Способ изготовления двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1992 года по МПК F02F3/00 

Описание патента на изобретение SU1719688A1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к технологии изготовления и сборки двигателя внутреннего сгорания. Известны способы изготовления двигателя внутреннего сгорания, содержащего блок- картер с гильзами цилиндров и шатунно- поршневыми группами, согласно которым заданную величину надпоршневого зазора в цилиндрах обеспечивают путем селективной сборки шатунно-поршневых групп.

Известен способ изготовления двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что коленчатый вал устанавливают в

блок-картер, замеряют расстояние между верхней плоскостью блока цилиндров и шатунной шейкой коленчатого вала при ее верхнем положении, подбирают шатун и поршень с размерами, соответствующими замеренному расстоянию, и устанавливают их в цилиндр..

Известен способ изготовления двигателя внутреннего сгорания, согласно которому для формирования надпоршневого зазора при селективной сборке применяют эксцентричные вкладыши шатунных подшипников.

ю с оо

00

Недостатками известных способов изготовления двигателя внутреннего сгорания с селективной сборкой шатунно-пор- шневых групп являются большая трудоемкость подбора шатуна и поршня с соответствующими размерами, обеспечивающими заданный надпоршневой зазор, и невозможность получения идентичных над- поршневых зазоров как в цилиндрах одного двигателя, так и в цилиндрах разных двигателей. Применение эксцентричных шатунных вкладышей хотя и уменьшает трудоемкость селективной сборки шатунно- поршневых групп, однако оно затруднено вследствие снижения несущей способности биметаллических подшипников при увеличении толщины антифрикционного слоя и необходимости расширения номенклатуры вкладышей, что неприемлемо при массовом производстве двигателей.

Цель изобретения- обеспечениезаданной величины надпоршневрго зазора с меньшей трудоемкостью селективной сборки шатунно поршневых групп.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу изготовления двигателя внутреннего сгорания, заключающемуся в установке в блок-картер двигателя цилиндров и шатунно-поршневых групп, причем заданную величину надпоршневого зазора обеспечивают путем селективной сборки шатунно-поршневых групп с помощью промежуточных элементов, заданный над- . поршневой зазор формируют посредством установки на торцовой поверхности днища поршня промежуточных элементов в виде плоских накладок, которые предварительно изготавливают из материала днища поршня по меньшей мере двух размерных групп по толщине, и после установки гильз цилиндров, шатунно-поршневых групп и замера расстояния между торцовыми поверхностями гильзы цилиндра и днища поршня при положении последнего в верхней мертвой.точке выбирают накладку соответствующей размерной группы, устанавливают и прикрепляют ее к торцовой поверхности днища поршня клеем марки ВК-49 с диапазоном рабочих температур от -60 до + 400°С.

На фиг.1 представлен двигатель внутреннего сгорания, изготовленный предлагаемым способом; на фиг,2 - то же, при установке накладки в зоне верхнего компрессионного кольца над прокладкой из материала с большей износостойкостью, чем материал днища поршня; на фиг.З - то же, при установке накладок над кольцевой полостью для охлаждающего масла.

Двигатель внутреннего сгорания (фИг.1) содержит блок-картер 1, в который устанавливается гильза цилиндра 2, шатунно-порш- невая группа, включающая шатун 3,

поршень 4, имеющий на торцовой поверхности 5 днища 6 промежуточный элемент в виде плоской накладки 7. Накладку 7 изготавливают из материала днища 6 как минимум двух размерных групп по толщине и

0 прикрепляют ее к торцовой поверхности 5 днища 6 поршня 4 клем ВК-49 с диапазоном рабочих температур от -60 до +400°С.

Расстояние а между торцовой поверхностью 8 гильзы цилиндра 2 и торцовой по5 верхностью 5 днища 6 поршня 4 в положении последнего в верхней мертвой точке равно сумме размеров b (толщина накладки 7 соответствующей размерной группы), и с (заданная величина надпоршневого

0 зазора 9),

Накладка 7 (фиг.2) может быть установ- -лена и приклеена к поршню 4 в зоне расположения верхнего компрессионного кольца 10 над прокладкой 11, выполненного из ма5 териала с большей износостойкостью, чем материал .днища 6 поршня 4.

Накладка 7 (фиг.З) может быть также установлена и приклеена к поршню 4 в виде крышки при размещении в днище 6 поршня

0 4 кольцевой полости 2 для охлаждающего масла, ограниченного с двух сторон телом поршня 4, а с двух других его сторон-наклад- кой (крышкой) 7 и прокладкой 10.

Изготовление двигателя внутреннего

5 сгорания осуществляется следующим образом.

В блок-картер 1 устанавливают гильзу цилиндра 2 и шатунно-поршневую группу, состоящую из шатуна 3 и поршня 4, после

0 чего замеряют расстояние а между торцовой поверхностью .7 гильзы цилиндра 2 и торцовой поверхностью 5 днища 6 поршня в положении последнего в верхней мертвой точке. По полученному в результате замера

5 расстоянию а в соответствии с заданной величиной с надпоршневого зазора 9 выбирают накладку соответствующей размерной группы по толщине Ь. Затем производят установку и крепление накладки 7 к днищу 6

0 поршня 4 клеем марки ВК-49.

Для двигателя внутреннего сгорания с высоким моторесурсом накладку 7 крепят к днищу 6 поршня 4 в зоне расположения верхнего компрессионного кольца 10 над

5 прокладкой 11 из материала с большей износостойкостью, чем материал днища 6 поршня 4, что позволяет избегать применения трудоемких, энергоемких и экологически вредных технологических процессов упрочнения днища 6 поршня 4 в зоне верхнего

компрессионного кольца 10 (например, заливки вставки из инрезистового чугуна либо переплава зоны днища 6 поршня 4 с легированием).

