Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления и сборки двигателя внутреннего сгорания. Известны способы изготовления двигателя внутреннего сгорания, содержащего блок- картер с гильзами цилиндров и шатунно- поршневыми группами, согласно которым заданную величину надпоршневого зазора в цилиндрах обеспечивают путем селективной сборки шатунно-поршневых групп.
Известен способ изготовления двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что коленчатый вал устанавливают в
блок-картер, замеряют расстояние между верхней плоскостью блока цилиндров и шатунной шейкой коленчатого вала при ее верхнем положении, подбирают шатун и поршень с размерами, соответствующими замеренному расстоянию, и устанавливают их в цилиндр..
Известен способ изготовления двигателя внутреннего сгорания, согласно которому для формирования надпоршневого зазора при селективной сборке применяют эксцентричные вкладыши шатунных подшипников.
ю с оо
00
Недостатками известных способов изготовления двигателя внутреннего сгорания с селективной сборкой шатунно-пор- шневых групп являются большая трудоемкость подбора шатуна и поршня с соответствующими размерами, обеспечивающими заданный надпоршневой зазор, и невозможность получения идентичных над- поршневых зазоров как в цилиндрах одного двигателя, так и в цилиндрах разных двигателей. Применение эксцентричных шатунных вкладышей хотя и уменьшает трудоемкость селективной сборки шатунно- поршневых групп, однако оно затруднено вследствие снижения несущей способности биметаллических подшипников при увеличении толщины антифрикционного слоя и необходимости расширения номенклатуры вкладышей, что неприемлемо при массовом производстве двигателей.
Цель изобретения- обеспечениезаданной величины надпоршневрго зазора с меньшей трудоемкостью селективной сборки шатунно поршневых групп.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу изготовления двигателя внутреннего сгорания, заключающемуся в установке в блок-картер двигателя цилиндров и шатунно-поршневых групп, причем заданную величину надпоршневого зазора обеспечивают путем селективной сборки шатунно-поршневых групп с помощью промежуточных элементов, заданный над- . поршневой зазор формируют посредством установки на торцовой поверхности днища поршня промежуточных элементов в виде плоских накладок, которые предварительно изготавливают из материала днища поршня по меньшей мере двух размерных групп по толщине, и после установки гильз цилиндров, шатунно-поршневых групп и замера расстояния между торцовыми поверхностями гильзы цилиндра и днища поршня при положении последнего в верхней мертвой.точке выбирают накладку соответствующей размерной группы, устанавливают и прикрепляют ее к торцовой поверхности днища поршня клеем марки ВК-49 с диапазоном рабочих температур от -60 до + 400°С.
На фиг.1 представлен двигатель внутреннего сгорания, изготовленный предлагаемым способом; на фиг,2 - то же, при установке накладки в зоне верхнего компрессионного кольца над прокладкой из материала с большей износостойкостью, чем материал днища поршня; на фиг.З - то же, при установке накладок над кольцевой полостью для охлаждающего масла.
Двигатель внутреннего сгорания (фИг.1) содержит блок-картер 1, в который устанавливается гильза цилиндра 2, шатунно-порш- невая группа, включающая шатун 3,
поршень 4, имеющий на торцовой поверхности 5 днища 6 промежуточный элемент в виде плоской накладки 7. Накладку 7 изготавливают из материала днища 6 как минимум двух размерных групп по толщине и
0 прикрепляют ее к торцовой поверхности 5 днища 6 поршня 4 клем ВК-49 с диапазоном рабочих температур от -60 до +400°С.
Расстояние а между торцовой поверхностью 8 гильзы цилиндра 2 и торцовой по5 верхностью 5 днища 6 поршня 4 в положении последнего в верхней мертвой точке равно сумме размеров b (толщина накладки 7 соответствующей размерной группы), и с (заданная величина надпоршневого
0 зазора 9),
Накладка 7 (фиг.2) может быть установ- -лена и приклеена к поршню 4 в зоне расположения верхнего компрессионного кольца 10 над прокладкой 11, выполненного из ма5 териала с большей износостойкостью, чем материал .днища 6 поршня 4.
Накладка 7 (фиг.З) может быть также установлена и приклеена к поршню 4 в виде крышки при размещении в днище 6 поршня
0 4 кольцевой полости 2 для охлаждающего масла, ограниченного с двух сторон телом поршня 4, а с двух других его сторон-наклад- кой (крышкой) 7 и прокладкой 10.
Изготовление двигателя внутреннего
5 сгорания осуществляется следующим образом.
В блок-картер 1 устанавливают гильзу цилиндра 2 и шатунно-поршневую группу, состоящую из шатуна 3 и поршня 4, после
0 чего замеряют расстояние а между торцовой поверхностью .7 гильзы цилиндра 2 и торцовой поверхностью 5 днища 6 поршня в положении последнего в верхней мертвой точке. По полученному в результате замера
5 расстоянию а в соответствии с заданной величиной с надпоршневого зазора 9 выбирают накладку соответствующей размерной группы по толщине Ь. Затем производят установку и крепление накладки 7 к днищу 6
0 поршня 4 клеем марки ВК-49.
