Двухступенчатая коробка передач для транспортного средства Советский патент 1992 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU1752587A1

X СЛ

кэ

СЛ 00 44

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к трансмиссиям транспортных средстЕ.

Известна многоступенчатая коробка, которая содержит в корпусе входной и выходные валы, соосно расположенные планетарные механизмы, блокирующие муфты включения и шестерни, закрепленные на параллельном валу, которые кинематически связывают ведомую, шестерню входного вала с коронной шестерней второго планетарного редуктора-дифференциала, что позволяет реализовать увеличение кинематического диапазона.

Однако блокировка планетарных механизмов возможна при действии муфт включения, что сопряжено с приостановкой входного вала, а значит, с холостой работой двигателя, после чего включение входного вала вызывает пиковые нагрузки в трансмиссии.

Наиболее близкой к предлагаемой является коробка передач, которая содержит два конических планетарных редуктора, имеющих кинематическую связь между собой посредством двух пар шестерен с разными передаточными числами, и вал подачи мощности, вал снятия мощности, соединен- ные в зацеплении с меньшим передаточным числом, установлена обгонная муфта, которая позволяет в зависимости от нагрузки блокировать передачу мощности с меньшим крутящим моментом, что позволяет осуществлять авУоматическое переключение без пиковых нагрузок в трансмиссии.

Недостатками известной коробки являются увеличение механических потерь при блокировке одних центральных шестерен, приводящих к увеличению вращения другой центральной шестерни первого редуктора до величины, превосходящей обороты двигателя, и снижение безопасности транспортного средства на возможный откат назад при отказе двигателя.

Целью изобретения является снижение механических потерь и повышение безопасности транспортного средства.

В двухступенчатой коробке передач в корпусе установлены два трехзвенных планетарных механизма, при этом одно из центральных колес первого планетарного механизма связано передачей с первым звеном второго планетарного механизма, которое также связано с механизмом свободного хода, второе звено первого планетарного механизма связано передачей с вторым звеном второго планетарного механизма, третье Звено первого планетарного механизма связано с входным залом, а третье звено второго планетарного механизма связано с выходным валом, в коробке передач дополнительно установлен механизм свободного хода, связанный с водилом перйого планетарного механизма и через

передачу с первой центральной шестерней второго планетарного механизма, а вторые центральные шестерни планетарных механизмов связаны соответственно с входами и выходами валов.

0 На чертеже изображена кинематическая схема двухступенчатой коробки передач, общий вид.

Двухступенчатая коробка передач работает следующим образом.

Крутящий момент через входной вал 1

5 передается на левую коническую шестерню 2 входного дифференциатора, в котором в зависимости от ответной реакции этот крутящий момент распределяется на правую коническую шестерню 3 и водило 14 сателлитов. С правой конической шестерни 3

0 входного дифференциатора распределенный крутящий момент передается на дополнительный осевой зубчатый венец 4, а с водила 14 сателлитов входного дифференциала через ось 13 распределенный крутя5 щий момент передается на вторую шестерню 12. Так как вторая шестерня 12 меньше, чем дополнительный осевой зубчатый венец 4, то на второй шестерне 12 распределяется больший момент.

0 Далее распределенные крутящие моменты с дополнительного осевого зубчатого венца 4 передаются через первую шестерню 5 и ось б на водило 7 сателлитов промежуточного дифференциала, а с второй

5 шестерни 12 через дополнительный осевой зубчатый венец 11 - на левую коническую шестерню 10 промежуточного дифференциала, в котором на сателлитах происходит их суммирование и передача через правую ко0 ническую шестерню 16 на выходной вал 17. Ответная реакция на выходном валу 17 также распределяется на левой конической шестерне 10 и водиле 7 сателлитов промежуточного дифференциала.

5

Если распределенный ответный реактивный момент на водиле 7 сателлитов промежуточного дифференциала больше -чем, распределенный крутящий момент, то про0 изойдет замедление и останов вращения оси 6, а так как имеется первая односторонняя обгонная мута 8, то обратного вращения не произойдет. Тогда коробка передач редуцирует больший момент при меньшей скоро5 сти. При уменьшении реактивного момента произойдет расстопорение односторонней обгонной муфтой 8 и постепенное увеличение скорости от водила 7 сателлитов.

