Модуль промышленного робота Советский патент 1992 года по МПК B25J9/00 

Описание патента на изобретение SU1715578A1

5 3 М 1

If.

JJ

сл

Похожие патенты SU1715578A1

название год авторы номер документа
Модуль робота 1990
  • Семеноженков Владимир Степанович
SU1722809A1
Поворотное устройство 1991
  • Семеноженков Владимир Степанович
SU1810683A1
УСТРОЙСТВО ПЕРИОДИЧЕСКОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ 2003
  • Семеноженков В.С.
  • Федоринин Н.И.
  • Ивакина Е.В.
RU2254975C1
Устройство прерывистого вращения 1989
  • Семеноженков Владимир Степанович
  • Перегудов Сергей Алексеевич
  • Орлов Александр Генадьевич
SU1703896A1
Привод прерывистого вращения 1988
  • Семеноженков Владимир Степанович
  • Духанин Михаил Михайлович
SU1663282A1
РЕКУПЕРАТОР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Семеноженков В.С.
RU2117836C1
Канатная дорога 1991
  • Соловьев Владимир Ильич
SU1796512A1
РЕКУПЕРАТОР АВТОМОБИЛЯ 2007
  • Семеноженков Владимир Степанович
RU2346196C1
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭНЕРГИИ (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Алиев Абдулла Сиражутдинович
  • Алиев Рахметуллах Абдулаевич
RU2409763C2
МАГНИТОПРУЖИННЫЙ ПРИВОД 2006
  • Семеноженков Владимир Степанович
  • Федоринин Николай Иванович
RU2312781C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 715 578 A1

Реферат патента 1992 года Модуль промышленного робота

Изобретение относится к машинострое- нию.а именно к оборудованию для перемещения изделий и грузов с позиции на позицию, и может быть использовано при создании роботов, грейферных перекладчиков, манипуляторов. Целью изобретения является повышение надежности за счет уменьшения нагрузки на звенья. Перемещение выходного звена 2 модуля осуществляется от привода 6 и аккумулятора механической энергии, включающего две обгонные муфты, имеющие встречное направление свободного хода, каждая из которых через свою муфту сцепления в зависимости от направления перемещения выходного звена имеет возможность сцепляться с валом 8, связанным с выходным звеном, для передачи ему или отбора от него механической энергии на пружины 22, 23. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения SU 1 715 578 A1

g89.

N

от сл

Ы

со

Изобретение относится к машиностроению, а именно к оборудованию для перемещения изделий и грузов с позиции на позицию, и может быть использовано при создании роботов, грейферных перекладчиков, манипуляторов.

Известны модули промышленных роботов, в которых перемещение выходных звеньев с позиции на позицию осуществляется с помощью гидравлических, пневматических или электрических двигателей.

Недостатками таких, модулей являются низкий уровень производительности, значительные динамические нагрузки и вибрации, сопровождающие работу робота. Причиной динамических нагрузок и вибрации, снижающих надежность оборудования, является то, что кинематическая энергия подвижных звеньев при торможении расходуется на деформирование и изнашивание деталей.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является модуль промышленного робота, содержащий стойку с направляющими, в которых размещено выходное звено, датчик положения выход-, ного звена относительно стойки, привод, систему управления, чаккумулятор механи-. ческой энергии, выполненный в виде размещенного на основании кривошипного вала, с управляемым фиксатором его положения, причем этот вал подпружинен по углу поворота относительно стойки и кинематически связан через дополнительно введенную управляемую сцепную муфту с выходным звеном..

