Судовая энергетическая установка Советский патент 1992 года по МПК B63H23/10 

Описание патента на изобретение SU1720929A1

VJ

ГО О

ю ю о

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым энергетическим установкам (СЭУ).

В СЭУ с нереверсивными двигателями реверс гребного вала может осуществляться с помощью специальных зубчатых передач - реверсивных редукторов (РР).

Известны различные конструкции РР с паразитными шестернями (колесами) и разобщительными муфтами.

Как видно из схем, ввод в конструкцию редуктора даже одного паразитного элемента влечет за собой еще один или более дополнительных зубчатых элементов и валов. Это существенно усложняет конструк- цию и ухудшает массогабаритные характеристики СЭУ.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является СЭУ, содержащая нереверсивный главный двигатель, гребной вал и РР. В РР этой СЭУ шестерня, закрепленная на входном валу, зацеплена с колесом переднего и колесом заднего хода. Поскольку оба колеса имеют одно направление вращения, для обеспечения заднего хода предусмотрены еще два паразитных колеси, а также две разобщительных муфты.

Конструкция РР сложна, так как одноступенчатый редуктор на заднем ходу превращается в двухступенчатый. Вторая ступень - два паразитных колеса - увеличивает длину и массу РР и СЭУ в целом.

Цель изобретения - снижение массога- баритных характеристик и упрощение конструкции СЭУ.

С этой целью предлагаемая СЭУ содержит нереверсивный главный двигатель, гребной вал и реверсивный редуктор. В последнем предусмотрены входной вал с шестерней и колеса переднего и заднего ходов. Оба колеса зацеплены с шестерней, одно из колес выпонено с внешним зацеплением, а второе - с внутренним зацеплением. Оба колеса размещены соосно, причем вал колеса с внутренним зацеплением выполнен полым, а вал колеса с внешним зацеплением размещен внутри упомянутого полого вала. В установке предусмотрены две разобщительные муфты, ведущие полумуфты которых закреплены на концах валов колес редуктор.а, а ведомые полумуфты - на конце гребного вала.

На чертеже дана схема предлагаемой СЭУ.

Установка содержит нереверсивный главный двигатель 1, вал которого присоединен к входному валу редуктора. На входном валу редуктора закреплена шестерня 2. зацепленная с зубчатыми колесами 3 и 4. Колесо 3 выполнено с внешним зацеплением, а колесо 4 - с внутренним. Валы колес 3

и 4 размещены соосно, при этом вал колеса 4 выполнен полым, а вал 3 размещен внутри полого вала колеса 4. На концах обоих валов закреплены ведущие полумуфты 5 и 6 разобщительных муфт, на конце гребного вала

8 - ведомые полумуфты, объединенные в данном случае в один узел 7.

Установка работает следующим образом.

Главный двигатель 1, а значит и шестерня 2 вращаются в одном и том же направлении на режимах переднего и заднего ходов. При этом колесо 4 вращается в том же направлении, а колесо 3 - в противоположном, В противоположных направлениях вращаются и соосные валы колес 3 и 4 с закрепленными на них ведущими полумуфтами 5 и 6. В зависимости от заданного направления вращения гребного вала 8 полумуфта 7 вводится в зацепление с полумуфтой 5 или 6.

Благодаря выполнению колес 3 и 4 с разными {внутренним и внешним) зацеплениями вращение ведущих полумуфт 5 и 6 в разные стороны обеспечивается без использования паразитных зубчатых элементов. Поэтому число зубчатых элементов в РР предложенной СЭУ меньше, чем у известной, РР является одноступенчатым как на переднем, так и на заднем ходу. В результате конструкции предлагаемых РР и СЭУ в целом проще, а длина и масса меньшие, чем у известной установки.

