Энергетическая установка гидропривода транспортного средства Советский патент 1983 года по МПК B60K17/10 

Описание патента на изобретение SU998150A1

(54) ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ГИДРОПРИВОДА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

1

Изобретение относится к транспортной технике .и может быть использовано в гидроприводах вспомогательных агрегатов автомобилей, тягачей, тракторов, строительнодорожных машин и т. д.

Известна система питания гидроприводов транспортных средств, включающая нерегулируемый гидронасос, связанный с двигателем и движителем через согласующую передачу с муфтами свободного хода, и гидравлическое, предохранительное устройство, соединенное магистралями с органом управления гидроприводом 1.

В этой системе переключение насоса на работу от двигателя осуществляется автоматически по наибольшей частоте вращения благодаря действию муфт свободного хода и используется для питания гидропривода рулевого управления при движении автомобиля накатом или его буксировке с неработающим двигателем.

Недостатками этой системы является необходимость использования гидронасоса завышенной М01ЦНОСТИ, определяемой наибольшей потребной производительностью, что при режимах частичных нагрузок вызывает непроизводительные потери энергии, а также недостаточная надежность, поскольку

при выходе из строя гидронасоса нарушается работа всей системы.

Известна также энергетическая установка гидропривода транспортного средства, содержащая первый и второй нерегулиру5 емые гидронасосы, роторы которых связаны кинематически соответственно с приводным двигателем и движителем транспортного средства, всасывающие магистрали которых связаны с источником рабочей жидкости, блок переключения режимов работы гидро10 насосов, два входа которого связаны гидролиниями с соответствующими нагнетательными магистралями упомянутых гидронасосов, а выходы - соответственно с источником рабочей жидкости и через предохранительный гидроблок- с гидроприводом

5 транспортного средства.

В этой установке один из гидронасосов механически связан с двигателем транспортного средства, а другой - с его движителем. Блок гидроавтоматики в сочетании с управляющими каналами обеспечивает пи20тание исполнительных цилиндров на стоянке от двигательного насоса, а в движении - от обоих гидронасосов 2.

Недостатком этой установки является ее сравнительно низкая экономичность, поскольку при исправной работе обоих гидронасосов при движении транспортного средства создается избыток производительности, равноценный по величине потери энергии с потерями от одного гидронасоса такой же суммарной производительности.

Целью изобретения является повышение экономичности установки.

Указанная цель достигается тем, что в энергетической установке блок переключения режимов работы гидронасосов состоит из первого и второго двухпозиционных гидрораспределителей, при этом выходы второго из них связаны гидролиниями с торцовыми полостями и одним из входов первого, а торцовые полости второго связаны между собой и его входом через гидродроссель, и управляемого от органа управления гидроприводом клапана принудительного выключения, вход и выход которого соединены гидролиниями с торцовыми полостями второго гидрораспределителя, при этом второй вход и выход первого гидрораспределителя являются йервыми из входов и выходов упомунятого блока, а торцовые полости второго гидрораспределителя являются соответственно вторыми входом и выходом упомянутого блока.

На чертеже изображена принципиальная гидравлическая схема энергетической установки.

Нерегулируемый первый гидронасос 1 через свою согласующую передачу 2 постоянно механически связан с двигателем 3 транспортного средства. Его всасывающая магистраль 4 соединена с гидробаком 5 (источник рабочей жидкости), в котором имеется запас рабочей жидкости, а напорная магистраль 6 с фильтром 7 и обратным клапаном 8 соединена с первым двухпозиционным гидрораспределителем 9 блока 10 переключения режимов работы гидронасосов.

Нерегулируемый второй реверсивный гидронасос 11 через свою согласующую передачу 12 постоянно механически связан с движителем 13 транспортного средства. Его всасывающая магистраль 14 с обратными клапанами 15 и 16 соединена с гидробаком 5, а напорная магистраль 17 с обратными

клапанами 18 и 19 и фильтром 20 соединена со вторым двухпозиционным гидрораспределителем 21 блока 10.

Упомянутые первый и второй гидрораспределители выполняют роль соответственно шунтирующего клапана и датчика расхода.

Второй гидрораспределитель 21 с тарированным дросселем 22 и первый гидрораспределитель 9 соединены между собой управляющими каналами 23, а их рыходная магистраль 24 соединена с предохранительным блоком 25 (ограничителем давления и расхода), состоящим из сливного клапана 26 и управляющего предохранительного клапана 27.

Выходная магистраль 28 системы соединена с гидроприводом транспортного средства, а сливная магистраль 29 через теплообменник 30 - с гидробаком 5. Туда же по магистрали 31 производится возврат жидкости из гидропривода транспортного средства, а по магистрали 32 - из первого гидрораспределителя 9.

Параллельно дросселю 22 второго гидрораспределителя 21 движительного контура включен клапан 33 принудительного выключения насоса 1 двигательного контура, срабатывающий в случае необходимости по 0 специальному сигналу от органа управления гидроприводом транспортного средства.

