Изобретение относится к вакуумной технике и может быть использовано для герметичного перекрытия вакуумных систем. Цель изобретения - повышение надежности работы за счет использования злементов простой формы для выполнения узла, обеспечивающего поджим шибера к уплотняемой поверхности. На фиг. 1 изображена задвижка в положении Уплотнено, разрез; на фиг. 2 - то же, в положении Разуплотнено, разрез; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5- разрез В-В на фиг. 3; на фиг. 6 - разрез Г-Г на фиг. 2; на фиг. 7 - разрез Д-Д на фиг. 3; на фиг. 8 разрез Е-Е на фиг. 4. Задвижка содержит корпус 1, в верхней части которого выполнена цилиндрическая расточка,и подсоединительные патрубки 2 и 3. Втулка 4 установлена подвижно в осевом направлении в указанную расточку и опирается на пружину 5. Опорная тяга 6 установлена в корпус 1 и выполнена в виде штока, жестко соединенного с кольцом, имеющим заплечик на внутренней поверхности. Уплотнитель 7 установлен в канавку шибера 8, который выполнен в виде диска с ответным заплечиком на наружной поверхности и установлен заподлицо в кольцо опорной тяги б, при этом с одной стороны он зафиксирован относительно последней от выпадания упомянутым заплечиком, а с другой - гибкими элементами 9, один конец каждого из которых закреплен на шибере 8, а другой - входит в паз, выполненный на торце кольца опорной тяги 6 по форме элемента 9. Герметизация внутреннего объема корпуса 1 относительно окружающей среды осуществляется уплотнителями 10 и 11. Рукоятка 12, на которой выполнен шип, подпружинена относительно выходного конца штока опорной тяги 6 пружиной 13 и имеет возможность фиксироваться относительно упомянутого штока фиксатором 14 (фиг. 4), а на кожухе 15, закрепленном на корпусе 1, выполнен паз, соответствующий шипу рукоятки 12. Ролик 16 (фиг. 1) закреплен в нижней части жольца опорной тяги 6 и имеет возможность перемещаться между внутренними ТОРЦОВЫ.МИ поверхностями патрубков 2 и 3 (фиг. 2) с минимальным гарантированным зазором, при этом его диаметр больше толщины упомянутого кольца. На внутреннюю поверхность патрубка 2 установлена силовая обойма 17, зафиксированная относительно осевого перемещения посредством шариков 18, каждый из которых установлен в кольцевую канавку 19, выполненную на внутренней поверхности упомянутого патрубка,и в лунки, выполненные на наружной поверхности силовой обоймы 17, при этом упомянутые шарики дают возможность свободного вращения ее относительно оси условного прохода. В силовой обойме 17 выполнен ряд сквозных отверстий 20, в каждое из которых установлена пара шариков 21, постоянно находящихся в контакте между собой, при этом диаметр указанных отверстий соответствует диаметру упомянутых шариков. Шарики 21 подпружинены относительно корпуса 1 гибкими элементами 22 (фиг. 5), закрепленными на силовой обойме 17, при этом в каждом элементе выполнено отверстие, охватывающее один из шариков 21, кроме того, диаметр упомянутого отверстия меньше диаметра шарика. Соответственно шарикам 21 на корпусе 1 выполнены лунки 23. Силовая обойма 17 шарнирно связана с втулкой 4 рычагом 24 (фиг. 3), проходящим через прорезь 25, выполненную в патрубке 2 (фиг. 1). Задвижка работает следующим образом. За исходное положение принято положение Разуплотнено-открыто (фиг. 2 и 4). В этот момент силовая обойма 17 устанавливается в патрубке 2 (фиг, 1) так, что шарики 21 (фиг. 8) находятся в лунках 23 корпуса 1, а рукоятка 12 (фиг. 4) зафиксирована относительно штока опорной тяги 6 фиксатором 14. Воздействуя на рукоятку 12, перемещают опорную тягу 6с шибером 8 в сторону условного прохода задвижки. При этом ролик 16 (фиг. 2) движется с минимальным гарантированным зазором относительно внутренних торцовых поверхностей патрубков 2 и 3. Положение, при котором шибер 8 устанавливается напротив условного прохода, фиксируется упором ролика 16 (фиг. 1 и 3) в корпус 1, при этом нижний торец рукоятки 12 вплотную подходит к верхнему торцу втулки 4. В данном случае это положение определяется упором ролика 16 в корпус 1, но в других случаях упор опорной тяги 6 в корпус 1 может быть организован и его специальным выступом. Продолжая воздействовать на рукоятку 12 так, чтобы ее шип прошел сквозь паз кожуха 15 (фиг. 4), перемещают втулку 4 (фиг. 1 и.З) в расточке корпуся 1, сжимая пружину 5, причем фиксатор 14 выходит из гнезда рукоятки 12 (фиг.. 3), позволяя последней перемещаться вдоль штока опорной тяги 6, сжимая пружину 13. Одновременно сило1ая обойма 17 под воздействием рычага 24, проходящего сквозь прорезь 25 патрубка 2 (фиг. 1), поворачивается яа шариках 18, катящихся в канавке 19, Относительно оси условного прохода.
