Изобретение относится к амфибийным транспортным средствам, в частности, состоящим из двух сочлененных секций с переходным соединением.
Цель изобретения - повышение живучести экипажа путем обеспечения свободного перемещения людей из одной секции в другую.
На фиг.1 изображено плавающее транспортное средство, общий вид; на фиг.2 - сечение по продольной оси плавающего транспортного средства (узел I на фиг.1); на фиг.З - разрез А-А на фиг.2; на фиг.4 - шарнирное соединение корпуса п-дроци- линдрз с силовым узлом сочленения, общий вид яа фиг.5 - шарнирное соединение штока гидроцилиндра с торцем второго корпуса, общий вид.
Плавающее транспортное средство состоит из шарнирно сочлененных между собой герметичных секций 1 и 2, обладающих тремя степенями свободы, силового узла их сочленения 3. шарнирно соединенных с ним и со второй секцией гидроцилиндров 4 с корпусами 5 и штоками 6 для управления взаимным положением секций 1 и 2. гофрированного герметичного кожуха 7. располо- женного между взаимодействующими торцевыми стопками 8 и 9 секций 1.2. в которых выполнены соосныс отосрстия 10, 11. В одном из отиерстий расположен силовой узел сочленения 3, выполненный в оиде
XI
О
ел
00 СП
взаимодействующих между собой наружного 12 и внутренмого 13 несущих полых сферических элементов. Они расположены концентрично; руг другу и уплотнены саль- никооым уплотнением (не показано). Каждый из них имеет стыковочные фланцы 14, 15. жестко закрепленные нт периферии соответствующих торцевых стенок 8, 9 секций 1, 2. Наружный несущий элемент 12 выполнен с внешним 16 и внутренним 17 концами, при этом внешний конец 16 имеет цилиндрическую кольцевую протечку 18, а внутренней конец 17 целиком выполнен цилиндрическим и полым. С несущими элементами 12 и 13 взаимодействуют сферические ограничители 19 взаимного положения секций 1,2. Ограничители 19 охвачены несущими элементами 12, 13 и выполнены в виде упругих сферических лепестков с внешними 20 и внутренними 21 рабочими поверхностями, первая из когторых взаимодействует с внутренним 13 несущим элементом. Один конец каждого ограничителя 19 выполнен с дугообразной отбортовкой 22, жестко связанной с цилиндрическим полым внутренним 17 концом наружного 12 несущего элемента, внутренние рабочие поверхности 20 и 21 связаны между собой дугообразными стяжками 23. Рабочие поверхности деталей сигового узла сочленения покрыты водостойкой смазкой.
Гидроцилиндры 4 управления взаимным положением секций 1,2 расположены равномерно между дугообразными стяжками 23 внутри сферы, образованной поверхностями сферических ограничителей 19. Они установлены попарно в горизонтальной и вертикальной плоскостях, параллельных продольной оси Oi транспортного средства. Корпус 5 каждого гидроцилиндра 4 прикреплен шарнирным соединением 24 к внутренней сферической поверхности 21 соответствующего сферического лепестка ограничителя 19. Штоки 6 каждого из гидроцилиндров 4 прикреплены шарнирным соединением 25 к торцевой стенке 9 секции 2.
Каждое шарнирное соединение 24 (см. фиг.4) состоит из фасонных кронштейна 26 и его крышки 27. соединяющихся между собой болтами (не показаны) и имеющих сферические углубления под шаросую опору 28 корпуса 5 гидроцилиндра 4. Фасонный кронштейн 26 жестко прикреплен к внутренней 21 рабочей позерхности сферического ограничителя 19 взаимного положения секций 1,2. Каждое шарнирное соединение 25 (см. фиг.5) состоит из фасонного кронштейна 29 и его крышки 30, также имеющих сферические углубления под шаровую опору 31 шгока б гидроцилиндра 4.
Фасонный кронштейн 29 имеет резьбовой конец 32 и фланцевую часть 33 длл жесткого разборного закрепления шарнирного соединения 24 к торцевой стенке 9 секции 2.
Силопой узел сочленения 3 секций 1,2 снаружи закрыт гофрированным кожухом 7. При этом в проточке 18 внешнего конца 16 наружного 12 несущего элемента расположен с уплотнениями и возможностью тан0 генциальпого поворота конец 34 гофрированного герметичного кожуха 7. Его другой конец выполнен в пиде фланца 35 и жестко закреплен на торцевой стенке 9 секции 2 соосно стыковочному фланцу 15 и со5 вместно с ним с фиксацией от смещений кольцевым прижимом 36. В проточке 18, заполненной водостойкой смазкой, конец 34 гофрированного кожуха 7 удерживается от осевого смещения запорным кольцом 37,
0 обеспечивающим в то же время возможность поворота конца 34 кожуха 7 в проточке 18.