При повышенной тепловой напряжен- ности поршня 4 двигателя внутреннего сгорания накладку 7 устанавливают и приклеивают в виде крыши при размещении в днище 6 поршня 4 кольцевой полости 2 для охлаждающего масла, что позволяет отказаться от изготовления ее, например, литейным способом, с помощью солевых вкладышей либо применения сварки отдельных частей днища 6 поршня 4.

Использование предлагаемого способа изготовления двигателя внутреннего сгорания позволяет снизить трудоемкость селективной сборки шатунно-поршневых групп, обеспечить заданную величину надпоршне- вого зазора как в цилиндрах одного двига- теля, так и в цилиндрах разных двигателей при массовом их производстве, упростить технологию упрочнения днища поршня в зоне расположения верхнего компрессионного кольца для двигателя с высоким моторесурсом и изготовления в поршне кольцевой полости для охлаждающего масла при повышенной тепловой напряженности.

Формула изобретения

1.Способ изготовления двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в установке в блок-картер гильзы цилиндра и шатунно-поршневой группы,причемзаданная величина надпоршневого зазора обеспечивается путем селективной сборки шатунно-поршневой группы при помощи промежуточных элементов, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости и повышения точности, заданный надпоршневой зазор формируют посредством установки промежуточных элементов в виде плоских накладок на торцовой поверхности днища поршня, причем накладки предварительно изготавливают из материала днища поршня по меньшей мере двух размерных групп по толщине, маркируют их и после установки гильзы цилиндра и шатунно-поршневой группы, замеряют расстояние между торцовыми поверхностями гильзы цилиндра и днища поршня при положении последнего в верхней мертвой точке выбирают накладку соответствующей размерной группы и крепят ее к торцовой поверхности днища поршня.

2.Способ по п.1,о т л и ч а ю.щ и и с я тем, что накладку крепят к днищу поршня клеевым составом.

Похожие патенты SU1719688A1

название год авторы номер документа
Способ изготовления двигателя внутреннегоСгОРАНия 1979
  • Григорьев Анатолий Петрович
  • Гришин Анатолий Васильевич
  • Дмитриев Владимир Петрович
  • Игошин Виктор Михайлович
  • Ижорин Леонид Васильевич
  • Третьяков Владимир Андреевич
  • Филиппов Виктор Сергеевич
  • Шевцов Юрий Тихонович
  • Эфрос Виктор Валентинович
SU827820A1
ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА 2004
  • Фролов Михаил Петрович
RU2277180C2
СПОСОБ СБОРКИ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2008
  • Петров Александр Николаевич
  • Скворцов Василий Борисович
  • Скворцова Светлана Борисовна
  • Доброхотов Юрий Николаевич
RU2382220C2
Двигатель внутреннего сгорания 1978
  • Григорьев Анатолий Петрович
  • Шевцов Юрий Тихонович
  • Дмитриев Владимир Петрович
SU667711A1
ДВС СО СМЕЖНО РАБОТАЮЩИМИ ЦИЛИНДРАМИ И ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ 1996
  • Зуев А.А.
  • Бреусов В.П.
  • Козлов М.В.
RU2157898C2
Шатунно-поршневая группа двигателя внутреннего сгорания 1987
  • Митяев Анатолий Николаевич
  • Любимов Виктор Павлович
  • Бондаренко Михаил Михайлович
  • Рискин Икар-Улукбек Васильевич
SU1456626A1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
ГАЗОУПЛОТНЕНИЕ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Абрамишвили Марлен Мелитонович
RU2486360C2
СОСТАВНОЙ ШАТУННО-ПОРШНЕВОЙ УЗЕЛ С УПЛОТНИТЕЛЕМ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Салмин Владимир Васильевич
  • Нагорнов Вячеслав Анатольевич
RU2461727C2
Способ электрохимикомеханической приработки деталей цилиндропоршневой группы 1991
  • Алексеев Валерий Павлович
  • Болдарь Леонид Никифорович
SU1811449A3

Иллюстрации к изобретению SU 1 719 688 A1

Реферат патента 1992 года Способ изготовления двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания и позволяет обеспечить заданную величину надпоршневого зазора с малой трудоемкостью селективной сборки шатунно-поршневых групп. Способ осуществляют путем установки в блок-картер 1 двигателя гильз цилиндров 2 и шатунно-поршневых групп с шатуном 3 и поршнем 4, в котором заданную величину надпоршневого зазора формируют путем селективной сборки шатунно-поршневых групп с помощью промежуточных элементов в виде плоских накладок 7, которые устанавливают на торцовой поверхности 5 днища поршня 6. Накладки 7 изготавливают из материала днища поршня 6 по меньшей мере двух размерных групп по толщине, маркируют их и после установки гильз цилиндров 2 и шатунно-поршневых групп замеряют расстояние между торцовой поверхностью гильзы цилиндра 2 и торцовой поверхностью 5 днища поршня 6 при положении последнего в верхней мертвой точке, после чего выбирают накладку 7 соответствующей размерной группы, устанавливают и прикрепляют ее к днищу поршня 6 клеем марки ВК-49 с диапазоном рабочих температур от -60 до +400°С. 1 з.п.ф- лы, 3 ил. (Л С

Формула изобретения SU 1 719 688 A1

Фиг.2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1719688A1

Способ сборки поршневого двигателя внутреннего сгорания 1989
  • Резник Яков Абрамович
SU1650939A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 719 688 A1

Авторы

Горбунов Вячеслав Петрович

Шумарин Владимир Григорьевич

Таранта Владимир Алексеевич

Задворнов Владимир Петрович

Шатунов Владимир Кириллович

Малашев Сергей Исаакович

Даты

1992-03-15Публикация

1989-08-22Подача