Устройство для защиты берегов и откосов от размыва и оползней Советский патент 1992 года по МПК E02B3/12 

Описание патента на изобретение SU1724792A1

сл

С

Похожие патенты SU1724792A1

название год авторы номер документа
Защитное покрытие для укрепления откосов 1991
  • Байнатов Жумабай Байнатович
SU1767071A1
Способ газового сульфоцианирования стальных деталей 1989
  • Ковалев Лев Григорьевич
  • Заварухин Николай Александрович
SU1767027A1
Сооружение для защиты берегов и откосов 1989
  • Кожин Юрий Петрович
  • Кадукин Владимир Иванович
  • Азарский Анатолий Иванович
SU1784709A1
Способ крепления откосов гидротехнических сооружений, берегов горных рек 2017
  • Атабиев Исхак Жафарович
  • Зенов Владислав Александрович
RU2646284C1
Способ берегоукрепления гидротехнических сооружений 1982
  • Бабин Лев Алексеевич
  • Спектор Юрий Иосифович
  • Файзуллин Саяфетдин Миннигулович
SU1110854A1
Противоселевое устройство 1990
  • Байнатов Жумабай Байнатович
  • Тулебаев Коксекбай Раткулович
  • Мырзагельдиев Жанибек Алишевич
SU1701803A1
БЕРЕГОЗАЩИТНОЕ СООРУЖЕНИЕ 2001
  • Ламердонов З.Г.
  • Курбанов С.О.
  • Дышеков А.Х.
  • Ногмов А.М.
RU2215087C2
Блок защитного гидротехнического сооружения 1989
  • Кожин Юрий Петрович
SU1663089A1
БЕРЕГОЗАЩИТНОЕ СООРУЖЕНИЕ 2001
  • Ламердонов З.Г.
  • Курбанов С.О.
  • Дышеков А.Х.
  • Созаев А.А.
RU2222666C2
ПРОТИВОСЕЛЕВОЕ ЗАТОРНОЕ СООРУЖЕНИЕ 2014
  • Анахаев Кошкинбай Назирович
  • Байсиев Хаджи-Мурат Хасанович
  • Макитов Умар Исаевич
  • Акшаяков Заур Тахирович
  • Анахаев Хасан Аубекирович
RU2571350C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 724 792 A1

Реферат патента 1992 года Устройство для защиты берегов и откосов от размыва и оползней

Изобретение относится к гидротехническому и дорожному строительству и может найти применение при защите транспортных дорог, откосов и морских берегов от размыва. Устройство для защиты откосов и берегов от размыва выполнено в виде гибкого мата, состоящего из каменных блоков. Блоки снизу и сверху обжаты разрезанными по продольной оси утилизированными автопокрышками, обращенными разрезанными сечениями к блоку. Блоки соединены между собой гибкими перемычками и заглублены в грунт. Блоки в рядах, расположенных на низовой зоне откоса дорожного полотна, соединены между собой длинными тросами,а в верхних рядах - короткими тросами. Маты расположены с противололожных сторон дорожного полотна, а тросы перекинуты через него. 1 з.п.ф-лы, 9 ил.

Формула изобретения SU 1 724 792 A1

Изобретение относится к гидротехническому и дорожному строительству и может найти применение при защите транспортных дорог, откосов и морских берегов от размыва речными и селевыми паводками.

Цель изобретения-упрощение изготовления конструкции мата, повышение устойчивости блоков на опрокидывание и сдвиг.

Предлагаемое устройство для защиты берегов и откосов от размыва и оползней включает гибкие маты, выполненные из каменных блоков, обжатых снизу и сверху ути- лизиро ванными полу авто покрышками, разрезанными по продольной оси, обращенными разрезанными сечениями к блоку и соединенными между собой вертикальными хомутами, при этом блоки соединены между собой гибкими перемычками и заглублены в грунт, кроме того блоки в рядах, расположенных на низовой зоне откоса, соединены между собой длинными тросами, а в верхних радах - короткими тросами.

Длинные и короткие тросы, служащие для соединения каменных блоков, расположенных с противоположных сторон откоса, перекинуты через дорожное полотно.

На фиг.1 изображено устройство для защиты откосов железнодорожного полотна, вид в плане; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - блок с длинным тросом, общий вид; на фиг.4 - фрагмент конструкции верхних рядов мата из блоков, соединенных между собой хомутами и перемычками; на фиг.5 - разрезанные половины автопокрышки на фиг.6 и 7 - блоки, образованные из двух и трех каменных глыб; на фиг.8 - устройство для защиты откосов автомобильных дорог от размыва и.оползней, поперечный разрез; на фиг.9 - морской берег, укрепленный двухслойными матами для заSi

Ю

Ч)

ю

щиты от всплесков воды, поперечный разрез. Гибкий мат 1 устройства для защиты откосов и берегов 2 от размыва и оползней состоит из каменных блоков 3, обжатых снизу и сверху утилизированными автопокрыш- ками 4, разрезанными по продольной оси, обращенными разрезанными сечениями к блоку 3 и соединенными между собой вертикальными хомутами 5, при этом блоки 3 соединены между собой гибкими перемыч- ками iB и заглублены в грунт, кроме того блоки в рядах, расположенных на низовой зоне откоса дорожного полотна 7, соединены между собой длинными тросами 8, а верхних рядах - короткими тросами 9.