В работе энергетической установки гидропривода транспортного средства можно выделить следующие режимы:

вспомогательный - питание от одного первого гидронасоса (на стоянке и при дви жении на малых и выще скоростях с неисправным вторым гидронасосом);

форсированный низкоскоростной - питание от обоих гидронасосов (при движении на малых скоростях передним и задним ходом);

экономичный - питание от одного второго гидронасоса (при движении на средних и выше скоростях с тягой от двигателя и по инерции, т. е. накатом, а также при буксировке с неработающим двигателем или дви жении с неработающим первым насосом);

форсированный высокоскоростной - питание от обоих гидронасосов (при движении на средних и выше скоростях, когда требуется резко увеличить скорость перемещения исполнительных устройств, например, повернуть с помощью гидроусилителя управляемые колеса с предельной угловой скоростью, так называемый «рывок рулем).

Во вспомогательном режиме ввиду отсутствия подачи рабочей жидкости гидронасосом 11,золотники второго гидрораспределителя 21 и первого гидрораспределителя 9 удерживаются под действием их пружин в левом начальном положении. Вследствие этого рабочая жидкость от гидронасоса 1 по магистрали 6 через фильтр 7 и обратный клапан.8 проходит через гидрораспределитель 9 в магистраль 24, откуда основная часть ее потока через гидроблок 25 и магистраль 28 направляется в гидропривод транспортного средства, и остальная часть через дроссель 22 и второй гидрораспреде5 литель 21 по одному из каналов 23 поступает в правую торцовую полость первого гндрораспределителя 9, помогая его пружине удерживать з clлoтнйк в левом (открытом) положении. Излишки рабочей жидкости, отделяемые сливным клапаном 26, через ма0 гистраль 29 и теплообменник 30 сливаются в гидробак 5. Сливу жидкости через магистрали движительного контура препятствуют обратные клапаны 18 и 19.

В форсированном низкоскоростном режиме к питанию гидропривода подключается гидронасос 11. Рабочая жидкость от гидронасоса И через обратный клапан 18 (обратный клапан 19 закрыт), фильтр 20 и дроссель 22 попадает в магистраль 24, где она объединяется с потоком рабочей жидкости

от гидронасоса 1. Объединенный поток направляется далее по магистрали 28 в гидропривод транспортногб средства. Перепад давления на дросселе 22 в этом режиме недостаточен, чтобы создать; на левом торце золотника второго гидрораспределителя 21 усилие, большее усллия его Пружины, действующего в противоположном направлении. В результате золотник гидрораспределителя 21 остается в начальном (левом) положении, и, следовательно, золотник гидрораспределителя 9 также сохраняет свое начальное положение.

Суммарная подача обоих гидронасосов, когда каждый из них развивает только часть номинальной подачи вследствие низкой частоты вращения их роторов, создает возможность перемещения исполнительных устройств с номинальной скоростью.

В экономическом режиме, когда гидронасос 11, являющийся в данйОй системе приоритетным, вследствие роста частоты вращения его ротора выходит на свою номинальную подачу, блок 10 отключает (щунтирует) гидронасос 1. В этом режиме в определенный момент перепад давления в магистралях движительного контура на дросселе 22 повЫщается настолько, что создает в левой торцовой полости золотника гидро распределителя 21 усилие, преодолевающее усилие его пружин. В результате золотник гидрораспределителя 21 перемещается в правое положение, направляя поток жидкости, поступающей в него от гидронасоса 11, к левой торцовой полости гидрораспределителя 9, а правую полость его соединяя «о сливом, тем самым вызывая перемещение его зол9тника также вправо. При этом рабочая жидкость от гидронасоса 1 вместо вшхода в магистраль 24 Направляется по магистралям 32 обратно в гидробак 5.

Величина подачи гидронасоса 11 и передаточное отнощение согласующей передачи 12 подбирают так, чтобы обеспечивалось перемещение исполнительных устройств с номинальной скоростью при движении траНспортного средства на средних и выще скоростях. При этом благодаря щунтированию гидронасоса 1 экономится потребляемая системой энергия.

В форсированном высокоскоростном режиме к питанию гидропривода вновь подключается гидронасос I. Подключение производится клапаном 33, золотник которого принудительно перемещается вниз по сигналу от органа управления гидропривода транспортного-средства. В этом режиме основная часть потока рабочей жидкости от гидронасоса 11 направляется через клапан 33 в обход дросселя 22, вьтзывая падение перепада давления на торцах золотника гидрораспределителя 21, что приводит к перемещению его и соответственно гидрораспределителя 9 под действием пружин в левое положение. Вследствие этого поток рабочей жидкости от гидронасоса I вновь направляется в магистраль 24, где ой объединяется с потоком рабочей жидкости от гидронасоса 11.

