Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения валов с пересекающимися осями.
Известен универсальный шарнир, содержащий две вилки, каждая из которых содержит вкладыш, подвижно установленный в ее торцовом пазу, установленные с возможностью взаимодействия друг с другом посредством промежуточного элемента и упомянутых вкладышей.
Недостатком шарнира являются ограниченные его эксплуатационные возможности, в частности отсутствие дополнительной передачи в условиях сжимающих и растягивающих осевых усилий, и малая работоспособность в связи с отсутствием защитных
средств в контактирующих поверхностях скольжения.
Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей и повышение долговечности работы.
Указанная цель достигается путем дополнительной передачи, кроме сжимающих усилий, растягивающих усилий, она снабжена распорным шариком и балансировочными винтами, каждый паз выполнен с вогнутой цилиндрической поверхностью, соединяющей упомянутые боковые поверхности с резьбовыми участками на концах, каждая лопасть выполнена с торцовой стороны со сферическим углублением, а со стороны рабочих ее поверхностей - с
И
Os 00
о
буртиками, выполненными с выпуклой цилиндрической поверхностью, ось которой перпендикулярна рабочей поверхности лопасти, на которой расположен центр сферического углубления, при этом распорный шарик размещен в центре шара между лопастями и сопряжен с их сферическими углублениями, а в резьбовые участки пазов ввинчены балансировочные винты.
Кроме того, она снабжена кожухами, каждый из которых выполнен в виде желоба, с внутренней сферической поверхностью, при этом желоб подвижно соединен с шаром и жестко закреплен на лопасть.
На фиг.1 изображена муфта в сборе; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1.
Муфта содержит валы 1 и 2, выполненные заодно с одинаковыми лопастями, образованными плоскими боковыми рабочими поверхностями 3, расположенными параллельно продольной оси вала, симметрично последней, и поверхностями 4, расположенными под углом к продольной оси вала и симметрично последней; в торцовой части лопасти, на каждой боковой рабочей поверхности симметрично, расположены буртики 5, образованные выпуклой цилиндрической поверхностью, перпендикулярной боковой рабочей поверхности; в центре торцовой части, на оси вала, выполнено сферическое углубление 6.
При этом каждая лопасть вала установлена в паз 7 промежуточного элемента 8, выполненного в виде шара с двумя пазами, расположенными в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, с параллельными боковыми рабочими поверхностями соединяющиеся с вогнутыми цилиндрическими поверхностями 9 с резьбовыми участками на концах, и пересекающиеся в центре шара, при этом в центре шара образованы цилиндрические кромки 10, которые взаимодействуют с выпуклой цилиндрической поверхностью каждого буртика 5, причем распорный шарик 11 размещен в центре шара, между лопастями, и сопряжен с их сферическими углублениями 6, а в резьбовые участки пазов ввинчены балансировочные винты 12, при этом сфера шара закрыта защитными кожухами 13, которые выполнены в виде желоба с внутренней сферической поверхностью, равной наружной сфере шара, с которым соединен подвижно и жестко закреплен на лопасти винтом 14.
Сборка муфты осуществляется поочередным вводом каждой лопасти 3 в паз 7 промежуточного элемента 8, и цилиндрическая поверхность буртика 5 совмещается с кромкой 10, в центре шара, где фиксируется
сферическим углублением 6 на распорном шарике 9, вводом его в зев, образовавшийся в условиях максимального углового отклонения одной из лопастей, затем
завертываются балансировочные винты, перемещением массы которых относительно центра балансируется крутящий момент массы муфты, причем центрирование обеспечивается распорным шариком 9,
взаимодействующим со сферическими углублениями в торцах каждой лопасти.
Крутящий момент от одного вала к другому при их соосном расположении передается взаимодействием боковых
поверхностей 7 лопасти с пазом в промежуточном элементе 8, в относительной их взаимной неподвижности.
При несоосном расположении валов передача крутящего момента с одного вала на
другой осуществляется теми же рабочими поверхностями 7 лопасти и паза, которые образуют кинематическую пару трения скольжения.
Таким образом конструкция обеспечивает жесткое сцепление двух валов с пересекающимися осями посредством соединительного элемента, конфигурация которого обеспечивает передачу крутящего момента, с одного вала на другой, способом
совмещения боковых рабочих поверхностей лопасти и паза в шаре, что уменьшает контактные напряжения и повышает несущую способность, при этом жесткий кожух предохраняет От засорения смазочные материалы в контактирующих поверхностях скольжения, что повышает долговечность их работы.
Формула изобретения
1. Универсальная муфта, содержащая два вала с лопастями, соосно расположенными, взаимно обращенными друг к другу и соединенными между собой промежуточным элементом в виде шара с двумя пазами,
расположенными в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, пересекающихся в центре шара, при этом каждая лопасть выполнена с плоскими боковыми поверхностями, сочлененными с ответными плоскими
боковыми поверхностями соответствующего паза, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем дополнительной передачи, кроме сжимающих осевых усилий,
растягивающих усилий, она снабжена распорным шариком и балансировочными винтами, каждый паз выполнен с. вогнутой цилиндрической поверхностью, соединяющей упомянутые боковые поверхности, и с резьбовыми участками на концах, каждая
лопасть выполнена с торцовой стороны со сферическим углублением, а со стороны рабочих ее поверхностей - с буртиками, вы- полненными с выпуклой цилиндрической поверхностью, ось которой перпендикулярна рабочей поверхности лопасти и на которой расположен центр сферического углубления, при этом распорный шарик размещен в центре шара между лопастями и сопряжен с их сферическими углублениями,
0
а в резьбовые участки пазов ввинчены балансировочные винты.
2. Муфта по п. 1,отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем обеспечения смазки, она снабжена кожухами, каждый из которых выполнен в виде желоба с внутренней сферической поверхностью, при этом желоб подвижно соединен с шаром и жестко закреплен на лопасти.
Изобретение относится к машиностроению, предназначено для соединения валов, расположенных под углом друг к другу. Цель изобретения - расширение технических возможностей и повышение долговечности. Муфта содержит два вала с лопастями, промежуточный элемент, распорный шарик, балансировочные винты 5, кожухи и крепежные элементы. Лопасть выполнена с плоскими рабочими поверхностями, со сферическим углублением и выпуклыми цилиндрическими поверхностями на буртах. Промежуточный элемент выполнен с двумя встречными пазами, расположенными во взаимно перпендикулярных плоскостях. Паз образован плоскими поверхностями, соединенными цилиндрической поверхностью с резьбовыми участками. Муфта по сравнению с прототипом обеспечивает кроме передачи крутящего момента и сжимающих усилий передачу растягивающих усилий, за счет взаимодействия поверхностей, понижение вибрации за счет введения балансировочных средств и защиту взаимодействующих поверхностей от воздействия внешней среды за счет установки кожухов. 1 з.п. ф-лы. 2 ил. to С
Фиг. 1
Фиг. 1
Универсальный шарнир | 1985 |
|
SU1286848A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-04-15—Публикация
1990-01-17—Подача