Способ диагностики поперечной трещины горизонтального вала Советский патент 1992 года по МПК G01N3/00 

Описание патента на изобретение SU1719962A1

Изобретение относится к диагностике неисправностей.

Появление трещины в сечении горизонтального вала может быть выявлено или по изменению вибрации подшипников при работе машины, или по изменению центровки между роторами агрегата, или по изменению биения сечений вала.

Однако изменение вибрации, центровки и биения чаще всего вызываются другими причинами, которые представляют иной уровень опасности для машины и могут быть устранены средствами наладки оборудования.

Поэтому диагностически появление трещины может быть окончательно установлено по изменению величины среднего значения статического прогиба вала по сравнению с расчетным значением, определяемым массой ротора и жесткостью вала. При появлении трещины уменьшается жесткость вала несоответственно, увеличивается статический прогиб вала.

Недостатком данного способа диагностики трещины по измерению статического прогиба вала является его трудоемкость, включающая необходимость перестановки ротора в положение, при котором становится возможным измерение статического прогиба вала.

Цель изобретения - экономия трудозатрат и снижение трудоемкости процесса.

Поставленная цель достигается тем, что согласно способу диагностики поперечной трещины горизонтального вала, заключающемуся в оценке изменения жесткости вала, эту оценку призводят по среднему значению разности уклонов двух шеек вала, иэмеО

ю о ю

ренных при четырех положениях вала, смещенных одно относительно другого на четверть оборота.

Новизна предлагаемого решения определяется наличием новых действий, заключающихся в измерении уклонов двух шеек вала при четырех смещенных на 90° положениях ротора, в определении их разности и среднего значения этих разностей. При трещине вала происходит изменение среднего значения разности уклонов, т.е. исключается необходимость перестановки ротора, достаточно лишь его проворота, что менее трудоемко.

Кроме того, появляется возможность определения как продольного сечения трещины, так и ориентировочно поперечного, т.е. произведения более полной диагностики.

На чертеже п редставл ен вал ротора ту р- богенератора.

Вал 1 ротора имеет шейки 2 под подшипники. Измерение уклонов шеек роторов является нормальной операцией при контроле центровки роторов агрегата, например при монтаже турбоагрегатов на тепловых и атомных электростанциях. Измерение уклонов при этом производят уровнями типа Геологоразведка с микрометрическими головками с ценой деления 0,1 мм на 1 м длины.

Измерение уклонов шеек ротора с целью диагностики трещины в валу 1 предлагается производить при четырех положениях ротора, смещенных одно относительно другого на четверть оборота. При каждом положении производят измерение величины уклонов обеих шеек 2, затем вычисляют разность этих величин с учетом направления уклона. Изменение разности уклонов шеек 2с поворотом ротора может быть вызвано также остаточным изгибом вала или неодинаковой жесткостью мотора по его осям, но при этом среднее значение разности уклонов шеек не изменяв г ч. Только при трещине вала 1 происходит увеличение среднего значения разности /клонов. При этом по изменениям значений уклонов обеих шеек 2 при про вороте ротора можно определить как продольное сечение трещины (по максимуму разности уклонов), так и ориентировочно поперечное сечение (расстояние до сечения с трещиной от каждого подшипника в первом приближении обратно пропорционально величинам изменений уклонов шеек).

, Предлагаемый способ иллюстрируется конкретными примерами выявления трещин в роторах турбогенераторов во время

исследований причин изменения вибрации подшипников турбоагрегатов.

Уклоны приведены в миллиметрах на 1 м длины вала. За положительное направление уклонов принят подъем в сторону подшипника №2.

Пример 1. При монтаже агрегата разность уклонов шеек ротора составляет 1,8мм/м.

Результаты измерений уклонов после аварийного останова сведены в табл. 1.

Среднее четырех значений разности уклонов шеек составляет 2,47 мм/м, что на 37% больше величины, измеренной при

монтаже. По изменению величин уклонов очевидно, что трещина находится внизу при третьем положении ротора, при этом поперечное сечение трещины располагается вблизи подшипника № 1 на расстоянии примерно 20% длины между подшипниками.

Трещина оказалась на расстоянии 15,7% длины, при этом повреждено примерно 50% сечения ротора.

Приме р 2. При монтаже агрегата

разность уклонов шеек ротора составляет 1,2 мм/м.

Результаты измерений уклонов после аварийного останова сведены в табл. 2. Среднее четырех значений разности уклонов составляет в этом случае 1,54 мм/м, что на 28% больше величины, измеренной при монтаже. Максимум разности уклонов между вторым и третьим положениями соответствует расположению трещины снизу (по

отношению к первоначальному положению).