Суммарная подача обоих гидронасосов, когда каждый из них развивает номинальную подачу, создает возможность перемещения исполнительных устройств с предельной скоростью.

5 Таким образом, энергетическая установка гидропривода транспортного средства с блоком автоматики, состоящим из,- датчика расхода с тарированным дросселем, щунтирующего клапана и клапана принудительного включения двигательного насоса обес0 печивает подачу рабочей жидкости в исполнительные устройства в четырех режимах: от каждого гидронасоса по отдельности (вспомогательный и экономичный режимы) и от обоих гидронасосов вместе (форсированный низкоскоростной и высокоскорост5 ной). Изменение режимов работы происходит автоматически в зависимости от условий движения транспортного средства. Нор. мальная работа гидропривода обеспечивается в следующих условиях:

на стоянке: - при движении передним и

0 задним ходом во всем диапазоне скоростей с тягой от двигателя, по инерции («накатом), с неработающим двигателем (буксировка); - при движении с Неисправным (любым) гидронасосом.

В наиболее распространенном в эксплу5 атации режиме движения, т. е. при движении на средних и выще скоростях, работу гидропривода обеспечивает один второй гидронасос (экономичный режим), что поз-воляет сократить непроизводительные потери энергии, которые при неоткл1Ьченном

0 двигательном насосе затрачивались бы на прокачку рабочей жидкости через распределитель гидропривода и через ограничитель расхода.

В экстренной ситуации, в которой кратковременно требуется повысить подачу рабо5 чей жидкости в гидропровод, к второму насосу автоматически кратковременно подключается первый насос (форсированный высокоскоростной режим).

Настоящее изобретение позволяет повы:сить экономичность энергетической устао новки гидропривода за счет отключения на ряде режимов движения транспортного средства одного из насосов.

Формула изобретения

5 Энергетическая установка гидропривода транспортного средства, содержащая первый и второй нерегулируемые гидронасосы, роторы которых связаны кинематически соответственно с приводным двигателем и движителем транспортного средства и всасы0 вающие магистрали которых связаны с источником рабочей жидкости, блок переключения режимов работы гидронасосов, два входа которого связаны гидролиниями с сосугветствующими нагнетательными магистралями упомянутых гидронасосов, а выходы-

соответственно с источником рабочей жидкости и через предохранительный гидроблок с гидроприводом транспортного средства, отличающаяся тем, что, с целью повышения экономичности установки, переключения ре

Похожие патенты SU998150A1

название год авторы номер документа
ЛЕСНАЯ МАШИНА 1995
  • Шаталов В.Г.
  • Довжак В.Л.
  • Климов О.Г.
RU2118262C1
Механизм привода вала отбора мощности транспортного средства 1983
  • Амельченко Петр Адамович
  • Довнар Олег Казимирович
  • Стецко Петр Александрович
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Бобровник Александр Иванович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
SU1142315A1
Гидросистема маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства 1983
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Митяненко Анатолий Николаевич
  • Панченко Алексей Семенович
SU1085861A1
Объемный гидропривод самоходной транспортной машины 1982
  • Канбаков Бектур Абуйрович
  • Кабиев Аскар Сериккалиевич
  • Кауц Альфред Генрихович
  • Райский Константин Константинович
  • Аюпова Куралай Мансуровна
  • Бейсекеев Аманжол
SU1079481A1
Гидросистема рулевого управления колесного транспортного средства 1983
  • Либерфарб Зилек Берович
SU1146227A1
Объемный гидропривод самоходной транспортной машины 1986
  • Данияров Асылхан Нурмухаметович
  • Кабиев Аскар Сериккалиевич
  • Конбаков Бектур Абунрович
SU1397317A1
Гидроходопреобразователь транспортного средства 1985
  • Довнар Олег Казимирович
  • Емельянчик Василий Васильевич
  • Стецко Петр Александрович
  • Ярош Семен Дмитриевич
SU1255467A1
ГИДРОСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ 2003
  • Малышев Ю.В.
  • Королев Ю.Н.
RU2248295C1
Гидрообъемный ходоуменьшитель транспортного средства 1980
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Марк Эйно Александрович
  • Шкневский Эмиль Нисонович
  • Хунт Хенно Андресович
  • Вийрок Хейкки-Эннар Эдуардович
  • Сютисте Рейн Иоханович
SU878612A1
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ АГРЕГАТ 1994
  • Рамазанов А.Г.
  • Рамазанов Ф.А.
  • Рамазанов Г.А.
  • Рамазанов К.А.
RU2091999C1

Реферат патента 1983 года Энергетическая установка гидропривода транспортного средства

Формула изобретения SU 998 150 A1

SU 998 150 A1

Авторы

Прочко Евгений Игнатьевич

Куперман Эдуард Михайлович

Даты

1983-02-23Публикация

1981-09-30Подача