Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к транспортерам и эскалаторам.
Известно техническое решение, в котором многоступенчатая коробка содержит в корпусе входной и выходные валы, соосно расположенные планерные механизмы, блокирующие муфты включения и шестерни, закрепленные на параллельном валу, которые кинематически связывают ведомую шестерню входного вала с коронной шестерней второго планетарного редуктора - дифференциала, что позволяет реализовать увеличение кинематического диапазона.
Однако блокировка планетарных механизмов возможна при действии муфт включения, что сопряжено с приостановкой входного вала, а значит с холостой работой
двигателя, после чего включение входного вала приводит к пиковым нагрузкам
Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является коробка передач, содержащая два конических планетарных редуктора, имеющих кинематическую связь между собой посредством двух пар шестерен с разными передаточными числами и вал подачи мощности, вал снятия мощности, соединенные с в одилами сателлитов, при этом в потоке передачи мощности в зацеплении с меньшим передаточным числом установлена обгонная муфта, которая позволит, в зависимости от нагрузки, блокировать, передачу мощности с меньшим крутящим моментом, что позволяет осуществлять автоматическое переключение без пиковых нагрузок в трансмиссии.
XI
Недостатки известной коробки - большие относительные скорости зацепления в силу разности направлений вращения на втором планетарном редукторе и снижение безопасности работы эскалатора в случае отказа двигателя,
Целью изобретения является снижение механических потерь и повышение безопасности.
Для достижения поставленной цели в двухступенчатой коробке передач в корпусе установлены два трехзвенных планетарных механизма, при этом одно из центральных колес первого планетарного механизма связано передачей с одним из центральных ко- лес второго планетарного механизма, которое, в свою очередь, связано с механизмом свободного хода , второе звено первого планетарного механизма связано передачей с вторым звеном второго планетарного механизма через паразитную шестерню, третье звено первого планетарного механизма связано с выходным валом, а водило второго планетарного механизма связано с выходным валом, с входным же валом свя- зано второе центральное колесо первого планетарного механизма, а с водилом первого планетарного механизма связан дополнительно установленный в коробке передач механизм свободного хода.
На чертеже изображена кинематическая схема двухступенчатой коробки передач, общий вид,
Двухступенчатая коробка передач имеет корпус (не показан) и содержит входной вал 1, соединенный с левой конической шестерней 2 входного дифференциала, правая коническая шестерня 3 которого своим дополнительным осевым зубчатым венцом 4 зацеплена с дополнительным осевым зубча- тым венцом 5 левой конической шестерни 6 промежуточного дифференциала, ось 7 которой соединена с первой односторЬнней обгонной муфтой 8, закрепленной в корпусе 9, а правая коническая шестерня 10 проме- жуточного дифференциала своим дополнительным осевым зубчатым венцом 11 через промежуточную шестерню 12 зацеплена с шестерней 13. ось 14 которой соединена с водилом 15 сателлитов входного дифферен- циала и со второй односторонней обгонной муфтой,закрепленной в корпусе 9, с води- пом 17 сателлитов промежуточного дифференциала соединен вал 18 выхода.
Работа двухступенчатой коробки пере- дач заключается в следующем.
