Ходовая часть транспортного средства Советский патент 1990 года по МПК B62D55/04 

Описание патента на изобретение SU1556992A1

Изобретение относится к движителям транспортных средств, преимущественно внедорожных.

Цель изобретения - повышение эффективности проходимости движителя путем перераспределения нагрузки на опорную поверхность движителя.

На фиг.1 кинематическая схема устройства, вид сбоку; на фиг.2 - JQ кинематическая схема устройства, вид сверху, на фиг.З - вариант ее конструктивной проработки на фиг.1; на фиг.4 - вариант ее конструктивной проработки на фиг.2; на фиг.З - кон- 75 Структивная проработка фиксирующих элементов1, на фиг.6 - конструктивная проработка фиксирующих элементов; на фиг.7 - вариант выполнения плеч балансира выдвижными; на фиг.8 - схема 20 гидравлического привода фиксаторов; на фиг.9 - схема выполнения баланси- ра из двух частей, связанных винтом для регулирования; на фиг.10 - вариант выполнения по фиг.9, но при на-25 личии упругой связи между частями балансира на фиг.11 - схема привода эксцентричной втулки посредством чер- вячного механизма; на фиг.12 - связь частей балансира посредством силово- п го гидроцилиндра, на фиг. 13 - принцип работы движителя при реверсировании движения по деформируемой опорной поверхности; на фиг.14 - последовательные стадии работы элементов движителя в режиме шагания.

Ходовая часть транспортного средства содержит замкнутую эластичную ленту 1, выполненную, например, из резины, армированной продольным гиб- до ким нерастяжимым кордом и поперечными планками. Лента охватывает основное пневматическое колесо 2 и расположенные по обе стороны опорные катки 3 и 4 . Для расположения катков 45 вблизи пятна контакта колеса 2, они выполнены сдвоенными, что позволяет им находиться непосредственно у боковин 5 шины. Катки связаны с колесом посредством балансира 6, оба пле- JQ ча которого выполнены, в частности, равной длины. К концам 7 и 8 плеч прикреплены перпендикулярно к плоскости вращения колеса оси 9 и 10, на которые посажены с возможностью сво- 55 бедного вращения упомянутые пары катков 3 и 4. В месте схождения плеч балансира 6 расположен шарнир, связывающий его с колесом и состоящий

35

Q 5 0 5 п

о 45 Q 5

5

из эксцентричной втулки 11, установленной в расточке 12 балансира и оси 13, на которую втулка посажена с возможностью вращения.

Ось 13 снабжена фланцем 14 и прикреплена болтами 15 к ступице 16 колеса вместе с его диском 17. У транспортного средства с регулируемой колеей балансир шарнирно связан с колесом посредством полой оси 18, охватывающей ось 19 колеса с кольцевым зазором. Ступица 20 в этом случае имеет возможность осевого перемещения с фиксацией в различных положениях. Ось 19 колеса установлена в корпусе 21 остова транспортного средства с возможностью вращения.

Эксцентричная втулка снабжена фиксатором 22 в виде винта для сто- порения ее от вращения в расточке 12 балансира. Стопорение достигается тем, что при ввинчивании винта его конец 23 входит в отверстие 24 на внешней стороне втулки. Выполнив ряд отверстий во втулке под фиксирующий винт можно обеспечить возможность ее фиксирования в различных угловых положениях в расточке.

При этом балансир 6, а следовательно, и несомые им катки 3 и 4 будут занимать различные положения относительно колеса 2 по высоте и в продольном направлении. Поворот втулки в расточке достигается вручную при вывинченном винте 22. Для облегчения проворота используется рычаг в виде стержня, вставляемый в отверстие 25.

При ином конструктивном решении устройства отверстия под рычаг (на схемах не показан) могут быть выполнены в специальном кольце 26, прикрепленном ко втулке. Иным также может выполняться и фиксатор, например. в виде подпружиненного цилиндрического стержня 27 с оттяжной-чекой 28. На корпусе 29 такого фиксатора имеются пазы под чеку двух разных глубин. При нахождении чеки 28 в глубоких пазах нижний конец 30 стержня находится в одном из радиальных отверстий 31 втулки, а при нахождении чеки 28 в пазах меньшей глубины (что достигается поворотом стержня в оттянутом положении на 90 град.) упомянутый его конец, находясь за пределами отверстия, не препятствует повороту втулки. Для механизированного поворота втулки в устройстве может быт предусмотрен второй фиксатор аналогичной конструкции, также содержащий подпружиненный цилиндрический стержень 32 с оттяжной чекой 33 и корпус 34 с пазами под чеку. В полой оси 18 конец 35 этого стержня предусмотрен ряд радиальных отверстий 36, расположенных с ним в одной плоскости.

