VJ
ГО О
ю ю о
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым энергетическим установкам (СЭУ).
В СЭУ с нереверсивными двигателями реверс гребного вала может осуществляться с помощью специальных зубчатых передач - реверсивных редукторов (РР).
Известны различные конструкции РР с паразитными шестернями (колесами) и разобщительными муфтами.
Как видно из схем, ввод в конструкцию редуктора даже одного паразитного элемента влечет за собой еще один или более дополнительных зубчатых элементов и валов. Это существенно усложняет конструк- цию и ухудшает массогабаритные характеристики СЭУ.
Наиболее близким техническим решением к изобретению является СЭУ, содержащая нереверсивный главный двигатель, гребной вал и РР. В РР этой СЭУ шестерня, закрепленная на входном валу, зацеплена с колесом переднего и колесом заднего хода. Поскольку оба колеса имеют одно направление вращения, для обеспечения заднего хода предусмотрены еще два паразитных колеси, а также две разобщительных муфты.
Конструкция РР сложна, так как одноступенчатый редуктор на заднем ходу превращается в двухступенчатый. Вторая ступень - два паразитных колеса - увеличивает длину и массу РР и СЭУ в целом.
Цель изобретения - снижение массога- баритных характеристик и упрощение конструкции СЭУ.
С этой целью предлагаемая СЭУ содержит нереверсивный главный двигатель, гребной вал и реверсивный редуктор. В последнем предусмотрены входной вал с шестерней и колеса переднего и заднего ходов. Оба колеса зацеплены с шестерней, одно из колес выпонено с внешним зацеплением, а второе - с внутренним зацеплением. Оба колеса размещены соосно, причем вал колеса с внутренним зацеплением выполнен полым, а вал колеса с внешним зацеплением размещен внутри упомянутого полого вала. В установке предусмотрены две разобщительные муфты, ведущие полумуфты которых закреплены на концах валов колес редуктор.а, а ведомые полумуфты - на конце гребного вала.
На чертеже дана схема предлагаемой СЭУ.
Установка содержит нереверсивный главный двигатель 1, вал которого присоединен к входному валу редуктора. На входном валу редуктора закреплена шестерня 2. зацепленная с зубчатыми колесами 3 и 4. Колесо 3 выполнено с внешним зацеплением, а колесо 4 - с внутренним. Валы колес 3
и 4 размещены соосно, при этом вал колеса 4 выполнен полым, а вал 3 размещен внутри полого вала колеса 4. На концах обоих валов закреплены ведущие полумуфты 5 и 6 разобщительных муфт, на конце гребного вала
8 - ведомые полумуфты, объединенные в данном случае в один узел 7.
Установка работает следующим образом.
Главный двигатель 1, а значит и шестерня 2 вращаются в одном и том же направлении на режимах переднего и заднего ходов. При этом колесо 4 вращается в том же направлении, а колесо 3 - в противоположном, В противоположных направлениях вращаются и соосные валы колес 3 и 4 с закрепленными на них ведущими полумуфтами 5 и 6. В зависимости от заданного направления вращения гребного вала 8 полумуфта 7 вводится в зацепление с полумуфтой 5 или 6.
Благодаря выполнению колес 3 и 4 с разными {внутренним и внешним) зацеплениями вращение ведущих полумуфт 5 и 6 в разные стороны обеспечивается без использования паразитных зубчатых элементов. Поэтому число зубчатых элементов в РР предложенной СЭУ меньше, чем у известной, РР является одноступенчатым как на переднем, так и на заднем ходу. В результате конструкции предлагаемых РР и СЭУ в целом проще, а длина и масса меньшие, чем у известной установки.
Формула изобретения Судовая энергетическая установка, содержащая нереверсивный главный двигатель, кинематически связанный с гребным валом, реверсивный редуктор, включающий в себя входной вал с шестерней и колеса переднего и заднего хода, и две разобщительные муфты с ведущими и ведомыми полумуфтами, отличающаяся тем, что, с целью снижения массогабаритных характеристик и упрощения конструкции установки, одно из колес упомянутого редуктора
выполнено с внешним зацеплением, а другое колесо - с внутренним зацеплением, оба колеса размещены соосно и зацеплены с шестерней, вал колеса с внутренним зацеплением выполнен полым, а вал колеса с
внешним зацеплением размещен внутри упомянутого полого вала, ведущие полумуфты закреплены на концах валов колес, а ведомые полумуфты - на конце гребного вала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Реверсивный двухступенчатый редуктор | 1990 |
|
SU1786317A1 |
СУДОВАЯ СИЛОВАЯ ТРАНСМИССИЯ | 2013 |
|
RU2527414C1 |
Судовая энергетическая установка | 1987 |
|
SU1523473A1 |
СУДОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 2000 |
|
RU2198820C2 |
Силовая дизель-гидрозубчатая установка | 1989 |
|
SU1662897A1 |
ЗУБЧАТЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ РЕДУКТОР | 2013 |
|
RU2540226C1 |
СУДОВОЙ ЗУБЧАТЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ РЕДУКТОР | 2012 |
|
RU2516770C2 |
Реверсивный редуктор для катеров | 1945 |
|
SU69034A1 |
Судовая дизель-редукторная установка | 1978 |
|
SU772918A1 |
СУММИРУЮЩИЙ ЗУБЧАТЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ РЕДУКТОР | 2017 |
|
RU2670838C9 |
Изобретение относится к судостроению, в частности к реверсивным устройствам судовых энергетических установок. Цель изобретения - снижение массогаба- ритных характеристик и упрощение конструкции установки. Установка содержит нереверсивный двигатель 1, вал которого соединен с входным валом редуктора. На входном валу редуктора закреплена шестерня 2, соединенная зацеплением с колесами 3 и 4, установленными соосно. Колесо 3 выполнено с внешним зубчатым зацеплением, колесо 4 - с внутренним. Вал колеса 3 размещен коаксиально внутри полого вала колеса 4. На концах указанных валов закреплены ведущие полумуфты 5 и 6. Ведомая полумуфта 7, имеющая возможность осевого перемещения, закреплена на конце гребного вала 8. В зависимости от заданного направления вращения гребного вала ведомая полумуфта 7 вводится в соединение с одной из вращающихся в разных направлениях ведущих полумуфт 5 или 6. В среднем положении полумуфты 7 - без соединения с полумуфтами 5 или 6 - гребной вал не вращается (от двигателя), а двигатель 1 работает в режиме холостого хода. 1 ил. w Ё
Голубев И.В | |||
Проектирование энергетических установок морских судов | |||
- Л.: Судостроение, 1980, с.119, рис.. |
Авторы
Даты
1992-03-23—Публикация
1990-02-26—Подача