1
(21)4646415/27
(22) 06.02.89
(46) 07.12.91. Бюл. №45
(75) Н.Л. Егин
(53)62-592.112(088.8)
(56)Заявка ФРГ № 3512214, кл. В 60 В 7/06, 1986.
(54) КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
(57)Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для охлаждения рабочих элементов фрикционных тормозов колес автомобиля. Цепь изобретения - повышение надежности путем улучшения условий эксплуатации колеса за счет повышения чувствительности охлаждающих элементов к перегреву тормозов и быстродействия указанных элементов. Для этого колесо содержит
закрепленный на тормозном барабане 1 термочувствительный привод перемещения (ГЧП) 6 со штоками (Ш) 7, сферические головки которых установлены в сферических упорах 8 на воздухозаборных лопастях (ВЛ) 9. Последние выполнены в виде упругих лепестков в крышке 10, которая изготовлена из упругого материала. Корпус ТЧП 6 заполнен веществом с большим коэффициентом температурного объемного расширения, которое через мембрану из эластичного материала связано с Ш 7. При повышении температуры тормозного барабана указанное вещество быстро увеличивается в объеме и, выталкивая мембрану, перемещает ВЛ 9 посредством Ш 7. Этим обеспечивается принудительная подача охлаждающего воздуха через окна 3 диска 2 к тормозному барабану 1.4 ил.
11
О
ю
Оч
со го
N3
Фиг.1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для охлаждения рабочих элементов фрикционных тормозов колес автомобиля. Цель изобретения - повышение надежности путем улучшения условий эксплуатации колеса за счет повышения чувствительности охлаждающих элементов к перегреву тормозов и быстродействиям указанных элементов.
На фиг.1 изображено колесо транспортного средства, общий вид; на фиг.2 - крышка диска колеса с воздухозаборными лопастями; на фиг.З - привод перемещения воздухозаборных лопастей в исходном положении; на фиг.4 - то же, в рабочем положении.
Колесо содержит тормозной барабан 1 (фиг.1), закрепленный на диске 2 с вентиляционными окнами 3. Внутри тормозного барабана расположены тормозные колодки 4 с фрикционными накладками 5. На тормозном барабане 1 закреплен термочувствительный привод 6 перемещения со штоками 7, которые установлены в упорах 8 на воздухозаборных лопастях 9. Воздухозаборные лопасти 9 выполнены в виде лепестков в крышке 10, которая изготовлена из упругого материала, например из армированного пластика, закреплена на диске 2 фиксаторами 11 (например, в виде упругих скобок), установленными в выемках 12.
Термочувствительный привод 6 содержит корпус 13, заполненный веществом 14 с большим коэффициентом температурного объемного расширения (например, церезином или кристаллическим нефтяным воском), которое связано через мембрану 15 из эластичного материала (например, из резины) со штоком 7 привода перемещения воздухозаборных лопастей 9. Шток 7 содержит на конце сферическую головку 16, которая установлена в упоре 8 со смещением к оси поворота воздухозаборной лопасти 9. Штоки 7 снабжены герметизирующими чехлами 17 (например в виде резиновых сильфонов). Колесо работает следующим образом. Крышку 10 устанавливают на диск 2 в положение, когда выемки 12 входят в упругие скобки фиксаторов 11. Затем крышку 10 поворачивают по часовой стрелке до положения, когда сферические головки 16 што- хов 7 войдут в упоры 8 воздухозаборных лопастей 9. Крышка 10 надежно удерживается фиксаторами 11 на диске 2. При низких температурах тормозного барабана 1 вещество 14 занимает небольшой объем, поэтому мембрана 15 втянута внутрь корпуса 13 и шток 7 находится в исходном положении в- корпусе 13 под действием упругих сил
воздухозаборных лопастей 9. На этом режиме эксплуатации тормозов -транспортного средства воздухозаборные лопасти 9 (фиг.1) находятся в одной плоскости с крышкой 10,
поэтому полностью перекрывают доступ охлаждающего воздуха к тормозному барабану 1, что повышает аэродинамические свойства диска 2, устраняет попадание загрязнений на тормозной барабан 1 и накладки 5.
При повышении температуры тормозного барабана выше допустимой нормы объем вещества 14 в корпусе 13 быстро увеличивается за счет его нагревания, и вещество 14 создает давление на мембрану 15, которая выдвигается из корпуса 13 и перемещает шток 7, преодолевая усилие воздухозаборных лопастей 9. Так как упоры 8 расположены со смещением к оси поворота лопастей 9, то плоскость воздухозаборных лопастей 9 изменяет положение относительно плоскости крышки 10.
Раскрытие воздухозаборных лопастей 9 относительно вращения диска колеса 2
обеспечивает принудительную подачу охлаждающего воздуха внутрь диска 2. Охлаждающий воздух проходит через полное рабочее сечение штатных вентиляционных окон 3 в диске 2 на тормозной барабан 1,
охлаждая его.
На этом режиме эксплуатации колеса транспортного средства воздухозаборные лопасти 9 создают высокую производительность подачи холодного воздуха ктормозному барабану 1, так как имеют максимально возможное рабочее сечение без изменения конструкции штатного колеса и фрикционного тормоза.
Температура тормозного барабана 1
быстро достигает нормального значения, объем вещества 14 в корпусе 13 уменьшается и мембрана 15 со штоком 7 корпуса 13 занимает исходное положение. Воздухозаборные лопасти 9 устанавливаются в одной
плоскости с крышкой 10, предохраняя фрикционный тормоз от переохлаждения, попадания загрязнений и аэродинамических потерь.
50
Формула изобретения
Колесо транспортного средства, содержащее диск с вентиляционными окнами и крышку с расположенными на ней воздухо- заборными лопастями, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем улучшения условий эксплуатации, оно снабжено расположенным со стороны внутренней поверхности диска термочувствительным приводом со штоком.
516963226
установленным с возможностью возвратно- в лопасти, при этом крышка и лопасти вы- поступательного перемещения, и с упором полнены упругими.
8
Фиг, 2
та УМЛМЛ- Ч
.
16
17
Фм.3
13 /4
Фиг. 4
8
Авторы
Даты
1991-12-07—Публикация
1989-02-06—Подача