Изобретение относится к судостроению и касается конструирования движительно- рулевых устройств.
Целью изобретения является повышение эффективности движительно-рулевого комплекса при маневрировании судна на малых скоростях и в условиях необходимости резкого снижения скорости движения.
На фиг.1 представлен движитель но-ру- левой комплекс, общий вид; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - положение рулей при торможении судна; на фиг.4 - расположение выступа штока при торможении; на фиг.5 - положение рулей при резком повороте судна вправо; на фиг.б - расположение выступа штока при резком повороте судна вправо; на фиг.7 - положение рулей при рез/ом повороте судна влево; на фиг.8 - расположение выступа штока при резком повороте судна влево; на фиг.9 - положение основного руля при плавном повороте судна влево; на фиг. 10- расположение выступа штока при плавном повороте судна влево.
Движительно-рулевой комплекс состоит из вертикального поворотного гидроцилиндра 1, установленного в опорах 2 с поршнем 3, установленным на штоке 4, имеющем квад) ятное сечение. Шток 4 в нижней своей части имеет выступы 5, смещенные к одной из сторон штока и заходящие в горизонтальные пазы 6, выполненные в дополнительных рулях 7,8 (фиг,2) и основных рулях 9,10, сходящихся вместе на оси гребного винта 11.
Выступы 5 и горизонтальные пазы 6 выполнены со скосом кромок для возможности входа выступов 5 в пазы б из любого промежуточною положения.
Пары рулей разноименных бортов 7 и 10, 8 и 9 образуют плоскости, полностью перекрывающие диск гребного винта 11 и развернутые к диаметральной плоскости судна на угол, обеспечивающий безотрывное обтекание руля встречным потоком и создающий при этом максимальную подъемную силу на руле.
Сходящиеся вертикальные кромки дополнительных рулей 7 и 8 по всей высоте имеют пазы 12, а вместе со сходящимися кромками основных рулей 9 и 10 они образуют окружность, в которую входит гильза 13, нижний конец которой установлен на выступах 5 штока 4, а верхний конец охватывает вертикальный поворотный гидроцилиндр 1, который, в свою очередь, в верхней своей части, связан с приводом 14 через передачу 15. Рули 7-10 расположены в шахтах 16 кормового подзора судна, где установлены направляющие ролики 17, нижние
из которых снабжены тормозами с дистанционной отдачей.
Движительно-рулевой комплекс работает следующим образом.
При необходимости торможения судна
вертикальный поворотный гидроцилиндр 1 от привода 14 поворачивается на угол, когда выступы 5 штока 4 займут положение перпендикулярно оси гребного винта 11 (фиг.4),
0 После этого нижние направляющие ролики 17, снабженные тормозом, растормаживаются, и в верхнюю часть гидроцилиндра 1 (над поршнем 3) нагнетается масло, которое перемещает поршень со штоком и сцеплен5 ные через выступы 5 рули 7 и 8 вниз. Опущенные рули 7 и 8 (фиг.З) обеспечивают торможение.
Для увеличения эффективности рулей на малом ходу судна одновременно опуска0 ютСя оба руля разноименных бортов 8 и 9 (фиг.б) или 7 и 10 (фиг.8), когда выступы 5 штока 4 займут положения, показанные на этих фигурах. При этом опущенные рули 8 и 9 (фиг.б) или 7 и 10 (фиг.7) полностью пере5 крывают диск гребного винта и вызывают реактивное действие струи, которая вызывает поворот даже при отсутствии движения судна.
Для использования комплекса в режиме
0 работы как обычный руль опускается только один из основных рулей левого борта (фиг. 10) или правого борта (фиг.2). Это выполняется при установке выступа 5 штока 4 параллельно плоскости симметрии руля так,
5 чтобы одна часть выступа 5 оказалась в пазах одного из дополнительных рулей 7 или 8 и в зацепление с ними не входит, а противоположная часть выступа 5 входит в зацепление с одним из основных рулей, который
0 и опускается при перемещении поршня 3 в гидроцилиндре.
Движительно-рулевой комплекс может быть использован в режиме одновременного торможения и поворота судна.
5 Для этого выступ 5 штока 4 входит в зацепление с одним из рулей 7 или 8, при этом второй выступ 5 входит в промежуток между рулями, расположенный в плоскости, перпендикулярной оси гребного винта.
0 После частичного опускания одного из этих рулей выступ 5 поворачивается и входит в зацепление с обоими рулями 7 и 8 (фиг.4) и опускает их.
