружины 26 и последующему возвращению рычага 4 в исходное положение. Таким образом, оба органа управления заблокированы и случайное воздействие на них не приводит к неожи5 данному движению машины.
Чтобы начать движение нужно сначала переместить рычаг 4 управления скоростью до упора поперек машины вправо или влево в зависимости от желаемого направления движения (вперед или назад).
Нижний конец 25 рычага 4 перемещает гнездо 23 поперек машины Вместе с ним поперек машины перемещается вилка 20, на хвостовике 22 которой расположено гнездо 23 Вместе с вилкой 20 поперек ма- шины перемещаются рычаг 17 (несколько поворачиваясь вокруг шарнира присоединен тяги 18) и ползуны 16 В перемещенном положении ползуны 16 оказываются полностью утопленными в пазах 14 или 15 одной из реек каждой пары и не препятствуют взаимному смещению реек 6 и 7.
Устройство разблокировано и готово к работе.
При перемещении поперек машины вилка 20 скользит по одному из направляющих стаканов 29 и увлекает за собой другой стакан 29, сжимая пружину 30. Возникает усилие, стремящееся вернуть вилку 20 и связанные с ней детали в исходное положение
Затем рычаг4 перемещают вдоль машины При этом нижний конец 25 рычага 4 перемещает гнездо 23 вдоль машины Гнездо 23, действует через пружину 26 на хвостовик 21 вилки 20. перемещает ее и связанные с ней рычаг 17 и ползуны 16 вдоль машины.
Каждый ползун 16 увлекает за собой рейку, в пазу которой он в данном положении находится При этом шестерни 9 пово- рачиваются и смещают вторую рейку каждой пары в противоположном направлении. Пазы в соседних рейках быстро расходятся и ползуны 16 оказываются запертыми в тех пазах, в которых в данном положении находятся.
Вместе с ползунами 16 и рычаг 4 оказывается запертым в смещенном поперек машины положении Продольное перемещение рычага 4 фиксируется механически на шкале скоростей, не показанной на чертежах.
Перемещение реек 6 и 7 приводит к повороту рычагов 2, связанны-- с исполнительными механизмами управления транс- миссиями, и машина начинает движение в выбранном направлении. Дальнейшее перемещение рычага 4 и связанных с ним деталей приводит к увеличению скорости движения машины.
Поворот машины (вправо влево) осуществляется поворотом рулевого колеса 3 в нужном направлении, т е при повороте вправо-вправо, при повороте влево-влево Через реечный механизм 19 и тягу 18 пово- рачивается и рычаг 17 вокруг шарнира присоединения к вилке 20. При этом концы рычага 17, присоединенные к ползунам 16, симметрично перемещаются в противоположных направлениях. Вслед за ними в
противоположных направлениях персме щаклся 6 и 7 и связанные с ними рычаги 2, которые соответственно изменяют передаточные числа трансмиссиями и скорости движения гусениц
Если ход рычага 2 одного из бортов связанной с ним рейки в направлении увеличения скорости движения исчерпан, то рычаг 17 будет поворачиваться вокруг ползуна связанного с этой рейкой Противоположное плечо рычага 17 и связанная с ним рейка другого борта, а также середина рычага, связанная с вилкой 20, будут перемещаться в сторону уменьшения скорости движения При этом уменьшается средняя скорость движения машины на повороте. Перемещаясь вместе с рычагом 17, вилка 20 через хвостовик 21 снижает пружину 26. второй конец которой опирается на гнездо 23 зафиксированное рычагом 4 неподвижно При обратном повороте руля пружина 26 обеспечивает первоочередное перемещение в сторону увеличения скорости того плеча ры чага 17 которое перед этим перемещалось в сторону уменьшения скорости Это происходит до упора вилки 20 в гнездо 23, после чего рычаг 17 поворачивается вокруг шарнира вилки 20 и симметрично изменяет скорости бортов Этим восстанавливается исходная скорость движения машины
Для остановки машины нужно переместить рычаг 4 в исходное положение В месте с ним в исходное положение возвращаются и рейки 6 и 7
В м мент совпадения пазов 14 и 15 в рейках пружина 30 возвращает вилку 20, рычаг 17 и ползуны 16 в исходное положение и устройство автоматически блокируется.
