Изобретение относится к химическому машиностроению, в частности к устройствам разового действия.
Цель изобретения - повышение надежности в работе путем обеспечения регули- рования давления срабатывания.
На фиг.1 изображен предохранительный клапан, разрез, общий вид; на фиг.2 - схема нагружения мембраны; на фиг.3-диаграмма определения значения он.
Способ сборки предохранительного клапана осуществляется следующим образом.
Так как предел прочности материала мембраны имеет большой разброс, а также при наличии допуска на ее толщину, необходимо при выборе мембраны это учитывать и выбирать мембрану с перекрытием этих факторов. Допуск на разрушение мембраны составляет не менее 50%, т.е. пои давлении разрушения 0,5 кг/см , разрушение ее может произойти как при 0,5 кг/см, так и при 0,75 кг/см .
Согласно предлагаемому способу мембрану необходимо выбирать для установки в клапан с минимальным давлением разрушения (Рлр), большим максимального допуска на расчетное заданное давление разрушения (Рд), и тем самым полностью исключить произвольное неуправляемое ее разрушение. Поэтому мембрану выбирают с характеристиками из соотношения
,5Рд.(1)
где 1,5 - коэффициент запаса, учитывающий погрешности механических характеристик материала мембраны и допуски на изготовление.
После установки мембраны осуществляют ее предварительное натяжение выпуклостью в сторону подачи газа до величины напряжения, выбираемого из условия
ОН ОВ - Oq
где Он - напряжение, возникающее в мембране при предварительном натяжении;
OB - предел прочности материала мем- браны;
оч - напряжения, возникающие в мембране от действия давления.
Задача нахождения напряжения для предварительного натяжения мембраны сводится к построению зависимости напряжений G, возникающих в мембране от величины выступа седла w относительно фланца и от величины давления прорыва q. В общем случае это условие можно записать в виде функции
а f(w,q).(2)
Исходя из критерия прорыва мембраны, т.е. достижения максимально возможных напряжений в материале мембраны, т.е. G Сь, получают формулу для расчета оь f(w,q).(3)
Применяя принцип независимости действия сил, получают
а Он + Oq(4)
Максимальное значение о достигается при r d, OH определяется силой натяжения Р мембраны на седло при его поднятии. Для определения предварительного напряжения в мембране, вызванного заневолива- нием ее при выступе седла на высоту w, рассматривают расчетную схему: круглая пластина шарнирно оперта по контуру, а сила Р равномерно распределена по соос- ной окружности d. Сила Р - приложенная к мембране нагрузка, вызванная реакцией седла при натяжении мембраны.
Исходя из схемы (фиг.2), решают обратную задачу. Зная прогиб w при г d, определяют силу Р и тем самым напряжение о()
a Mr
h2
где P-Y (1-v)(b2-d2) 8я-Ь2
Y
D 8я -D P--X- «:
(8)
X (b2-d2)(1+{.bl) + 1 + s 2 b2
+ 2d2ln ;
(9)
D - цилиндрическая жесткость пластины
D
Ehc
12 (1 -V2) Группируя приведенные получают
СГн
4ЯУУГ1 Y Е
(1-V)X
(11)
где h - толщина мембраны;
V- коэффициент Пуансона;
Е - модуль упругости;
Y, X - коэффициенты, определяющиеся радиусом седла d и радиусом b прижимного кольца (фланца).
Для определения напряжения Oq в мембране от воздействия давления рассматривают расчетную схему на фиг,2 (круглая пластина радиусом защемлена по контуру, нагрузка распределена равномерно).
К моменту разрушения плоская мембрана первоначально прогибается и приближается к участку сферы радиуса R d/sin p и толщина ее уменьшается от h до hi. Максимальное напряжение от давления q при
п - d-q
4 2 hi sin р
(12)
.h-sin«5
где h1 2(1-cosу)
(13)
Угол р зависит только от свойств материала и зависит от относительного удлинения а. Следовательно
q d (1 - cos p)
Oq;-г
h-sin уз
(14)
Подставляя (11) и (13) в (4), получают
OL 4yr-wh-E.Y+ q-d(1 -CQS0) (15) 1 -г2 хh-sin3
Выражение (15) представляется в виде
где Ki
оь Ki -w + Ка -q, 4jr-h-E Y
K2 -
1-V X d(1 -cosy))
(16)
(17) . . з-(18)
h-sirrp
Выражение (16) представляет линейное уравнение. При q 0, увеличивая высоту седла w, напряжение он; увеличивается и при сгн оь мембрана разрушается. С другой стороны, при w 0 повышая давление q при достижении Oq оь, мембрана также разрушается. Поэтому график уравнения (16) характеризуется прямой линией, проходящей через оси X и Y с координатами
X сгн ОЬ при Y 0;
Y (7q Ob при Х 0,
т.е. будет определять максимально возможные значения для данной мембраны (фиг.З).