Для двигателя внутреннего сгорания с высоким моторесурсом накладку 7 крепят к днищу 6 поршня 4 в зоне расположения верхнего компрессионного кольца 10 над
5 прокладкой 11 из материала с большей износостойкостью, чем материал днища 6 поршня 4, что позволяет избегать применения трудоемких, энергоемких и экологически вредных технологических процессов упрочнения днища 6 поршня 4 в зоне верхнего
компрессионного кольца 10 (например, заливки вставки из инрезистового чугуна либо переплава зоны днища 6 поршня 4 с легированием).
При повышенной тепловой напряжен- ности поршня 4 двигателя внутреннего сгорания накладку 7 устанавливают и приклеивают в виде крыши при размещении в днище 6 поршня 4 кольцевой полости 2 для охлаждающего масла, что позволяет отказаться от изготовления ее, например, литейным способом, с помощью солевых вкладышей либо применения сварки отдельных частей днища 6 поршня 4.
Использование предлагаемого способа изготовления двигателя внутреннего сгорания позволяет снизить трудоемкость селективной сборки шатунно-поршневых групп, обеспечить заданную величину надпоршне- вого зазора как в цилиндрах одного двига- теля, так и в цилиндрах разных двигателей при массовом их производстве, упростить технологию упрочнения днища поршня в зоне расположения верхнего компрессионного кольца для двигателя с высоким моторесурсом и изготовления в поршне кольцевой полости для охлаждающего масла при повышенной тепловой напряженности.
Формула изобретения
1.Способ изготовления двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в установке в блок-картер гильзы цилиндра и шатунно-поршневой группы,причемзаданная величина надпоршневого зазора обеспечивается путем селективной сборки шатунно-поршневой группы при помощи промежуточных элементов, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости и повышения точности, заданный надпоршневой зазор формируют посредством установки промежуточных элементов в виде плоских накладок на торцовой поверхности днища поршня, причем накладки предварительно изготавливают из материала днища поршня по меньшей мере двух размерных групп по толщине, маркируют их и после установки гильзы цилиндра и шатунно-поршневой группы, замеряют расстояние между торцовыми поверхностями гильзы цилиндра и днища поршня при положении последнего в верхней мертвой точке выбирают накладку соответствующей размерной группы и крепят ее к торцовой поверхности днища поршня.
2.Способ по п.1,о т л и ч а ю.щ и и с я тем, что накладку крепят к днищу поршня клеевым составом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ изготовления двигателя внутреннегоСгОРАНия | 1979 |
|
SU827820A1 |
ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА | 2004 |
|
RU2277180C2 |
СПОСОБ СБОРКИ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2008 |
|
RU2382220C2 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1978 |
|
SU667711A1 |
ДВС СО СМЕЖНО РАБОТАЮЩИМИ ЦИЛИНДРАМИ И ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ | 1996 |
|
RU2157898C2 |
Шатунно-поршневая группа двигателя внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1456626A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
ГАЗОУПЛОТНЕНИЕ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2011 |
|
RU2486360C2 |
СОСТАВНОЙ ШАТУННО-ПОРШНЕВОЙ УЗЕЛ С УПЛОТНИТЕЛЕМ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2010 |
|
RU2461727C2 |
Способ электрохимикомеханической приработки деталей цилиндропоршневой группы | 1991 |
|
SU1811449A3 |
Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания и позволяет обеспечить заданную величину надпоршневого зазора с малой трудоемкостью селективной сборки шатунно-поршневых групп. Способ осуществляют путем установки в блок-картер 1 двигателя гильз цилиндров 2 и шатунно-поршневых групп с шатуном 3 и поршнем 4, в котором заданную величину надпоршневого зазора формируют путем селективной сборки шатунно-поршневых групп с помощью промежуточных элементов в виде плоских накладок 7, которые устанавливают на торцовой поверхности 5 днища поршня 6. Накладки 7 изготавливают из материала днища поршня 6 по меньшей мере двух размерных групп по толщине, маркируют их и после установки гильз цилиндров 2 и шатунно-поршневых групп замеряют расстояние между торцовой поверхностью гильзы цилиндра 2 и торцовой поверхностью 5 днища поршня 6 при положении последнего в верхней мертвой точке, после чего выбирают накладку 7 соответствующей размерной группы, устанавливают и прикрепляют ее к днищу поршня 6 клеем марки ВК-49 с диапазоном рабочих температур от -60 до +400°С. 1 з.п.ф- лы, 3 ил. (Л С
Фиг.2
Способ сборки поршневого двигателя внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1650939A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1992-03-15—Публикация
1989-08-22—Подача