Диаметр отверстия 10 в торцевой стенке 9 секции 2 выполнен меньшим, чем диа5 метр отверстия 11 в торцевой стенке 8 секции 1, но не меньше диаметра отверстия DI, образованного дугообразными отверстиями 22 сферических ограничителей 19 взаимного положения секции 1,2, и являет0 ся определяющим возможность свободного . перемещения людей из одной секции в дру- - гую, особенно в экстремальных ситуациях. Плавающее транспортное средство работает следующим образом.
5 При преодолении неровных и труднопроходных участков рельефа местности (вход в.воду, выход из воды, уступы и т.п.), з также при движении по криволинейной траектории, под воздействием гидроцилинд0 ров 4 происходит принудительное силовое складывание секций 1,2 в вертикальной и горизонтальной плоскостях соответственно. При этом соприкасающиеся сферические поверхности наружных 12 и
5 внутренних 13 несущих элементов, скользя относительно друг друга, обеспечивают складывание секций до угла, ограниченного опиранием торца внутреннего 13 несущего элемента, в дугообразную отбортооку 22 ог0 раничителей 19 взаимного положения секций 1,2.
Взаимный поворот секций 1.2 относительно продольной оси транспортного средства происходит произвольно под
5 воздействием рельефа местности и сопровождается проскальзыванием сферических поверхностей наружных и внутренних несущих элементов 12, 13 относительно.друг друга, а такмсе проскальзыванием конца соединения 24 гофрирогзнного кожуха 7 в
цилиндрической кольцсоой проточке 18 наружного 12 несущего элемента. Ограничение угла взаимного поворота секций 1,2 относительно продольной оси, а такжэ связанный с таким поворотом учет изменения расстояния между противоположными шаровыми опорами 24,2опар гидроцилиндров 4 может выполняться например, соответствующей системой управления гидроцилиндрами (не показана).
Разница суммарных тангенциальных реакций на колесах секций 1,2 в виде знакопеременной величины воспринимается деталями узла сочленения. Положительное значение этой величины (толкающее усилие со стороны секции 2) передается внешней рабочей поверхностью внутреннего несущего элемента 13 через внутреннюю рабочую поверхность наружного несущего элемента 12 на секцию 1. Отрицательное значение (тянущее усилие со стороны секции 1) передается через наружную поверхность сферических ограничителей 19 на внутреннюю поверхность внутреннего несущего элемента 13 и далее на секцию 2. Расстыковка узла сочленения при этом предотвращается благодаря упругости сферических ограничите/-, эй и разности диаметров D2 и Оз зоны контакта рабочих поверхностей внутреннего несущего элемента 13 и сферических ограничителей 19. Кроме того, за счет упругости последних компенсируется зазор, связанный с износом рабочих повррхностей силового узла сочленения 3, а также обеспечивается их свободное взаимное скольжение. Предлагаемое транспортное средство позволяет создать герметизированный силовой узел сочленения секций 1,2. обеспечивающий .выполнение тяговых функций, взаимную подвижность секций и ссободное и безопасное перемещение людей из одной секции в другую (условно изображено пунктиром на фиг.2),- При этом передача крутящего момента от двигателя к колесам может осуществляться, например, посредством гидрообъемной или электрической трансмиссии, что избавит от прокладки карданных валов привода колес секции 2.
Данное техническое решение позволяет также повысить надежность плавающего транспортного средства, в частности, попарная установка гидроцилиндроо в продольной вертикальней плоскости позволяет снизить давление в гидросистеме их управления, увеличивая тем самым надежность и ресурс их работы. Их размещение внутри сферы, образованной сферическими ограничителями 19 перемещения секций 1,2 в
сочетании с упомянутым отсутствием карданных валов привода ведущих колес позволяет сохранить свободным пространство силового узла сочленения 3 для осуще- стпления безопасного перехода людей из одной секции в другую, что повышает живучесть экипахса, особенно в эктсремальных ситуациях.
Ф о р мул а и зо б рете н и я
1. Плавающее транспортное средство, содержащее шзрнирио сочлененные между собой первую и вторую секции с торцевыми стенками, в которых выполнены соосные отвёрстия, в одном из которых размещен силовой узел сочленения секций, шарнирно соединенные с ним и со второй секцией гидроцилиндры управления взаимным положением секций, гофрированный герметичный кожух, расположенный между упомянутыми торцевыми стенками секций, отличающееся тем, что, с целью повышения живучести экипажа путем обеспечения свободного перемещения людей из
одной секции в другую, силовой узел сочленения выполнен в виде взаимодействующих между собой наружного и внутреннего полых, сферических, концентрично расположенных несущих элементов, со стыковочными фланцами и сферических ограничителей взаимного положения секций, при этом наружный несущий элемент выполнен с внутренними и внешним концами, а стыковочные фланцы каждого несущего
элемента жестко закреплены на периферии противоположно расположенных торцевых стенок секций, внутренний конец наружного несущего элемента расположен внутри первой секции и выполнен цилиндрическим
: и полым для взаимодействия с упомянутыми сферическими ограничителями, которые охвачены несущими элементами и выполнены в виде упругих сферических лепестков с внешними и внутренними рабочими поверхностями, первая из которых взаимодействует с внутренним несущим элементом, при этом конец каждого лепестка, взаимодействующий с цилиндрическим и полым концом наружного несущего элемента, выполнен с
дугообразной отбортовкой, а внутренние рабочие поверхности лепестков связаны между собой дугообразными стяжками.