Шарики 21, вращаясь и отгибая гибкие элементы 22 (фиг. 5), выходят из лунок 23, перемещаясь в отверстиях 20, и вплотную подходят к шиберу .8, который, отгибая гибкие элементы 9 (фиг. 5 и 6), перемещается вдоль кольца опорной тяги 6 (фиг. 1), ролик 16 поджимается к торцу патрубка 3, предотвращая возможный изгиб опорной тяги 6. Ролик 16 при движении опорной тяги 6 может катиться по одной из внутренних торцовых поверхностей патрубков 2 и 3, компенсируя неточность установки ее в корпусе 1, но основное его назначение - предотвратить возможный изгиб опорной тяги 6 при возможном движении шибера 8 в указамири тяге с перекосом. Уплотнение закан читается в момент полного выхода шариков 21 из лунок 23 (фиг. 5), шибер 8 (фиг, 1) перекрь1вает условный проход/а уплотнитель 7, поджимаясь к торцу патрубка 3, надежно герметизирует его. Фиксация закрытого и уплотненного положения задвижки осуществляется поворотом рукоятки 12 вокруг своей оси и смещением ее шипа относительно паза кожуха 15.
Разуплотнение задвижки происходит в обратной последовательности (фиг. 1, 3). Для этого достаточно повернуть рукоятку 12 вокруг своей оси (фиг. 4). совместив ее шип с пазом кожуха 15, и отпустить. При этом пружина 5 разожмется и переместит втулку 4 вместе с рычагом 24, проходящим через прорезь 25 патрубка 2 (фиг. 2), в сторону, противоположную условному проходу задвижки, а фиксатор 14 (фиг. 4) под действием пружины 13 займет исходное положение в гнезде рукоятки 12. Силовая обойма 17 под воздействием-рычага 24 повернется на щариках 18 катящихся в канавке 19, относительно оси условного прохода в обратную сторону. Полное разуплотнение задвижки наступит в момент, когда шарики 21 (фиг. В), перемещаясь в отверстиях 20, войдут в лунки 23 корпуса 1 под действием гибких элементов 22, а освободившийся от давления указанных шариков шибер 8 (фиг. 2) с уплотнителем 7 под действием гибких элементов 9(фиг. 2 и 6) переместится вкольце опорной тяги 6 (фиг. 2) в противоположную сторону, освободив торец патрубка 3. до полного упора заплечика шибера в заплечик кольца опорной тяги. Открытие задвижки осуществляется подьемом опорной тяги 6 за рукоятку 12 (фиг. 4), Открытое положение задвижки фиксируется силой трения уплотнителей 11 о шток опорной тяги 6,
Формула изобретения Задвижка,содержащая корпус с входным и выходным патрубками, шибер, связанный с тягой привода упругой связью, и поджимной узел, выполненный в виде силовой обоймы.с размещенным поджимным элементом в виде тел качения, которая связана с одним из патрубков с возможностью вращения вокруг оси проходного канала и соединена шарнирно с тягой привода, причем в корпусе соответственно телам качения выполнены углубления, отличающая с я тем, что, с целью повышения надежности в работе, силовая обойма установлена в одном из патрубкоаи зафиксирорана относительно оси проходного канала, а поджимные элементы подпружинены относительно корпуса упругими элементами, закрепленными на силовой обойме, причем тяга привода снабжена телом качения и выполнена с отверстием, в котором размещен шибер.
Фив.З
/2
Фие.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Задвижка | 1988 |
|
SU1610170A1 |
Задвижка | 1987 |
|
SU1513278A1 |
Задвижка | 1987 |
|
SU1464001A1 |
Задвижка | 1976 |
|
SU595569A1 |
Задвижка | 1982 |
|
SU1114842A1 |
Задвижка | 1984 |
|
SU1161765A1 |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ СМЕНЫ ЗАДВИЖЕК УСТЬЕВОЙ АРМАТУРЫ СКВАЖИНЫ БЕЗ ЕЕ ГЛУШЕНИЯ | 1992 |
|
RU2042789C1 |
ЗАГЛУШКА ШИБЕРНАЯ ТРУБОПРОВОДНАЯ | 2022 |
|
RU2788789C1 |
Затвор для высокотемпературных газов | 1980 |
|
SU932068A1 |
ЗАДВИЖКА | 2005 |
|
RU2313024C2 |
Изобретение относится к вакуумной технике и может быть использовано для герметичного перекрытия вакуумных систем. Цель изобретения - повышение надёжности работы за счет использования элементов11простой формы для выполнения узла, обеспечивающего поджим шибера к^ уплотняемой поверхности. Воздействуя на рукоятку 12, перемещают опорную тягу 6 с шибером 8. Ролик 16 движется относительно патрубков 2 и 3, шибер 8 фиксируется упором ролика 16 в корпус 1. Силовая обойма 17 поворачивается на шариках 18. катящихся в канавке 19, относительно, условного прохода. Шарики 21, вращаясь и отгибая гибкие элементы, выходят из лунок, перемещаясь в отверстиях 20, и вплотную проходят к мн^е- ру 8. который перемещается вдоль кольца опорной тяги 6. при этом ролик 16 поджимается к торцу патрубка 3, исключая изгиб опорной тяги 6. 8 ил. _fc<- АК~~ ' JfФиг?^ю оЧ)
Патент ФРГ hfe 2003311 | |||
кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Кинематографический аппарат | 1923 |
|
SU1970A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1919 |
|
SU54A1 |
Авторы
Даты
1992-02-23—Публикация
1988-10-28—Подача