По соотношению изменений уклонов каждой шейки поперечное сечение трещины следовало ожидать на расстоянии от

подшипника № 2, составляющем примерно 30% длины между подшипниками. В действительности трещина была обнаружена на расстоянии 14,5% от подшипника № 2. В этом случае трещина поразила примерно

25% сечения.

Для диагностики трещин в роторах оказалось достаточным только вскрытие подшипников.

Технико-экономическая эффективность

предлагаемого способа состоит в том, что появилась возможность воспроизведения с минимальными трудозатратами полной диагностики поперечной трещины вала.

Ф о рмул а и зо б р ете н и я

Способ диагностики поперечной трещины горизонтального вала, заключающийся в оценке изменения жесткости вала по изменению его статического прогиба под действием силы тяжести, отличающийс я тем, что, с целью экономии трудозатрат, оценку изменения статического прогиба вала производят по величине уклонов двух шеек вала, измеренных при четырех его положениях, смещенных одно относительно другого на четверть оборота вала, при этом наличие трещины определяют по факту отклонения среднего значения разности уклонов двух шеек от ранее измеренной нормальной величины, степень повреждения сечения вала - по относительной величине этого отклонения, продольное сечение трещины - по положению вала, при котором разность уклонов шеек максимальна, а поперечное сечение трещины - по соотношению изменений уклонов шеек между собой.

Похожие патенты SU1719962A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОПЕРЕЧНОЙ ТРЕЩИНЫ ВАЛА 1992
  • Воеводский Ю.Р.
RU2082143C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НАЛИЧИЯ ТРЕЩИНЫ В ДЕТАЛИ 2000
  • Корнев А.Б.
  • Гуслякова Г.П.
  • Гусляков Д.С.
RU2173842C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ВАЛА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2003
  • Аврух В.Ю.
RU2248081C1
СПОСОБ УСТАНОВКИ ОПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ ВАЛОПРОВОДА ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ 1992
  • Дон Эдуард Абрамович
  • Сушко Евгений Александрович
  • Авруцкий Георг Давидович
  • Степанченко Владимир Илларионович
RU2029101C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ ВАЛОВ РОТОРОВ ЭНЕРГОАГРЕГАТА С КРУПНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНОЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Аврух В.Ю.
RU2253177C1
Способ определения эксцентричности коренных шеек коленчатых валов рядных моторов типа М-100 А-М 103А 1945
  • Кошечкин В.В.
SU67684A1
СПОСОБ МОНТАЖА СУДОВОГО ВАЛОПРОВОДА 1991
  • Фролов С.Н.
RU2031055C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОСАДОЧНОГО НАТЯГА БАНДАЖНЫХ КОЛЕЦ НА БОЧКУ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Аврух В.Ю.
RU2253176C1
СПОСОБ ВИБРАЦИОННОГО ИГЛОФРЕЗЕРОВАНИЯ 2010
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Киричек Андрей Викторович
  • Самойлов Николай Николаевич
  • Афанасьев Борис Иванович
  • Василенко Ольга Аркадьевна
  • Воронков Александр Викторович
  • Овсяникова Ирина Васильевна
RU2452598C1
СПОСОБ МОНТАЖА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Назаренко Юрий Борисович
RU2578500C1

Реферат патента 1992 года Способ диагностики поперечной трещины горизонтального вала

Изобретение относится к диагностике. Цель изобретения - экономия трудозатрат. Диагностику поперечной трещины горизонтального вала осуществляют, оценивая изменение жесткости вала по изменению его статического прогиба. Статический прогиб определяют по величине уклонов двух шеек вала, измеренных при четырех его положениях, смещенных одно относительно другого на четверть оборота вала. Наличие трещины определяют по факту отклонения среднего значения разности уклонов двух шеек от ранее измеренной нормальной величины. Степень повреждения сечения вала определяют по относительной величине этого отклонения, продольное сечение трещины - по положению вала, при котором разность уклонов шеек максимальна, а поперечное сечение трещины - по соотношению изменений уклонов шеек между собой. 2 табл., 1 ил. Ё

Формула изобретения SU 1 719 962 A1

Таблица 1

Таблица 2

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1719962A1

Нистратов Н.И., Тимощук Л.Т
К испытанию образцов с трещиной на статический изгиб
Шеститрубный элемент пароперегревателя в жаровых трубках 1918
  • Чусов С.М.
SU1977A1
Способ изготовления замочных ключей с отверстием для замочного шпенька из одной болванки с помощью штамповки и протяжки 1922
  • Личадеев Н.Н.
SU221A1

SU 1 719 962 A1

Авторы

Мазин Эфраим Айзикович

Заец Владимир Иванович

Даты

1992-03-15Публикация

1990-02-05Подача