2. Средство по п. 1,отличающееся тем, что гидроцилиндры управления взаим- ным положением секций расположены между упомянутыми дугообразными стяжками равномерно и попарно в горизонтальной и вертикальной плоскостях параллельно продольной оси транспортного средства и шарнирно связаны с внутренними рабочими
поверхностями соотоетствующих лепестков.
3. Средство по пп.1 .отличающееся тем, что пнешмий конец наружного несущего элемента выполнен с цилиндрической кольцевой проточкой, о которой расположен с возможностью тангенциального поворота один конец гофрированного гер- мотичног.о кожуха, другой конец которого
жестко закреплен на торцевой стенке второй секции соосно стыковочному фланцу внутреннего несущего элемента.
4. Средстпо по пп.1,2 и 3, о т л и ч а ю - щ в в с я тем, что диаметр отверстия в торцевой стенке второй секции не меньше диаметра отверстия, образованного дугообразными отбортовками лепестков.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КРАНОМАНИПУЛЯТОРНАЯ УСТАНОВКА | 1999 |
|
RU2167803C2 |
ВИБРАЦИОННЫЙ СМЕСИТЕЛЬ ПЕРИОДИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ С ДОЗАТОРОМ ОБЪЕМНОГО ТИПА | 2006 |
|
RU2318585C2 |
Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства | 1990 |
|
SU1706898A1 |
Жесткое сцепное устройство сочлененного транспортного средства | 1990 |
|
SU1801791A1 |
ПОЛУОСЕВАЯ ПОВОРОТНАЯ ТРАНСМИССИЯ | 1992 |
|
RU2037435C1 |
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МАНИПУЛЯТОР | 2000 |
|
RU2178961C1 |
ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОМАНИПУЛЯТОРА | 1998 |
|
RU2157787C2 |
СОЕДИНЕНИЕ ДВУХ ШАРНИРНО СОЧЛЕНЕННЫХ СЕКЦИЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, НАПРИМЕР СОЧЛЕНЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, В СОСТАВ КОТОРОГО ВХОДИТ УЗЕЛ СОЧЛЕНЕНИЯ | 2008 |
|
RU2412066C2 |
ГРУЗОПОДЪЕМНАЯ СТРЕЛА КРАНО-МАНИПУЛЯТОРНОЙ УСТАНОВКИ | 1999 |
|
RU2169694C2 |
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МАНИПУЛЯТОР | 1999 |
|
RU2166846C2 |
Изобретение относится к амфибийным транспортным средствам, в частности, состоящим из двух сочлененных секций с переходным соединением. Цель изобретения - повышение живучести экипажа путем обеспечения свободного перемещения людей из одной секции в другую. Транспортное средство содержит шзрнирно сочлененные секции 1,2 и силовой узел их сочленения, выполненный в виде взаимодействующих между собой наружного 12 и внутреннего 13 полых, сферических, концентрично расположенных несущих элементов и сферических ограничителей 19 взаимного положения секций 1,2. Гидроцилиндры управлением взаимным положением секций расположены равномерно и попарно внутри несущих элементов 12, 13 и шарнирно свл- заны с ограничителями 19 и корпусом секции 2. Между секциями 1,2 расположен герметичный гофрированный кожух, одним концом 34 закрепленный с возможностью тангенциального поворота в кольцевой проточке 13 конца несущего элемента 12. а другим концом жестко связан с корпусом секции 2. В торцах 8.9 корпусов секции 1(2 выполнены отверстия 11, 10 соответственно, при этом диаметр отверстия 10 не меньше диаметра отверстия Д, образованного в месте взаимодействия наружного несущего элемента 12 и ограничителей 19.3 з.п.,ф-лы, 5 ил. ел
Фаг. 1 .
г61
setGOii
Ј
f
гч
143
32
30
Фиг. 5
Патент США № 3446175, кл | |||
Ударно-долбежная врубовая машина | 1921 |
|
SU115A1 |
Авторы
Даты
1992-01-15—Публикация
1988-11-24—Подача