Ходовая часть транспортного средства Советский патент 1992 года по МПК B62D55/04 

Описание патента на изобретение SU1726307A1

Изобретение относится к движителям внедорожных транспортных средств.

Цель изобретения - повышение эффективности при колебаниях нагрузки.

На фиг. 1 изображена кинематическая схема ходовой части при виде сбоку; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - то же, при выполнении подпружиненными обеих плеч балансира и регулируемой тяги их связывающей; на фиг. 4 - альтернативный вариант ходовой части с теми же функциональными возможностями, что и первый; на фиг. 5 - эпюры опорных давлений ходовой части на сминаемый грунт.

Ходовая часть содержит основное пневматическое колесо 1, дополнительные опорные катки 2 и 3, расположенные по обе стороны основного колеса в продольно-вертикальной плоскости 4. Колесо и катки охвачены замкнутой эластичной гусеничной лентой 5. На внешней поверхности гусеничная лента содержит грунтозацепы по типу

протектора тракторных или автомобильных внедорожных шин, условно изображенные на схемах тонкой линией 6. По краям ленты с внутренней стороны выполнены ограничители 7 и 8 для фиксации ленты в поперечном направлении от сваливания при движении. Поверхность ленты между упорами имеет покрытие повышенной износостойкости и фрикционными свойствами для сцепления с протектором 9 шинь. 10 основного колеса. Шина посажена на сплошной обод 11, образуя герметичную полость 12 для воздуха. Несущий обод диск 13 прикреплен к ведущей полуоси 14, установленной в остове транспортного средства с возможностью вращения.

С противоположной стороны к диску прикреплена ось 15 для крепления переднего 2 и заднего 3 катков. Это крепление осуществлено посредством двух концентрично посаженных на ось 15 втулок 16 и 17, несущих плечи балансира, связывающего катки

между собой и колесом. Каждое плечо выполнено из двух телескопически сочлененных и зафиксированных от относительного проворачивания подвижных в осевых направлениях частей. Одни из этих частей, охватывающие 18 и 19, прикреплены к упомянутым концентричным втулкам 16 и 17, а вторые, охватываемые 20 и 21,несут оси 22 и 23 катков. Охватываемая выдвижная часть 2 сзади расположенного плеча балансира, несущая ось заднего катка 3, подпружинена относительно охватывающей ее поворотной части 19 этого плеча во внешнем направлении. Обеспечивающая эту упругую осевую связь пружина 24 одним торцом упирается в упор 25 на выдвижной части 19 плеча, а вторым - в подвижной упор 26, выполненный например, в виде гайки.

Второе плечо, согласно варианту ходовой части (фиг. 1 и 2), имеет аналогичное решение, однако подпружинивание его частей 20 и 18 друг относительно друга отсутствует. Но зато выдвижная часть 20 этого плеча кинематически связана с поворотной частью 19 второго плеча. В частности, эту связь можно реализовать посредством тяги 27 регулируемой длины, одним концом шар- нирно соединенной непосредственно с выдвижной частью 20 переднего плеча, а вторым - с поворотной частью 19 второго плеча посредством консоли 28, прикрепленной к внешней концентричной втулке 16.

Поворотная часть 18 переднего плеча балансира прикреплена непосредственно к внутренней концентричной втулке 17 устройства.

Дальнейшим совершенствованием устройства является подпружинивание также впереди расположенного плеча балансира пружиной 29, одним концом упирающейся в гайку 30, а вторым - в гайку 31 через про- ставку 32 (фиг. 3). Тяга регулируемой длины также может содержать подпружинивающей элемент 35, расталкивающий ее телескопически соединенные части 33 и 34, причем один конец пружины опирается на гайку 36, предназначенную для регулирования длины тяги. В остальном конструкция движителя не отличается от представленной на фиг. 1 и 2.

Несколько по иному осуществлена связь подвижной части 37 переднего плеча балансира с поворотной частью 38 его заднего плеча в устройстве ходовой части, схематично представленной на фиг. 4. Здесь подвижная часть 37 выполняет целиком роль переднего плеча, состоит из двух телескопически соединенных частей, раздвигаемых пружиной 39, опирающейся на гайки 40 и 41, и установлена на внутренней концентричной, втулке 42 с возможностью осевого пеоемещения в направляющей 43, не допускающей его проворачивания. Верхний конец подвижной 37 части переднего плеча

балансира шарнирно связан тягой 44 регулируемой длины с консолью 45, прикрепленной также, как и поворотная часть 38 переднего плеча балансира, к внешней концентричной втулке 46, В остальном конструкция этого варианта ходовой части аналогична описанным техническим решениям.

На фиг, 5 обозначены также вылеты плеч балансира 47 и 48, эпюра давлений 49,

поверхность грунта 50, дно колеи 51.

Ходовая часть работает следующим образом.

Опираясь на грунт, ходовая часть обеспечивает распределение давлений между

основным 1 и дополнительными опорными катками 2 и 3. Характер этого распределения позволяет регулировать тяга 27. При ее удлинении опорные катки 2 и 3 воспримут большую часть нагрузки, разгрузив шину колеса и наоборот. При этом также будет иметь место натяжение гусеничной ленты 5 в прямой зависимости от воспринимаемой. С увеличением натяжения заднерасполо- женный каток 3 будет приближаться к колесу 1 вследствие сжатия пружины 24, а передний каток 2 будет удаляться от колеса 1, поскольку несущая его выдвижная часть 20 плеча балансира будет выталкиваться тягой 27. Такой эффект, т.е. приближение заднего катка 3 и удаление переднего катка 2, будет иметь место не только при регулировании длины тяги 27, но и при увеличении нагрузки на движитель. Удлинение плеча переднего катка 2 приведет к уменьшению

воспринимаемой им нагрузки при одновременном увеличении нагрузки на задний каток 3, что облегчит условия колееобразования, исключит бульдозерный эффект (нагребание перед движителем

вала грунта), поскольку менее нагруженный передний каток сможет взбираться на поверхность 50 грунта (фиг. 5).