Недостатком этой конструкции является то, что в начальный момент движения выходного звена, когда усилие пружины максимально, плечо действия ее усилия минимально. Поэтому разгон осуществляется относительно медленно.-Для обеспечения быстродействия перемещения выходного звена в этом случае необходимо использовать пружину повышенной жесткости, что приводит к усилению на гружен ност.и звеньев модуля. Высокий уровень нагрузок и их циклический характерявляются источником динамики и колебаний конструкции при работе, что ведет к снижению.надежности модуля промышленного робота. Кроме того, сложность выполнения фиксации кривошипного вала ввиду трудности обеспечения его неподвижности в момент попадания фиксатора в отверстие, особенно при высокой производительности, также ведет к снижению надежности модуля промышленного робота. 8 модуле время разгона и торможения выходного звена в основном зависит от жесткости пружины и массы подвижных звеньев. В случае значительного уменьшения этой массы (например, схват руки освободился от перемещений заготовки) резко уменьшается время разгона, что сопровождается значительным ростом скорости

и ускорения и ударным характером взаимодействия звеньев. Все это также приводит к увеличению динамики и вибрации в работе оборудования, а следовательно, к снижению надежности его работы,

0 Цель изобретения-повышение надежности модуля промышленного робота.

Указанная цель достигается тем, что модуль промышленного робота, содержащий стойку с направляющими, в которых разме5 щено выходное звено модуля, датчик положения выходного звена относительно стойки, привод, аккумулятор механической энергии и систему управления, включает в составе аккумулятора механической энер0 гии укрепленный на стойке вал с двумя установленными на подшипниках муфтами свободного хода, имеющими взаимно противоположное направление свободного хода, и двумя управляемыми сцепными

5 муфтами с возможностью взаимодействия их с обгонными муфтами, два подвижных звена, подпружиненных друг к другу с помощью пружины, причем каждое подвижное звено кинематически связано с

0 наружными обоймами обгонных муфт, а вал кинематически связан с выходным звеном модуля. Кроме того, аккумулятор механической энергии содержит по крайней мере одну дополнительную пружину. При этом

5 каждая пружина снабжена фиксатором состояния, выполненным в виде двух опорных шайб, жестко связанных с концами пружины, и соосно с пружиной расположен кронштейн с укрепленными на нем уп0 равляемыми упорами с возможностью взаимодействия последних с опорными шайбами.

Предлагаемая взаимосвязь звеньев обеспечивает рациональное направление

5 действия усилия пружины, а также практически постоянное его плечо и, тем самым, интенсивный разгон всех подвижных звеньев модуля робота, что позволяет устанавливать в конструкцию модуля пружины с

0 меньшей жесткостью, чем о прототипе, И снизить нагруженность деталей устройства. Наличие в конструкции установленных на подшипниках двух обгонных муфт, соединяемых с валом посредством управляе5 мых сцепных муфт, позволяет надежно и эффективно фиксировать пружину и вал практически на любом уровне производительности.

Выполнение аккумулятора .механической энергии в виде двух подпружиненных

друг к другу подвижных звеньев приводит к замыканию основных нагрузок на эти звенья, уменьшению их действия на стойку и значительному снижению ее колебаний при осуществлении перемещений с боль- шой частотой и, тем самым, повышению надежности работы оборудования.

Включение в конструкцию аккумулято- ра механической энергии по крайней мере одной дополнительной пружины с фикеато- ром ее состояния позволяет обеспечить примерно одинаковую динамику перемещений выходного звена модуля при различной массе переносимых грузов и ycTpaHflef возможность ударных нагрузок в конструкции при значительном уменьшении массы перемещаемого груза, что также повышает на дежность устройства.

На фиг. 1 изображена схема модуля промышленного робота; на фиг. 2 - схема размещения на валу обгонных и сцепных муфт; на фиг. 3 - фиксаторы состояния пружин.

Модуль промышленного робота содержит стойку (не показана) с направляющими 1, в которых размещено выходное звено 2 модуля робота с закрепленной на ней рейкой 3, зацепляющейся с шестерней 4. установленной на выходном валу 5 привода 6. О р.ейкой 3 зацепляется также шестерня 7 ак- кумулятора механической энергии, укрепленная на установленном на стойке валу 8, на котором закреплены управляемые сцепные муфты 9 и 10 (фиг. 2), взаимодействующие с установленными на подшипниках 11 обгонными муфтами 12 и 13 с взаимно противоположным направлением свободного, хода, наружные обоймы которых с помощью шатунов 14 и 15, 16 и 17 связаны линейно перемещающимися звеньями 18 и 19, пере- мещающимися в направляющих 20 и 21 и подпружиненными друг к другу с помощью пружин 22 и 23. Каждая пружина оснащена фиксатором состояния (фиг. 1 и 3), состоящим из скрепленных с концами пружины опорных шайб 24 и 25 с пазами 26 и кронщ- теинами 27, выполненного в виде установленного на стойке вала, содержащего упрры 28 и поворачиваемого с помощью шарнирно укрепленного на стойке пневмоцилиндра