Для совершения резких маневров, в
5 экстренных ситуациях, опускание рулей может производится при растормаживании роликов под их собственным весом. При этом выступы 5 штока 4 разворачиваются перпендикулярно оси гребного винта в промежуток между рулями.
Формула изобретения 1. Движительно-рулевой комплекс, содержащий два вертикальных независимо опускающихся руля, расположенных вхор- ме судна под постоянным углом к диаметральной плоскости, отличающийся тем, что, с целью повышения его эффективности при маневрировании судна на малых скоростях и в условиях необходимости резкого снижения скорости движения, он снабжен двумя дополнительными выдвижными рулями, каждый из которых расположен в плоскости соответствующего ему основного руля, причем основные и дополнительные рули сопряжены вертикальными кромками по единой линии, перпендикулярной оси гребного винта, с возможностью перекры0
5
тия его диска в крайнем нижнем выдвинутом положении рулей разноименных бортов.
2.Комплекс по п.1,отличающийся тем, что он снабжен цилиндрической гильзой, выполненной с возможностью перемещения вместе с выдвижными рулями, при этом их внутренние кромки спрофилированы по форме гильзы, расположенной в месте сопряжения всех этих рулей.
3.Комплекс по пп.1 и 2, о т л и ч а ю щ и й- с я тем, что он снабжен штоком, размещенным в гильзе с возможностью перемещения с нею и разворота вокруг своей оси, снабженным в нижней своей части выступами с возможностью их захода в пазы, выполненные в рулях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 1989 |
|
RU2031056C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ | 1996 |
|
RU2142894C1 |
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА | 1996 |
|
RU2111893C1 |
СПОСОБ ДВИЖЕНИЯ И МАНЕВРИРОВАНИЯ СУДНА И ЛОПАСТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС | 1994 |
|
RU2098316C1 |
ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 1996 |
|
RU2107642C1 |
Винто-рулевой комплекс судна | 1978 |
|
SU1178653A1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО ДЛЯ РАБОТЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В МЕЛКОВОДНЫХ ЗАМЕРЗАЮЩИХ АКВАТОРИЯХ | 2013 |
|
RU2549739C1 |
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2000 |
|
RU2175297C1 |
СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС | 2000 |
|
RU2172276C1 |
СУДНО, ПИТАЕМОЕ И ДВИЖИМОЕ ЭНЕРГИЕЙ КАЧКИ СВОЕГО КОРПУСА | 2006 |
|
RU2365520C2 |
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования движительно- рулевых устройств. Целью изобретения является повышение эффективности движительно-рулевого комплекса при маневрировании судна на малых скоростях и в условиях необходимости резкого снижения скорости движения. Это достигается за счет того, что в движительно-рулевом комплексе рулевое устройство снабжено четырьмя независимыми выдвижными рулями 7-10, которые попарно образуют плоскости, каждая из которых полностью перекрывает диск, гребного винта 11. Причем каждые две плоскости пересекаются между собой таким образом, что ось гребного винта является осью симметрии плоскостей, образованных этими парами рулей. Привод, обеспечивающий выдвижение рулей, выполнен таким образом, что может обеспечивать как раздельное перемещение кормовых рулей тогда они работают как обычное перо руля, - так и перемещение сразу двух рулей в различных сочетаниях. Это достигается наличием выступов 5 на штоке 4, входящих в горизонтальные пазы рулей, обеспечивая таким образом сцепление с рулями и их вертикальное перемещение. Сочетание, позволяющее использовать движительно-рулевой комплекс как тормоз, когда диск гребного винта полностью пересекается парой дополнительных рулей 7,8. Его можно использовать и как эффективное средство управления судном, когда диск гребного винта полностью перекрывается двумя рулями разноименных бортов, образующими одну плоскость, - 7, 10 или 8,9. К достоинствам предлагаемого движительно-рулевого комплекса можно отнести возможность совершения такого маневра, как торможение во время поворота и быстрое приведение рулей в рабочее положение в аварийных ситуациях, при опускании рулей под их собственной тяжестью, растормозив ролики, удерживающие в шахтах рули, где они находятся в нерабочем состоянии. 2 з.п. ф-лы, 10 ил. А-А -Ь I I I& О Ч) о ел ё со I I |/-// 6
.
.дик
Фм.1
9
ФигЛ
Фие.8
7
Фиг. 6
Рулевое устройство для судов | 1961 |
|
SU147471A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1991-11-07—Публикация
1989-03-30—Подача