При заданном значении нагрузки q и принимая любую независимо конструктивную толщину h мембраны с учетом выражения (1) по выражению (14) определяют напряжение, возникающее в мембране от нагрузки q. Затем из выражения (4) определяют
Oq.(19)
Определив ото (11), определяют требуемый выступ w для обеспечения предварительного натяга.
Если использовать диаграмму на фиг.З, то задача упрощается. Отложив по осям X и Y значение оь и задаваясь oq, определяют а (пунктирные линии по диаграмме).
После определения требуемого вылета седла производят установку мембраны с требуемым натяжением по заданному давлению прорыва.
Предохранительный клапан состоит из
корпуса 1 с входным 2 и выходным 3 каналами и фланцами 4 и 5, между которыми закреплена мембрана 6. Со стороны выходного канала 3 подвижно установлено контактирующее с мембраной 6 седло 7. которое размещено в устройстве регулировки его положения, выполненного в виде обоймы 8 с кольцевой расточкой 9 и резьбовыми отверстиями 10 регулировочных
винтов 11, равномерно укрепленных на корпусе 1.
После установки мембраны 6 между фланцами 4 и 5 регулировочными винтами 11 выдвигают обойму 8 с седлом 7 на расчетный вылет w. Затем винты 11 фиксируют в таком положении, а предохранительный клапан проверяют на срабатывание мембраны. В случае отклонения давления срабатывания в ту или иную сторону
осуществляют юстировку вылета седла 7 и повторную проверку предохранительного клапана. После достижения требуемого давления срабатывания замеряют окончательно вылет седла 7 и по этому юстированному вылету осуществляют все последующие сборки мембран данной партии в клапане.
Формула изобретения
1. Способ сборки предохранительного
клапана с мембраной свободного прорыва, включающий установку мембраны на седло. расположенное в корпусе клапана, отличающийся тем, что, с целью повышения
надежности в работе, после установки мембраны на седло осуществляют ее предварительное натяжение выпуклостью в сторону подачи газа до величины напряжения, устанавливаемой из условия
Он 0в - Oq.
где он - напряжения, возникающие в мембране при предварительном натяжении:
OB - предел прочности материала мембраны;
Oq - напряжения, возникающие в мембране при воздействии прорыва.
2. Предохранительный клапан, содержащий корпус с входным и выходным каналами, закрепленную между фланцами
мембрану и контактирующее с мембраной со стороны выходного канала подвижно установленное седло с устройством регулировки его положения, отличающийся тем, что устройство регулировки положения
выполнено в виде соосно установленной в корпусе обоймы с внутренней кольцевой расточкой и резьбовыми отверстиями на торцовой части, а в корпусе равномерно заU
креплены регулировочные винты, взаимодействующие с резьбовыми отверстиями обоймы, при этом седло закреплено в указанной кольцевой расточке.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН | 1991 |
|
RU2014537C1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН | 2000 |
|
RU2200891C2 |
КЛАПАН ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ | 2005 |
|
RU2283960C1 |
Предохранительный клапан | 1976 |
|
SU618596A1 |
Предохранительный клапан | 1979 |
|
SU892088A1 |
Мембранный предохранительный клапан | 1984 |
|
SU1168763A1 |
Предохранительный клапан | 1981 |
|
SU974006A1 |
Предохранительный клапан | 1979 |
|
SU855244A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2176047C1 |
Предохранительный клапан | 1982 |
|
SU1030607A2 |
Изобретение позволяет повысить надежность работы предохранительного клапана. Мембрану (М) 6 устанавливают на седло 7, расположенное в корпусе 1. После установки М 6 осуществляют ее предварительное натяжение выпуклостью в сторону подачи газа до величины напряжения, устанавливаемого из условия он - flfe - Oq, где сгн - напряжение, возникающее в М при предварительном натяжении; (7в - предел прочности материала М; Oq - напряжения, возникающие в М при воздействии прорыва. Устр-во регулировки положения седла 7 выполнено в виде соосно установленной в корпусе 1 обоймы 8 с внутренней кольцевой расточкой 9 и резьбовыми отверстиями 10 на торцовой части. В корпусе 1 равномерно закреплены регулировочные винты 11, взаимодействующие с отверстиями 10. Седло 7 закреплено в расточке 9. После достижения требуемого давления срабатывания замеряют окончательный вылет седла 7 и по нему осуществляют все последующие сборки М данной партии. 2 с.п.ф-лы, 3 ил. (Л 1 VI ю СА) О Фиг.1
6U
fcj
Фиг-2 6S
б« - - J
25
Х кг/см-}
Предохранительное устройство | 1983 |
|
SU1117420A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Предохранительное устройство | 1988 |
|
SU1548573A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-03-23—Публикация
1989-07-18—Подача