29,функции которого могут выполнять так же электромагнит, электродвигатель и т.д. Аккумулятор механической энергии включает укрепленный на стойке пневмоцилинд р

30,шток 31 которого взаимодействуете упо- ром 32, выполненным на наружной обойме обгонной муфты 13.

В состав модуля промышленного робота входят датчик 33 положения выходного звена 2 и блок34 управления, который электрически связан с приводом 6, сцепными муфтами 9 и 10. датчиком 33 и пневмоцилин- драми 29 и 30.

Модуль промышленного робота работает следующим образом.; ;

Для приведения модуля в исходное положение (фиг, 1) по команде блока 34 управления включается пневмоцилиндр 29. который, поворачивая кронштейн 27, приводит упоры 28 в положение, когда они не препятствуют перемещению шайб 24 и- 25 (фиг. 3). Затем включается пневмоцилиндр 30 и шток 31, воздействуя на упор 32 наружной обоймы обгонной муфты 13, поворачивает наружную обойму по часовой стрелке. При этом шатун 15 перемещает звено 18 в направляющих 20 и 21 справа налево, а шатун 17 перемещает звено 19 слева направо. Звенья 18 и 19, сближаясь сжимают пружины 22 и 23 (на фиг. 1 пружина 23 находится под пружиной 22 и показана пунктирной линией). При сжатии пружин

22и 23 на величину рабочей деформации (ход штока 31 соответствует этой величине) шток 31 по команде блока 34 перемещается слева направо в исходную позицию. На валу 8 со стороны муфт 9 и 10 действуют два равных по абсолютной величине и противоположных по знаку взаимно уравновешивающих крутящих момёнта.

Для перемещения звена 2 (например, в направлении слева направо) по команде блока 34 управления включаются одновременно привод 6 и сцепная муфта 10, которая отсоединяет муфту 13 от вала 8, что позволяет пружинам 22 и 23 перемещать звенья 18 и 19 во ззаимопротивоположных направлениях и посредством шатунов 14 и 16 вращаясь через муфты 12 и 9 вал 8 с шестерней 7 почасовой стрелке, которая толкает звено 2 через рейку 3 в направлении слева направо.

Обгонная муфта 13 при этом посредст- вом шатунов 15 и 17 свободно, не препятствуя движению звеньев 18 и 19, вращается на подшипниках 11 в направлении против часовой стрелки. Привод 6 посредством шестерни 4 и рейки 3 также перемещает выходное звено 2 в направлении слева направо. При расжатии пружин Я,2 и 23 происходит разгон подвижных звеньев, когда потенциальная энергия сжатия пружин 22 и

23переходит в кинетическую энергию подвижных звеньев. Мощность привода 6 выбирается такой, чтобы компенсировать силы трения и другие статические нагрузки.

После расжатия пружин 22 и 23 упор 32 достигает штока 31 и звенья 18 и 19 останавливаются, а вместе с ними шатуны 14,15,16, 17 и муфты 12 и 13. Вал 8 продолжает вращаться по часовой стрелке, не препятствуя приводу 6 продолжать перемещение эвена

2. -.-

Для остановки выходного звена 2 по сигналу датчика 33 положения звена 2 блок 32 управления выключает сцепную муфту 10. Таким образом обгонная муфта 13 присоединяется к валу 8 и, поскольку у обгонной муфты 13 свободный ход звездочки относительно наружной обоймы направлен против часовой стрелки, наружная обойма будет вращаться вместе с валом 8 по часовой стрелке. При зтом с помощью шатуна 15 поступательное звено 18, перемещаясь налево, а звено 19 с помощью шатуна 17 - слева направо, сжимают пружины 22 и 23, и кинетическая энергия подвижных звеньев переходит в потенциальную энергию сжатия пружин 22 и 23. Скорость звена 2 постепенно уменьшается.

