Фиг.1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на транспортных средствах с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Известно устройство для привода вспомогательных агрегатов транспортного средства, содержащее крыльчатку, подключенную через конфузор к магистрали выпуска отработавших газов ДВС,и включенный в эту магистраль между двигателем и конфузором эжектор для подсоса воздуха из атмосферы.
Однако в этом устройстве эжектор устанавливается на выпускном патрубке каждого цилиндра, что усложняет конструкцию привода.
Известно устройство для привода вспомогательных агрегатов транспортного средства с общим эжектором.
Однако в этом устройстве газонакопитель, как отдельный элемент, отсутствует, что снижает эффективность использования энергии выхлопа.
Известно устройство для привода вспомогательных агрегатов транспортного cj jflCTBa, содержащее крыльчатку, подключенную через конфузор к магистрали выпуска отработавших газов ДВС;и включенные в эту магистраль последовательно между двигателем и конфузором эжектор для подсоса воздуха из атмосферы и газонакопитель.
Однако в известном устройстве не используется энергия колебаний потока.
Целью изобретения является повышение эффективности использования энергии газов.
Для достижения поставленной цели между эжектором и двигателем в магистрали установлена резонансная камера, а эжектор разделен на последовательные камерно-сопловые блоки, каждый из которых выполнен в виде расширяющегося активного и суживающегося пассивного сопла, причем на входе в каждое пассивное сопло установлен створчатый клапан, а камеры блоков геометрически подобны и их обьемы пропорциональны объемам расширяющихся сопл.
На фиг.1 приведено устройство, общий вид; на фиг.2 - эжектор.
Устройство (фиг. 1) содержит магистраль выпуска отработавших газов ДВС, в которую последовательно включен выхлопной коллектор 1, резонансная камера 2, эжектор 3, состоящий из нескольких установленных одна за другим камерно-сопловых блоков, каждый из которых выполнен в виде расширяющегося активного сопла 4. диаметр которых увеличивается от входа в их цепочку к выходу, и суживающегося пассивного сопла 5, которое сообщается с атмосферой через отверстие б, прикрываемое створчатым клапаном 7; далее идет газонакопитель 8, заслонка 9, конфузор 10, крыльчатка 11, сидящая на валу 12 вспомогательного узла (вентилятора). Камеры блоков геометрически подобны и их объемы пропорциональны
объемам расширяющихся сопл 4.
Устройство работает следующим образом.
На такте выхлопа газы через коллектор 1 и резонансную камеру 2 попадают в эжектор 3 к соплу 4 наименьшего диаметра и всасывают воздух, находящийся в камере 5 сопла. Ускоренная смесь проходит далее сквозь второе сопло, третье и так далее, повторяя процесс отсасывания воздуха из
соответствующих камер. Если на предшествующих этапах получен избыток смеси, то, начиная с последнего камерно-соплового блока, последовательно он сливается в сопловые камеры, повышая давления в них, и
закрывает створчатые клапаны, которые в начале работы приоткрыты. Таким образом, исключается дренаж рабочего тела в атмосферу. Уменьшение давления в камере, ввиду отсоса смеси из камер проходящей через
сопла струей, вызывает открытие створчатых клапанов и поступление в камеры воздуха из внешней среды. Из эжектора 3 смесь через газонакопитель 8 попадает в конфузор 10, где ускоряется и подается на
лопасти крыльчатки 11.
Устройство представляет собой единую газодинамическую систему, состоящую из набора поперечных и продольной резонансной полостей, в которой резонансная камера не самостоятельный элемент выпускного тракта двигателя, а часть единого эжектор- ного устройства, трансформирующего поток отработавших газов в результате волновых процессов, устанавливающихся в
нем, в состояние, необходимое для нормальной работы привода.
Резонансная камера является продольной резонансной полостью для активного газа, ответственной за демпфирование низкочастотной составляющей колебаний давления потока.
Сопловые камеры - это поперечные резонансные полости, предназначенные для демпфирования колебаний давления с более высокой частотой (среднечастотной составляющей).
