(51)5 Е 02 В 3/14
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Защитное покрытие для укрепления откосов | 1991 |
|
SU1767071A1 |
Устройство для защиты берегов и откосов от размыва и оползней | 1990 |
|
SU1724792A1 |
Противоселевое устройство | 1990 |
|
SU1701803A1 |
Способ берегоукрепления гидротехнических сооружений | 1982 |
|
SU1110854A1 |
Блок защитного гидротехнического сооружения | 1989 |
|
SU1663089A1 |
Устройство для защиты оснований речных берегоукрепительных сооружений от подмыва | 1988 |
|
SU1583515A1 |
Дорожное покрытие | 1991 |
|
SU1791504A1 |
БЕРЕГОЗАЩИТНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 2001 |
|
RU2215087C2 |
Берегозащитное сооружение | 1989 |
|
SU1691454A1 |
Защитное покрытие откоса гидротехнического сооружения | 1987 |
|
SU1518436A1 |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1
(21)4904500/15
(22)2201 91
(46)07 Ю92.Бюл,Мг37
(71)Алма-Атинский архитектурно-строительный институт
(72)Ж Б Байнатов
(56)Авторское свидетельство СССР №720095, кл Е 02 В 3/14, 1977.
(54) ЗАЩИТНОЕ ПОКРЫТИЕ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ОТКОСОВ
(57)Использование в гидротехническом и дорожном строительстве, для защиты дорог, откосов и морских берегов от размыва речными и селевыми паводками, а также для защиты от снежных заносов. Сущность изобретения с целью повышения эффективности работы, плиты 1 защитного покрытия
выполнены квадратной в плане формы и имеют сквозное отверстие. Выступы 2 на плитах 1 расположены по их наружным углам и имеют форму прямоугольной трапеции, меньшее основание которой направлено к центру плиты 1. При этом защитное покрытие снабжено утилизированными автопокрышками 3, расположенными перпендикулярно к поверхности покрытия и закрепленными посредством гибких хомутов на каждой паре выступов смежно размещенных плит. Кроме того, ветви хомутов 4 расположены с одной стороны выступов 2 плит 1, а при размещении выступов 2 плит 1 посередине автопокрышек 3 ветви хомутов 4 расположены с двух сторон выступов 2 плит 2 з.п ф-лы, 9 ил
сл
с
XI О VI
О XI
Фиг.1
Изобретение относится к гидротехническому и дорожному строительству и может найти применение при защите транспортных дорог, откосов и морских берегов от размыва речными с селевыми паводками и от снежных заносов.
Цель изобретения - повышение эффективности работы сооружения.
Изобретение поясняется чертежом, где:
На фиг.1 изображен фрагмент защитного покрытия откосов; на фиг.2 - плита, в аксонометрии; на фиг,3,4 и 5 - схемы расположения выступов плит: заниженное, завышенное -и промежуточное положения в совокупности с гибкими хомутами; на фиг.6 - фрагмент соединения выступов без автопокрышки, в аксонометрии; на фиг.7 - разрез по А-А на фиг.4, соединения выступов с автопокрышками с помощью гибких хомутов в форме восьмерки; на фиг,8 - защита дорог от снежного и песчаного заносов, а также отразмыва откосов; на фиг.9-защита берегов рек и морей от размыва.
Защитное покрытие для укрепления откосов выполнено из плит 1 квадратной формы, в плане с выступами 2 в форме прямоугольной трапеции, предназначенными для соединения плит 1 между собой и с автопокрышками 3 с помощью гибких хомутов 4.
При защите дорог 5 от снежных и песчаных заносов (см.фиг.8) высота автопокрышки от поверхности плиты 1, меняется по кривой, описывая очертания снежного покрова 6, т.е. вблизи дороги высота hi, автопокрышки является-минимальной, расчет к центру и убывает по мере приближения к верхней кромке защитного покрытия, т.е. . Такой характер занесения откосов дорог повышает устойчивость защитного покрытия против оползней, обвалов, т.к. линия скольжения обрушения 7 и глубина проникновения автопокрышки не совпадают.
При защите берегов 8 рек от размыва (см.фиг.9) высота автопокрышки возрастает от низа к верхней кромке защитного покрытия (), т.к. чем выше барьер на пути речной волны, тем меньше вплеск водной пары, т.е. тем больше эффект гашения водной ударной волны.
При монтаже укладки плиты 1 и автопокрышки 3 производится последовательно, т.е. сначала устанавливается плита 1 и надевается на ее выступы 2 автопокрышка 3, при этом предварительно сделаны выемки в грунте под автопокрышки. Затем, для установки второй плиты ранее установленные автопокрышки изгибают в сторону до свободного прохода выступа 2 устанавливаемой второй плиты. После чего автопокрышка плотно обжимается к выступам плит с помощью гибких хомутов 4, образуя восьмерки и затем высыпаются выемки.
Нсли выступы плит 1 расположены внизу или вверху внутреннего круга автопокрышки, то гибкий хомут, образуя восьмерки, охватывает автопокрышки по линии хорды (см.фиг.5). Если выступы плит находятся в
0 промежутке (см.фиг.4) внутреннего круга, то одна из двух ветвей хомута должна пройти по низу, а вторая по верху выступа, образуя восьмерку. Это делается для того, чтобы ветви хомута прошли по середине выступа и
5 автопокрышки для создания эффективного охвата.
В качестве хомута можно использовать трос или проволоку диаметром 5-6 мм. Конусность выступа связана с повышением
0 контакта сцепления и исключением расхо- дящих сдвигов плит в плоскости откоса. Сдвиги авыступов плит из плоскости откосов ограничиваются совместной работой хомутов и автопокрышек. Такое соединение
5 классифицируется как гибкое и соответственно допускает незначительные взаимные сдвиги и повороты, в результате чего защитное покрытие в целом может описывать очертание размытых откосов; таким обра0 зом уменьшается вероятность возникновения эрозионного процесса.
Повышение прочности самой конструкции плиты связано с замкнутостью геометрии плиты, Замкнутые контуры значительно
5 прочнее, чем разомкнутые, это связано с тем, что часть элемента разомкнутого сечения при определенных нагрузках работает отдельно, при этом возникает большое внут- ренее усилие, а замкнутые сечения при лю0 бых сочетаниях нагрузок работают монолитно, перераспределяя усилия на все части сечения, т.е. плита будет находится в менее напряженном состоянии.
Расширение технологических возможно5 стей предложенного технического решения связано с тем, что оно более универсально, его можно использовать против размыва, так как соединительные автопокрышки играют роль зубьев, которые увеличиваюттрение при
0 сдвиге и повышают сопротивляемость плит на отрыв, так как полости автопокрышки и пространство под выступами заполнены насыпами. А также его можно использовать как барьеры для гашения энергии волны и нако5 пителей снежных и песчаный заносов, поскольку автопокрышки повышают трение против свободного смещения снега и снежной лавины.
Соединение двух блоков можно осуществить без автопокрышек и хомутов, тогда
Авторы
Даты
1992-10-07—Публикация
1989-11-20—Подача