При остановке звена 2 привод 6 выключается. Если необходимо продолжить движение звена 2 в том же направлении, все повторяется в том же порядке.

При необходимости перемены направления движения выходного звена 2 модуля, промышленного робота по команде блока 34 управления меняется направление вращения выходного вала 5 привода 6 и вместе с включением привода 6 включается сцепная муфта 9, отсоединяя обгонную муфту 12 от вала 8, и пружины 22 и 23 разгоняют через звенья 18 и 19, шатуны 15 и 17, муфты 13 и 10, вал, шестерню 7 звено 2 в направлении справа налево.

Если во время выстоя масса перемещаемых звеньев значительно уменьшилась (предположим, что схват на звене 2 освобождает переносимый груз), то для обеспечения динамики движения звена 2 без груза, аналогичной динамике движения звена 2 с грузом, необходимо выключить одну из пружин, например 23, для чего по команде с блока 34 управления, с помощью одного из пневмоцилиндров 29 поворачиваются кронштейн 27, пружины 23 и упоры 28. перекрывая пазы 26, препятствуют перемещению Опорных шайб 24 и 25. В результате этого пружина 23 выключается и не участвует в разгоне и торможении подвижных звеньев.

Координата позиционирования выходного звена 2 определяется датчиком 33 его положения и блоком 34 управления, с помощью которых можно регулировать и точность позиционирования путем ускорения или задержки момента выключения сцепной муфты.

Фиксация устройства, а вместе с ним и выходного звена, осуществляется автоматически с помощью обгонных муфт практически на любом уровне производительности. Включение в конструкцию аккумулятора механической энергии хотя бы одной дополнительной пружины обеспечивает три варианта работы модуля: подключена одна пружина; подключена другая пружина; работают обе пружины. Это позволяет перемещать выходное звено без груза и с двумя различными по массе грузами с примерно одинаковыми кинематическими параметрами, не допуская рывков и ударов в работе робота.

Формула изобретен и я

1.Модуль промышленного робота, содержащий установленные на основании направляющие, в которых расположено выходное звено, связанное с приводом его

перемещения, включающим аккумулятор механической энергии, а также систему управления, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения надежности за счет уменьшения нагрузки на звенья, аккумулятор механической энергии выполнен в виде расположенных на одном валу, установленном на основании и кинематически связанном с выходным звеном, двуобгонных муфт с противоположным направлением свободкого хода и двух муфт сцепления, а также двух расположенных с возможностью линейного перемещения звеньев, подпружиненных друг к другу пружиной и шарнирно соединенных с Наружными обоймами соответствующих обгонных муфт, при этом одна из полумуфт каждой муфты сцепления связана с валом, а другая - со звездочкой соответствующей обгонкой муфты.

2.Модуль по п. 1, отличающийся тем, что аккумулятор механической энергии

снабжен по крайней мере одной дополнительной пружиной, при этом каждая пружина снабжена фиксатором положения ее концов, выполненным в виде двух шайб, же- стко связанных с концами пружины, и кронштейна, несущего управляемые упоры, при этом кронштейн расположен соосно этой пружине с возможностью взаимодействия упоров с шайбами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1715578A1

Модуль промышленного робота 1986
  • Ляпин Валерий Иванович
  • Акинфиев Теодор Самойлович
  • Андреев Сергей Игоревич
  • Бабицкий Владимир Ильич
SU1399110A1
кл
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта 1923
  • Мадьяров А.
  • Туганов Т.
SU25A1
Пневматический водоподъемный аппарат-двигатель 1917
  • Кочубей М.П.
SU1986A1

SU 1 715 578 A1

Авторы

Семеноженков Владимир Степанович

Даты

1992-02-28Публикация

1990-01-10Подача