При защите односкатных откосов и берегов морей для удержания гибких матов сдвигов используют сваи 10.

Блоки изготавливают в карьерах или из природных материалов - каменных валу- нов, извлекаемых из селевых отложений или из горного ущелья, составляющим блока являются утилизированные замкнутые полуавтопокрышки 4 разных диаметров, которыми обхватывают каменный блок и сое- диняют, напрягая их между собой, не менее тремя хомутами 5. Между двумя полуавтопокрышками, обращенными разрезанными сечениями одна к другой, устанавливают одну или несколько каменных глыб, подобран- ных из условия устойчивости на один блок.

Предварительно место установки каждого блока уплотняется под выступы камней таким образом, чтобы полуцилиндрическая поверхность полуавтопокрышки равномер- но опиралась на поверхность откоса.

Для образования гибкого мата блоки устанавливают устойчиво и плотно в ряд и соединяют между собой через автопокрышки, напрягая гибкими перемычками на уров- не верхней полуавтопокрышки.

Блоки, расположенные в противоположных низовых зонах откосов, соединены между собой длинными тросами 8, переки- нутыми через дорожное полотно, причем тросы охватывают блок по периметру среднего сечения, включая и хомуты для надежного закрепления. Блоки, расположенные в верхах противоположных откосов, соедине- ны между собой короткими тросами 9, Блоки, соединенные длинными тросами 8, выполняют две функции: во-первых, поддерживают блок, расположенный вдольтро- са по откосу, от сдвига, во-вторых, являются частью гибкого мата, т.е. защищают откос от размыва.

Блоки, соединенные короткими тросами 9, исключают опрокидывание и сдвиги верхних рядов блоков и не допускают уплотнения их в ряд, тем самым разгружая длинный трос 8.

Удар паводков, селевых потоков и морских волн непосредственно воспринимаются блоками, при этом поверхность защищаемых откосов не претерпевает никаких внешних изменений, так как массы мата из тяжких блоков поглощают и отражают размывную силу удара.

При систематическом и импульсном воздействии паводков на берег каменные блоки погружаются собственным весом на дно, описывая очертания размыва, таким образом исключается появление обнаженных поверхностей откосов.

Шероховатость и вертикальные сквозные щели, образованные при стыковке блоков, способствуют лучшему гашению напора набегающих волн и снижению ее наката на откос, т.е. происходит интенсивная диссипация (рассеивание) энергии потока воды, в результате чего исключается размыв.

Преимуществами каменных блоков, снабженных полуавтопокрышками и соединенных между собой в ряд хомутами, перемычками, длинными и короткими тросами, являются высокая степень проницаемости, определяющая повышенных волногасящий эффект, устойчивое положение блоков и гибких матов, что позволяет увеличить крутизну откосов морских берегов и дорожных полотен.

Кроме того, для дополнительного повышения устойчивости блоков на сдвиг нижние ряды матов заглублены в грунт.

Строительство гибких матов ведут с установкой в зоне низовых откосов блоков, присоединенных длинными тросами, затем к ним, опирая остальные блоки в направлении троса, образуют ряды, соединенные между собой перемычками, и после завершения монтажа всех блоков их последние ряды в верхах откосов соединяют между собой короткими тросами, перекинутыми через дорожные полотна.

Формула изобретения

1. Устройство для защиты берегов и откосов от размыва и оползней, включающее гибкие маты, выполненные из каменных блоков, расположенных рядами параллельно бровке откоса и соединенных между собой тросами, закрепленными на верхней кромке откоса, отличающееся тем, что, с целью упрощения изготовления его конструкции и повышения устойчивости блоков на опрокидывание и сдвиг, каменные блоки снизу и сверху обжаты утилизированными автопокрышками, продольно разрезанными по протекторной части, обращенными разрезанными сечениями к блоку и соединенными между собой вертикальными хомутами, при этом блоки соединены между собой гибкими перемычками и заглублены в грунт откоса, кроме того блоки в рядах, расположенных в низовой зоне откоса, соединены между собой длинными тросами, а в верхних рядах - короткими тросами.

0

2. Устройство по п.1, от л и ч а ю щ е е- с я тем, что, с целью расширения области применения путем обеспечения возможности защиты сооружения с двухсторонним расположением откосов, маты расположены на противоположных откосах сооружения, а длинные и короткие тросы, служащие для соединения каменных блоков, перекинуты через гребень сооружения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1724792A1

Устройство для защиты берегов от размыва 1978
  • Теблоев Борис Тимофеевич
SU883228A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 724 792 A1

Авторы

Байнатов Жумабай Байнатович

Каро-Мадэ Валерий Александрович

Филипченко Борис Иванович

Шарбакова Лариса Жиенбаевна

Даты

1992-04-07Публикация

1990-02-13Подача