При опускании упомянутого конца 3 стержня фиксатора в одно из отверсти 36 эксцентричная втулка 11 получает возможность вращаться совместно с колесом 2 транспортного средства за . счет подводимого к нему крутящего момента.

Привод обоих стержней 27 и 32 фиксаторов может быть гидрофицирован, т.е. стержнем содержат поршни 37 и 38, а в корпусах фиксаторов имеются герметичные полости 39 и 40, сообщенные с источником давления рабочег тела - насосом 41 - через управляемый с рабочего места водителя распределитель 42. Давление в нагнетательной магистрали насоса определяет перепускной клапан 43. В исходном положении обе полости 39 и 40 фик поршней фиксаторов сообщены распределителем 42 со сливом 44 и фиксирующие стержни 27 и 32 удерживаются от самопроизвольного перемещения пружинами 45 и 46. При этом эксцентричная втулка 11 зафиксирована от вращения с балансиром 6.

Помимо отмеченных особенностей конструктивного исполнения балансира несущего опорные катки 3 и 4 движителя, плечи балансира могут выполняться выдвижными для натяжения ленты , 1, охватывающей катки и основное ведущее колесо 2 (фиг.7). Для обеспечения натяжения ленты постоянным каждое плесо, в частности может представлять собой плунжер 47 и 48 силового цилиндра в рабочих полостях 49 и 50 которого поддерживается постоянное давление рабочей среды например, ресивером или гидроаккумулятором (не представлены).

Регулируя давление можно изменить натяжение ленты применительно к конкретным условиям движения.

В соответствии со схемами па фиг. 9,10,12 плечи балансира шарнирно связаны не только с колесом, но н друг с другом. Для удержания ; их в определенном угловом положении, а также

для регулирования этого положения предназначена тяга 51 регулируемой длины, или силовой цилиндр 52 двухстороннего действия.

Наличие упругого элемента 52 в связи плеч друг с другом позволяет изменять угловое положение плеч, а следовательно, и катков 3 и 4 балансира

в зависимости от нагрузки на движитель и неровностей поверхности движения, повышая плавкость хода устройства.

Привод и фиксация эксцентричной

5 втулки 11 в расточке балансира может осуществляться также червячным механизмом 54 (фиг.11).

Работает устройство следующим образом.

0 Посредством фиксатора (болта 22 - фиг.З, или стержня 27 - фиг.5) стопорят эксцентричную втулку 11 в расточке балансира 6 в одном из положений, соответствующем реальным усло5 виям движения и его направлению. Так при движении влево (фиг.13) балансир удерживается эксцентриком 11 в положении, смещенном также влево, что обеспечивает благоприятные условия

0 для качения катков 3 по деформируемому опорному основанию.

Деформируемый участок грунта в передней по направлению движения зоне пятна контакта приобретает более

- пологий профиль, а максимум суммарной эпюры давлений движителя смещается назад (в сторону катков 4), обеспечивая большую плавность колесо- образования.

0 При реверсировании движения, когда впереди оказывается каток 4 первыми, деформируя грунт, втулку 11 переводят вправо, вместив в этом же направлении балансир 6 и обеспечив

каткам 4 возможность более легкого

взбегания на поверхность грунта благодаря смещению максимума эпюры суммарных давлений движителя назад (в сторону катков 3, фиг.14).

Поворотом эксцентричной втулки 11, помимо смещения катков в продольном направлении, можно обеспечивать смецение их по высоте относительно основного колеса 2, регулиРУЯ тем самым распределение вертикальной нагрузки между катками и колесом применительно к условиям движения. Так на дорогах и опорных поверхностях вне дорог с высокими не-

сущими свойствами опорные катки приподнимают (фиг.18), обеспечивая полное или частичное восприятие нагрузки колесом 2. При этом повышается быст- роходность транспортного средства, плавность его движения, снижается износ эластичной ленты, улучшаются маневренные свойства. При движении по песку, напротив - обеспечивают вое- приятие большей.доли нагрузки катками 3 и 4 для куполообразного защемления массива грунта под пятном контакта движения.

Кроме того, устройство позволяет реализовать режим шагания движителя для повышения проходимости в условиях с низкими сцепными свойствами (например, по льду). Для этого втулка 11 расстопаривается с балансиром 6, фиксируется для совместного вращения с полой осью 18 колеса (фиг.5). Все стадии режима шагания представлены на фиг.15-18. В начале (фиг.15) нагрузка воспринимается и катками 3 и 4 и колесом 2. Затем (фиг.16) колесо 2, благодаря вращению эксцентричной втулки 11, приподнимается над опорным основанием и переносится вперед до очередного опирания (фиг.17).