Формула изобретения Судовая энергетическая установка, содержащая нереверсивный главный двигатель, кинематически связанный с гребным валом, реверсивный редуктор, включающий в себя входной вал с шестерней и колеса переднего и заднего хода, и две разобщительные муфты с ведущими и ведомыми полумуфтами, отличающаяся тем, что, с целью снижения массогабаритных характеристик и упрощения конструкции установки, одно из колес упомянутого редуктора

выполнено с внешним зацеплением, а другое колесо - с внутренним зацеплением, оба колеса размещены соосно и зацеплены с шестерней, вал колеса с внутренним зацеплением выполнен полым, а вал колеса с

внешним зацеплением размещен внутри упомянутого полого вала, ведущие полумуфты закреплены на концах валов колес, а ведомые полумуфты - на конце гребного вала.

Похожие патенты SU1720929A1

название год авторы номер документа
Реверсивный двухступенчатый редуктор 1990
  • Полешуков Леонид Иванович
  • Кохан Анатолий Андреевич
SU1786317A1
СУДОВАЯ СИЛОВАЯ ТРАНСМИССИЯ 2013
  • Паюсов Валентин Изосимович
  • Попов Герман Михайлович
  • Степичева Светлана Игоревна
RU2527414C1
Судовая энергетическая установка 1987
  • Кохан Анатолий Андреевич
SU1523473A1
СУДОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2000
  • Петровский М.А.
  • Петровский Д.А.
  • Петровский А.Н.
RU2198820C2
Силовая дизель-гидрозубчатая установка 1989
  • Кохан Анатолий Андреевич
  • Алексеев Дмитрий Евгеньевич
SU1662897A1
ЗУБЧАТЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ РЕДУКТОР 2013
  • Паюсов Валентин Изосимович
  • Попов Герман Михайлович
RU2540226C1
СУДОВОЙ ЗУБЧАТЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ РЕДУКТОР 2012
  • Паюсов Валентин Изосимович
  • Попов Герман Михайлович
  • Степичева Светлана Игоревна
RU2516770C2
Реверсивный редуктор для катеров 1945
  • Гартвиг В.А.
  • Плам Я.Л.
  • Симкин А.С.
SU69034A1
Судовая дизель-редукторная установка 1978
  • Руденко Евгений Павлович
  • Артеменко Владимир Михайлович
  • Шидловский Руслан Павлович
  • Федоров Леонид Рувимович
SU772918A1
СУММИРУЮЩИЙ ЗУБЧАТЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ РЕДУКТОР 2017
  • Паюсов Валентин Изосимович
  • Попов Герман Михайлович
  • Фетисов Павел Владимирович
  • Степичева Светлана Игоревна
RU2670838C9

Реферат патента 1992 года Судовая энергетическая установка

Изобретение относится к судостроению, в частности к реверсивным устройствам судовых энергетических установок. Цель изобретения - снижение массогаба- ритных характеристик и упрощение конструкции установки. Установка содержит нереверсивный двигатель 1, вал которого соединен с входным валом редуктора. На входном валу редуктора закреплена шестерня 2, соединенная зацеплением с колесами 3 и 4, установленными соосно. Колесо 3 выполнено с внешним зубчатым зацеплением, колесо 4 - с внутренним. Вал колеса 3 размещен коаксиально внутри полого вала колеса 4. На концах указанных валов закреплены ведущие полумуфты 5 и 6. Ведомая полумуфта 7, имеющая возможность осевого перемещения, закреплена на конце гребного вала 8. В зависимости от заданного направления вращения гребного вала ведомая полумуфта 7 вводится в соединение с одной из вращающихся в разных направлениях ведущих полумуфт 5 или 6. В среднем положении полумуфты 7 - без соединения с полумуфтами 5 или 6 - гребной вал не вращается (от двигателя), а двигатель 1 работает в режиме холостого хода. 1 ил. w Ё

Формула изобретения SU 1 720 929 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1720929A1

Голубев И.В
Проектирование энергетических установок морских судов
- Л.: Судостроение, 1980, с.119, рис..

SU 1 720 929 A1

Авторы

Полешуков Леонид Иванович

Кохан Анатолий Андреевич

Даты

1992-03-23Публикация

1990-02-26Подача