С входного вала 1 крутящий момент передается на левую коническую шестерню 2 входного дифференциала, где распределяется через сателлиты на водило 15 и правой
конической шестерне 3. что приводит к их противоположному вращению Крутящий момент с правого дополнительного осевого зубчатого венца 4 передается на левый дополнительный осевой зубчатый венец 5 промежуточного дифференциала, при этом обгонная односторонняя муфта 8 не препятствует вращению, а крутящий момент с водила 15 сателлитов через ось 14, шестерню 13, промежуточную шестерню 12, меняя направление вращения, передается на дополнительный осевой зубчатый венец 11 правой конической шестерни 10 промежуточного дифференциала, в котором происо- дит суммирование моментов, поступающих иа правую 10 и левую 6 конические шестерни. 8 зависимости от соотношения радиусов дополнительного осевого зубчатого венца 5 к венцу 4 и дополнительного осевого зубчатого венца 11 к шестерне 13 выходной вал 18 будет иметь больший или меньший момент входного вала 1 При увеличении реактивного момента на выходном валу 18 до величины, при которой его распределение на промежуточном дифференциале будет больше момента на оси его левой конической шестерни 6 и меньше момента на оси его правой конической шестерни 10, то произойдет замедление и останов левой конической шестерни б, а так как обгонная муфта 8 имеет одностороннее вращение, то вращение левой конической шестерни 6 промежуточного дифференциала и правой конической шестерни 4 входного дифференциала, т.е. происходит их блокировка и передача редуцирует больший момент при меньшей скорости При снижении реактивной мощности на выходном валу 18 до первоначальной величины первая обгонная односторонняя муфта 8 расстопоряется и происходит постепенное увеличение скорости на выходном валу 18 от увеличивающейся скорости левой конической шестерни 6 промежуточного дифференциала. При отрицательном реактивном моменте на выходном валу 18 приведет к тому, что больший реактивный отрицательный момент будет распределяться через правую коническую шестерню 6, его дополнительный осевой зубчатый венец 5 промежуточного дифференциала, дополнительный осевой зубчатый венец 4 правой конической шестерни 3 входного дифференциала. В зависимости от ответной реакции от входного вала 1 может вращаться или не вращаться водило 15 сателлитов входного дифференциала, так как в обратную сторону не позволяет вращаться вторая односторонняя обгонная муфта 16
Таким образом, пример реализации подтверждает, что в результате использования изобретения снизятся механические потери и увеличится безопасность эксплуатации.
Формула изобретения Двухступенчатая коробка передач, содержащая корпус, установленные в корпусе два трехзвенных планетарных механизма, при этом одно из центральных колес первого планетарного механизма связано передачей с одним из центральных колес второго планетарного механизма, которое в свою очередь связано с механизмом свободного хода, второе звено Первого планетарного механизма связано передачей с
0
5
вторым звеном второго планетарного механизма через паразитную шестерню, третье звено первого планетарного механизма связано с входным валом, а водило второго планетарного механизма связано с выходным валом, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности за счет снижения механических потерь, с входным валом связано второе центральное колесо первого планетарного механизма, а с водилом первого планетарного механизма связан дополнительно установленный в коробке передач механизм свободного хода.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухступенчатая коробка передач для транспортного средства | 1989 |
|
SU1717420A1 |
Двухступенчатая коробка передач для транспортного средства | 1989 |
|
SU1752587A1 |
Коробка передач | 1989 |
|
SU1652116A1 |
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 2003 |
|
RU2248891C1 |
Соосная трехвальная восьмиступенчатая реверсивная раздаточная коробка | 2020 |
|
RU2755557C1 |
Раздаточная коробка | 1983 |
|
SU1146220A1 |
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2149769C1 |
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2143349C1 |
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1998 |
|
RU2142885C1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2149772C1 |
Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств. Цель - повышение эксплуатационной надежности за счет снижения механических потерь. Устройство содержит входной вал 1, соединенный с левой конической шестерней 2 входного дифференциала, правая коническая шестерня 3 которого своим дифференциальным осевым зубчатым венцом 4 зацеплена с дополнительным осевым зубчатым венцом 5 левой конической шестерней 6 промежуточного дифференциала, ось 7 которой соединена с первой односторонней обгонной муфтой 8, закрепленной в корпусе 9, а правая коническая шестерня 10 промежуточного дифференциала своим дополнительным осевым зубчатым венцом 11 через промежуточную шестерню 12 зацеплена с шестерней 13, ось 14 которой соединена с водилом 15 сателлитов входного дифференциала и со второй од- носторонней обгонной муфтой 16, закрепленной в корпусе 9, с водилом 17 сателлитов промежуточного дифференциала соединен вал выхода 18. 1 ил
Коробка передач | 1989 |
|
SU1652116A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-07-23—Публикация
1989-12-20—Подача