После этого дальнейшее вращение эксцентрика приводит к подъему и переносу вперед катков 3 и 4 (фиг.18). Как только катки обопрутся, процесс повторяется, т.е. приподнимается и переносится вперед вновь колесо и т.д. В положениях колеса и катков, изображенных на фиг.15 и 18 эластичная лента получает дополнительное натяжение, что компенсируется упругими свойствами шины колеса, или применением в качестве армирующего слоя в ленте упругого материала. Возможны однако и другие варианты компенсации натяжения ленты (фиг.7, где натяжение постоянно).

Ф. ормула изобретения

1.Ходовая часть транспортного средства, содержащая установленное на оси колесо, балансир, установленный на оси колеса посредством втулки опорные катки, установленные на свободных концах балансира, управляемый фиксатор положения балансиров относительно колеса и бесконечную ленту, охватывающую ведущее колесо и опорные катки, отличающаяся тем, что, с целью повышения проходимости движителя путем перераспределения нагрузки на опорную поверхност движителя, втулка выполнена эксцентричной, установлена с возможностью вращения в балансире и связана с ним посредством управляемого фиксатора.

2.Ходовая часть по п.1, о т л и- чающаяся тем, что втулка выполнена с диаметральными отверстиями, а фиксатор - в виде стержня, размещенного в одном из диаметральных отверстий втулки.

3.Ходовая часть по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что стержень фиксатора снабжен гидравлическим приводом.

/

у г 12 /J /У / /

Фиг. 2

Похожие патенты SU1556992A1

название год авторы номер документа
Ходовая часть транспортного средства 1990
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Пищало Владимир Дорофеевич
  • Зеленая Марина Михайловна
  • Гетман Валентина Васильевна
SU1773787A1
Ходовая часть транспортного средства 1990
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Пищало Владимир Дорофеевич
  • Зеленая Марина Михайловна
  • Гетман Валентина Васильевна
SU1717464A1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ 1998
  • Мамонов И.В.
RU2147284C1
Ходовая часть транспортного средства 1991
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Бойков Владимир Петрович
  • Жданович Чеслав Иосифович
  • Пищало Владимир Дорофеевич
SU1784519A1
Ходовая часть транспортного средства 1989
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Гетман Валентина Васильевна
  • Бойков Владимир Петрович
  • Пищало Владимир Дорофеевич
SU1726307A1
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Дядченко Николай Петрович
RU2507102C1
ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 1991
  • Зеленый П.В.
  • Жданович Ч.И.
  • Бойков В.П.
  • Пищало В.Д.
RU2011559C1
Движитель гусеничного транспортного средства 1987
  • Шляков Григорий Васильевич
  • Андрюшин Михаил Иванович
  • Осипович Юрий Петрович
SU1423449A1
ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Мухаметшин М.Р.
  • Газизов А.З.
RU2105691C1
ДВИЖИТЕЛЬ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2006
  • Гафаров Амир Загирович
RU2324617C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 556 992 A1

Реферат патента 1990 года Ходовая часть транспортного средства

Изобретение относится к движителям транспортных средств, преимущественно внедорожных. Цель изобретения - повышение эффективности проходимости движителя путем перераспределения нагрузки на опорную поверхность движителя. Поставленная цель достигается приспосабливанием устройства к условиям движения за счет продольного смещения дополнительных опорных катков 3 и 4 относительно колеса 2. При этом получает смещение и эпюра давлений движителя под охватывающей колесо и катки эластичной лентой 1. Регулировка смещения обеспечивается связью балансира 6 катков 3 и 4 с колесом 2 посредством поворотной эксцентричной втулки 11, фиксируемой в различных угловых положениях фиксатором 22. 2 з.п. ф-лы, 14 ил.

Формула изобретения SU 1 556 992 A1

21

фиг,3

v

Ч Ч I

47 М 50 8 Фиг.7

фиг. 8

3 51

фае. 10

4

Риг. 9

;/

//

tpuatf

фиг. №

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1556992A1

Патент США № 380164, кл
Устройство для устранения мешающего действия зажигательной электрической системы двигателей внутреннего сгорания на радиоприем 1922
  • Кулебакин В.С.
SU52A1

SU 1 556 992 A1

Авторы

Зеленый Петр Васильевич

Бойков Владимир Петрович

Вергун Михаил Иосифович

Бончковская Алевтина Павловна

Даты

1990-04-15Публикация

1988-06-23Подача