Принцип работы другого, альтернативного варианта ходовой части (фиг. 4) аналогичен. При повороте плеч балансира переднее из них удлиняется, а заднее ускорится.

Длину плеч, и следовательно, их вылет 47 и 48, можно регулировать и принудительно гайками 26, 30 или 41 в зависимости от условий предстоящего движения,

Регулировочные тяги 27 (фиг. 1) и 44 (фиг. 4), а также гайка 36 (фиг. 3) позволяют so всех вариантах ходовой части управлять

распределением опорных давлений между колесом и катками.

Таким образом, ходовая часть предлагаемой конструкции обладает повышенной эффективностью во внедорожных условиях, особенно при колебаниях нагрузки на нее: обусловлено это улучшением условий для колееобразования, когда передний каток 2, частично разгружаясь благодаря удлинению плеча балансира, меньше деформирует грунт, легко взбирается поэтому на выпучиваемый перед ним вал грунта в тяжелых условиях движения, образуя так называемый угол атаки гусеничной ленты и поджимая с дополнительным усилием задний каток 3 к дну 51 колеи. Эпюра 49 опорных давлений приобретает наиболее благоприятный для гусеничных движителей характер, иллюстрированный фиг. 5.

0

5

0

Формула изобретения

Ходовая часть транспортного средства, содержащая установленное на оси колесо, расположенные по обе его стороны передний и задний дополнительные опорные катки и гусеничную ленту, охватывающую колесо и катки, несущий катки и связанный с осью колеса балансир, переднее и заднее плечи которого выполнены телескопическими, и регулируемую тягу для связи плеч балансира, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности при колебаниях нагрузки, заднее плечо балансира выполнено с консольной частью, при этом выдвижная часть переднего плеча балансира соединена с консольной частью заднего плеча балансира посредством указанной регулируемой тяги.

Похожие патенты SU1726307A1

название год авторы номер документа
Ходовая часть транспортного средства 1990
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Пищало Владимир Дорофеевич
  • Зеленая Марина Михайловна
  • Гетман Валентина Васильевна
SU1773787A1
Ходовая часть транспортного средства 1991
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Бойков Владимир Петрович
  • Жданович Чеслав Иосифович
  • Пищало Владимир Дорофеевич
SU1784519A1
Ходовая часть транспортного средства 1990
  • Жданович Чеслав Иосифович
  • Бончковская Алевтина Павловна
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Бойков Владимир Петрович
SU1781120A1
Ходовая часть транспортного средства 1988
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Бойков Владимир Петрович
  • Вергун Михаил Иосифович
  • Бончковская Алевтина Павловна
SU1556992A1
Ходовая часть транспортного средства 1990
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Пищало Владимир Дорофеевич
  • Зеленая Марина Михайловна
  • Гетман Валентина Васильевна
SU1717464A1
Ходовая часть транспортного средства 1989
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Пищало Владимир Дорофеевич
  • Гетман Валентина Васильевна
  • Зеленая Марина Михайловна
SU1717462A1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ 1998
  • Мамонов И.В.
RU2147284C1
Подвеска направляющего колесагуСЕНичНОй МАшиНы 1979
  • Лысоченко Александр Алексеевич
SU806517A1
ВНЕДОРОЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2001
  • Суржиков А.Ф.
  • Пульников С.А.
  • Куликов А.В.
  • Нятин Е.И.
RU2199463C2
МНОГОЦЕЛЕВОЕ ГУСЕНИЧНОЕ ШАССИ 2008
  • Комратов Юрий Сергеевич
  • Кукис Валерий Александрович
  • Чикунов Юрий Александрович
RU2403528C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 726 307 A1

Реферат патента 1992 года Ходовая часть транспортного средства

Изобретение относится к колесно-гусе- ничным движителям внедорожных машин. Цель - повышение эффективности при колебаниях нагрузки на движитель. Достига- ется это изменением в функции нагрузки вылета плеч балансира, несущего расположенные по обе стороны пневматического колеса 1 опорные катки 2 и 3, а также натяжения охватывающей колесо и катки гусеничной эластичной ленты 5. G этой целью выполненное из двух телескопически соединенных частей 20 и 18 плечо, несущее передний каток 2, снабжено тягой 27 регулируемой длины, кинематически связывающей выдвижную часть 20 этого плеча с поворотной частью 19 плеча, несущего задний каток 3, выдвижная часть 21 которого подпружинена пружиной 24 во внешнем направлении. Поворотные части 18 и 19 плеч балансира сочленены посредством втулок 16 и 17 на оси 15, прикрепленной к колесу. 5 ил.

Формула изобретения SU 1 726 307 A1

Фиг.1

фиг. 5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1726307A1

Ходовая часть транспортного средства 1988
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Бойков Владимир Петрович
  • Вергун Михаил Иосифович
  • Бончковская Алевтина Павловна
SU1556992A1
Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1

SU 1 726 307 A1

Авторы

Зеленый Петр Васильевич

Гетман Валентина Васильевна

Бойков Владимир Петрович

Пищало Владимир Дорофеевич

Даты

1992-04-15Публикация

1989-11-13Подача