При отрицательном реактивном моменте на выходном валу 17, т.е. создание крутящего момента на выходном валу 17, приводит к тому, что больший отрицательный реактивный момент распределяется через водило 7 сателлитов промежуточного дифференциала, ось 6, первую шестерню 5, дополнительный осевой зубчатый венец 4 правой конической шестерни 3 входного дифференциала. В зависимости от ответной реакции от входного вала 1 может вращаться или не вращаться водило 14 сателлитов входного дифференциала, так как в обратную сторону не позволяет вращаться вторая односторонняя обгонная мута 15.

Таким образом, изобретение позволяет снизить механические потери посредством изменения соединения валов входа и выхода к центральным шестерням, а постановка дополнительной обгонной муты повышает безопасность транспортного средства.

Формула изобретения

Двухступенчатая коробка передач для транспортного средства, содержащая корпус, установленные в корпусе два трехзаен- ных планетарных механизма, при этом одно из центральных колес первого планетарного механизма связано передачей с первым звеном втЪрого планетарного механиэма, кото рое также связано с механизмом свободного: хода, второе звено первого планетарного механизма связано передачей с вторым звеном второго планетарного механизма, третье звено первого планетар0 ного механизма связано с входным валом, а третье звено второго планетарного механизма связано с выходным валом, о т л и ч - а ю щ а я с я тем, что, с Целью снижения механических потерь и повышения безопас5 ности транспортного средства, в коробке передач дополнительно установлен механизм свободного хода, связанный с водилом первого планетарного механизма и через упомянутую передачу - с первой централь0 ной шестерней второго планетарного механизма, а вторые центральные шестерни планетарного механизма связаны соответственно с входами и выходами валов.

V

Похожие патенты SU1752587A1

название год авторы номер документа
Двухступенчатая коробка передач 1989
  • Астахов Валерий Васильевич
  • Климов Олег Геннадьевич
  • Климова Лариса Николаевна
SU1749064A1
Двухступенчатая коробка передач для транспортного средства 1989
  • Астахов Валерий Васильевич
  • Климов Олег Геннадьевич
SU1717420A1
Коробка передач 1989
  • Астахов Валерий Васильевич
  • Климов Олег Геннадьевич
SU1652116A1
Соосная трехвальная восьмиступенчатая реверсивная раздаточная коробка 2020
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
RU2755557C1
Трансмиссия транспортного средства 1983
  • Золотов Николай Никифорович
SU1094765A1
ПРИВОД ВЕДУЩИХ МОСТОВ 1998
  • Некрасов В.И.
RU2143351C1
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Малыхин М.В.
  • Горев Д.Г.
RU2093374C1
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА 2003
  • Кузнецов В.Я.
  • Козадаев А.И.
RU2248891C1
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПЕРЕДАТОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДВАИВАНИЯ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ТРАНСМИССИЯ С ЧЕТЫРЬМЯ ВЕДУЩИМИ КОЛЕСАМИ 2018
  • Рауль, Мишель
  • Тейксейра, Жан-Мишель
  • Бриек, Ален
RU2731488C1
ПЛАНЕТАРНАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1995
  • Ващенко Юрий Федорович
RU2104427C1

Реферат патента 1992 года Двухступенчатая коробка передач для транспортного средства

Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Целью является снижение механических потерь и повышение безопасности транспортного средства. Устройство содержит входной вал 1, соединенный с левой конической шестерней 2 входного дифференциала, правая коническая uiecfepHtf 3 которого дополнительным осевым зубчатым венцом 4 зацеплена с первой шестерней 5, ось б которой соединена с водилом 7 сателлитов промежуточного дифференциала и с первой односторонней обгонной муфтой 8. закрепленной в корпусе 9, левая коническая шестерня 10 промежуточного дифференциала своим дополнительным осевым зубчатым венцом 11 зацеплена с второй шестерней 12, ось 13 которой соединена с водилом 14 сателлитов 14 входного дифференциала и с второй односторонней обгонной муфтой 15, закрепленной в корпусе 9, а к правой конической шестерне 16 промежуточного дифференциала подсоединен выходной вал 17. 1 ил. fe

Формула изобретения SU 1 752 587 A1

Редактор И.Шулла

Техред М.Моргентал

Заказ 2725Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„ 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Корректор Э.Лончакова

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1752587A1

Коробка передач 1989
  • Астахов Валерий Васильевич
  • Климов Олег Геннадьевич
SU1652116A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 752 587 A1

Авторы

Астахов Валерий Васильевич

Климов Олег Геннадьевич

Хмелевский Юрий Павлович

Даты

1992-08-07Публикация

1989-12-20Подача