Створчатые клапаны срезают еще более высокочастотные (импульсные) забросы давления.
В эжекторной системе учтена зависимость коэффициента эжекции R от относительной площади высоконапорного сопла
a«fl a F2
где Fi - поперечная площадь сопла активного газа;
F2- поперечная площадь сопла пассивного газа, и гидравлического сопротивления входа пассивного газа, т.е. от геометрических параметров камер сопловых блоков.
R падает с ростом а и Ј, что следует из анализа формулы зависимости R от геометрии эжектора. Для предлагаемого эжектор- ного устройства Јг 0,02-0.03, так как для него коэффициент пропорциональности
- 0,5, где г - радиус кривизны профиля
меридионального (продольного) сечения входного участка пассивного газа, а D гидравлический диаметр входного сечения сопла активного газа.
Выполнение устройства в виде единой газодинамической системы позволяет повысить эффективность использования энергии газов.
Формула изобретения Устройство для привода вспомогатель- ных агрегатов транспортного средства, содержащее крыльчатку, подключенную через конфузор к магистрали выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, и включенные в эту магистраль последова0 тельно между двигателем и конфузором эжектор для подсоса воздуха из атмосферы и газонакопитель, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности использования энергии газов, между эжекто5 ром и двигателем в магистрали установлена резонансная камера, а эжектор разделен на последовательные камерно-сопловые блоки, каждый из которых выполнен в виде расширяющегося активного и суживающегося
0 пассивного сопл, причем на входе в каждое пассивное сопло установлен створчатый клапан, а камеры блоков геометрически подобны и их объемы пропорциональны объемам расширяющихся сопл.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двигатель внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1703842A1 |
Устройство для отвода отработавших газов двигателя внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1719674A1 |
ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ ТРАКТ НЕПРЕРЫВНОГО ХИМИЧЕСКОГО ЛАЗЕРА С АКТИВНЫМ ДИФФУЗОРОМ В СИСТЕМЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2408960C1 |
Дизельная установка | 1991 |
|
SU1815360A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ-РАЗБАВЛЕНИЯ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2009 |
|
RU2406837C2 |
Установка для газодинамических испытаний | 2020 |
|
RU2767554C2 |
УСТРОЙСТВО СНИЖЕНИЯ ВЫБРОСОВ В ВЫХЛОПНЫХ ГАЗАХ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2016 |
|
RU2634459C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2196901C2 |
ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА ВЕРТИКАЛЬНОГО СТАРТА | 1994 |
|
RU2094330C1 |
Эжекционно-вихревой двигатель | 2023 |
|
RU2827018C1 |
Изобретение позволяет повысить эффективность использования энергии газов. поступающих на выхлоп из двигателя внутреннего сгорания. Отработавшие газы из выхлопного коллектора 1 поступают в резонансную камеру 2 и далее в эжектор 3 для подсоса воздуха из атмосферы. Эжектор выполнен из камерно-сопловых блоков, каждый из которых содержит расширяющееся активное сопло 4 и суживающееся пассивное сопло 5, на входе которого установлен створчатый клапан 6. Из эжектора газовоздушная смесь через газонакопитель 8 и кон- фузор 10 поступает на крыльчатку 11 привода вентилятора 12. Все элементы системы образуют единую газодинамическую систему, использующую резонанс колебаний потока для повышения энергии перед крыльчаткой. 2 ил.
0 |
|
SU314347A1 | |
Способ изготовления звездочек для французской бороны-катка | 1922 |
|
SU46A1 |
Сигнальное устройство для указания хода брожения затора | 1925 |
|
SU1919A1 |
Способ испытания стали на контактную выносливость | 1977 |
|
SU638869A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Механизм для сообщения поршню рабочего цилиндра возвратно-поступательного движения | 1918 |
|
SU1989A1 |
Патент США № 3221492, кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Приспособление к индикатору для определения момента вспышки в двигателях | 1925 |
|
SU1969A1 |
Авторы
Даты
1992-03-23—Публикация
1989-01-18—Подача