Для движения машины в противоположном направлении (задний ход) рычаг 4 перемещают поперек машины в направлении, противоположном ранее описанному. Ползуны 16 входят в зацепление с другими рейками и при перемещении рычага 4 вдоль машины вперед рейки 6 и 7 перемещаются в противоположных направлениях На заднем ходу при повороте руля 3 в прежнем направлении рейки перемещаются в противоположном ранее описанному направлению Таким образом, при повороте, при движении вперед и назад сохраняется стереотип управления, повороты руля 3 вправо и влево для осуществления поворотов вправо и влево.
По сравнению с известным предлагаемое устройство позволяет повысить эффективность и безопасность движения гусеничной машины.
Формула изобретения 1. Устройство для управления бортовыми бесступенчатыми трансмиссиями гусеничной машины, содержащее рулевой механизм, рычаг управления скоростью, шарнирно-рычажный механизм, кинематически связывающий посредством тяг рулевой механизм и рычаг управления скоростью с исполнительными механизмами управления бесступенчатыми трансмиссиями, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности управления и безопасности эксплуатации, шарнирно-рычажный механизм содержит две пары реек с выполненными в них пазами, образующими общий паз пары реек и установленными в неподвижных направляющих с возможностью относительного перемещения, две шестерни, размещенные на неподвижных осях
между каждой пары реек и находящиеся с ними в зацеплении, ползуны, размещенные в пазах каждой пары реек, при этом одна из каждой пары реек кинематически связана с
исполнительным механизмом управления трансмиссии, трехплечий рычаг, одно плечо которого связано с рулевым механизмом, два других шарнирно связаны с ползунами, а средняя часть с рычагом управления скоростью.
2. Устройство по п.1, о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что снабжено реверсивной пружиной, связанной с трехплечим рычагом шар- нирно-рычажного механизма.
3. Устройство по п.1, отличающеес я тем, что каждый паз пары реек расположен перпендикулярно линии, соединяющей шарниры соединения плеч трехплечего рычага с рулевым механизмом и ползунами.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ | 1973 |
|
SU378036A1 |
Рулевое управление транспортным средством | 1987 |
|
SU1493531A1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ВОЕННОЙ ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 2012 |
|
RU2501700C1 |
СКЛАДНОЙ ВЕЛОСИПЕД С ЛИНЕЙНЫМ ПЕДАЛИРОВАНИЕМ | 2012 |
|
RU2494910C1 |
СПОСОБ ПОВОРОТА ДВИЖИТЕЛЯМИ И УСТРОЙСТВО РУЛЕВОЕ ТРАКТОРА | 2010 |
|
RU2430851C1 |
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛИНЫ СТЕЖКА | 2002 |
|
RU2202016C1 |
Трансмиссия гусеничной машины | 1973 |
|
SU551202A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1998 |
|
RU2131820C1 |
САМОКАТ | 2012 |
|
RU2520634C1 |
КОСИЛКА | 2009 |
|
RU2406287C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано на гусеничных машинах, у которых трансмиссия выполнена в виде бортовых бесступенчатых передач. Цель изобретения-повышение эффективности управления и безопасности при эксплуатации. Устройство для управления содержит две пары реек 6 и 7, соединенных попарно шестернями 9. На рейках выполнены пазы 14,15, образующие общий паз, в котором установлены ползуны 16. Ползуны 16 шярнирно с- вязаны с двумя плечами трехплечего рычага 17, Управление осуществляется рычагом управления скоростью, помещенным в отверстие 24, и рулевым колесом 3. Новым в устройстве является то. что трехплечий рычаг 17 связан одним плечом с рулевым колесом 3, а каждое из двух других-с ползуном 16. расположенным в пазу 14,15 каждой пары, связанных между собой шестерней 9, реек 6,7, трехплечий рычаг 17 кинематически связан с рычагом управления скоростью и пружиной 22. 2 з.п.ф-лы, 3 ил. СП с о 00 о 00
А-А
3°2S28 Фиг. 2
ига
// у /Y/X./ / / х/ // ///
Ч
20 25//
Фиг. 5.
Устройство для управления бортовыми бесступенчатыми коробками передач гусеничной машины | 1972 |
|
SU448981A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Контрольный висячий замок в разъемном футляре | 1922 |
|
SU1972A1 |
Авторы
Даты
1991-11-07—Публикация
1989-08-16—Подача